Основы экстренной психологической помощи: истерика, агрессия, апатия, страх, тревожность, плач. Тревожная истерия: причина, симптомы, лечение Лечение тревожной терапии

Истерия страха

Согласно З. Фрейду - самое частое и первое психоневротическое заболевание детей - «неврозы детства» - всегда развивающееся преимущественно в фобии. Психический механизм ее соответствует механизмам фобий, исключая один момент: при истерии страха либидо, освобожденное из патогенного материала путем вытеснения, не конвертируется - не переходит из сферы психики на телесную иннервацию, а остается свободным в виде страха. Истерия страха может комбинироваться с истерией конверсионной.


Словарь практического психолога. - М.: АСТ, Харвест . С. Ю. Головин . 1998 .

Смотреть что такое "истерия страха" в других словарях:

    ИСТЕРИЯ - – невротическое заболевание, имеющее многообразные клинические проявления и характеризующееся разнообразным расстройством телесных (моторных, сенсорных, визуальных) функций и психических состояний человека. Представления об истерии уходят… …

    ИСТЕРИЯ - ИСТЕРИЯ. Содержание: Этиология................... 800 Патогенез.................... 802 Симптоматология............... 805 Диагноз и прогноз.............. 814 Лечение................... 815 Истерия (от греч. hystera матка), заболевание,… … Большая медицинская энциклопедия

    Истерия - Название истерия (hysteria, hysteriasis) происходит от греческого слова ύστερα матка. Это этимологическое значение названия нервной болезни находит свое объяснение в прежнем ошибочном воззрении, что она стоит в связи с маткой, с женскими половыми … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    ИСТЕРИЯ, ПСИХОЗ - Аконит, 3, 6 и бвр выраженное чувство страха, тоска, беспокойство, предчувствия несчастья, страх за будущее, стремление куда то бежать, музыки не переносит, так как становится от нее грустным. Ощущение, что отдельные части тела непомерно… … Справочник по гомеопатии

    НЕВРОЗ СТРАХА - – понятие, введенное З. Фрейдом для описания состояния тревожности, связанного с накоплением сексуального возбуждения при отсутствии явного объекта страха. Представления о неврозе страха содержались в ранних работах З. Фрей да, в частности, в… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    ПОНЯТИЕ СТРАХА - (1844) сочинение Кьеркегора. Стремясь опровергнуть философскую систему Гегеля, во введении к П.С. Кьеркегор писал: Шлейермахер говорил только о том, что знал, тогда как Гегель, несмотря на все свои превосходные качества и исполинскую ученость, во … История Философии: Энциклопедия

    Невроз страха - Тревожный невроз (также известный как невроз страха) расстройство нервной системы, обусловленное длительным психическим перенапряжением или коротким по частоте, но сильным по интенсивности стрессом. Указанное заболевание проявляется психическими … Википедия

Как помочь себе (и близким) в случае истерики, агрессии, апатии, страха, тревоги или слез. Зожник приводит тут целиком важную для каждого брошюру о первой психологической доврачебной помощи: что нужно и чего нельзя делать в этих случаях.

Это система приемов, которая позволяет людям, не обладающим психологическим образованием, помочь себе и окружающим, оказавшимся в экстремальной ситуации, справиться с психологическими реакциями.

Оказавшись в такой ситуации человек переживает сильное эмоциональное потрясение, ведь его привычная «нормальная» жизнь в один момент изменилась. Находясь в таком состоянии, человек не всегда самостоятельно может справиться с сильнейшими эмоциональными реакциями, которые захлестывают его в этот момент. Очень важно поддержать, помочь найти силы и мужество жить дальше.

Истерика

Истероидная реакция – сухими медицинскими словами «активная энергозатратрная поведенческая реакция». Человек бурно выплескивает свои эмоции на окружающих. Он может кричать, размахивать руками, одновременно плакать. Истерика всегда происходит в присутствии зрителей.

Истероидная реакция – это один из способов, с помощью которой наша психика реагирует на экстремальные события. Эта реакция очень энергозатратна и обладает свойством заражать окружающих.

Как помочь другому при истерике

  • Постарайтесь удалить зрителей и замкнуть внимание на себя. Чем меньше зрителей, тем быстрее истероидная реакция прекратится.
  • Если зрителей удалить невозможно, постарайтесь стать самым внимательным слушателем, оказывайте человеку поддержку, слушайте, кивайте, поддакивайте.
  • Меньше говорите сами. Если говорите, то короткими простыми фразами, обращаясь к человеку по имени. Если не «подпитывать» истерику провоцирующими словами, высказываниями, то через 10-15 минут она пойдет на спад.
  • После истерики наступает упадок сил, поэтому необходимо дать человеку возможность отдохнуть.

Помощь себе самому при истерике

В таком состоянии очень трудно чем-то помочь самому себе, потому что в этот момент человек находится в крайне взвинченном эмоциональном состоянии и плохо понимает, что происходит с ним и вокруг него.

Если у вас возникает мысль о том, как прекратить свою истерику, это уже первый шаг на пути ее прекращения. В этом случае нужно принять следующие действия:

  • уйти от «зрителей», остаться одному.
  • Умыться ледяной водой – это поможет прийти в себя.
  • Сделать дыхательные упражнения: вдох, задержка дыхания на 1-2 секунды, медленный выдох через нос, задержка дыхания на 1-2 секунды, медленный вдох и так далее.

Недопустимые действия при истерике

  • Не совершайте неожиданных действий (таких как дать пощечину, облить водой, потрясти человека).
  • Не вступайте с человеком в активный диалог по поводу его высказываний, не спорьте до тех пор, пока эта реакция не пройдет.
  • Не нужно считать, что человек делает это намеренно, чтобы привлечь к себе внимание.
  • Помните, что истероидные проявления – это нормальная реакция на ненормальные обстоятельства.
  • Не нужно говорить шаблонных фраз: «успокойся», «возьми себя в руки», «так нельзя», «соберись, тряпка».

Агрессия

Агрессивная реакция или гнев, злость – бывают нескольких видов: вербальная (когда человек высказывает слова угрозы) и невербальная (человек совершает агрессивные действия).

В ситуации, когда внезапно и существенно нарушается привычный уклад жизни любой человек имеет право испытывать злость, гнев, раздражение.

В такой ситуации вы сможете помочь человеку совладать со шквалом эмоций, со своим гневом и с достоинством пережить испытания, которые ему выпали.

Гнев – это еще более эмоционально заразительная реакция, чем истерика. Если вовремя ее не остановить, то в какой-то момент она может стать массовой. Многие люди, испытывая такую реакцию потом недоумевали, как такое могло с ними произойти.

Чтобы оказать человеку поддержку, примите его право на эту реакцию и то, что она направлена не на вас, а на обстоятельства.

Как помочь другому человеку в гневе

  • Разговаривайте с человеком спокойно, постепенно снижая темп и громкость речи.
  • Важно говорить тише, медленнее и спокойнее, чем человек, который испытывает гнев.
  • Обращайтесь к человеку по имени, задавайте вопросы, которые помогли бы ему сформулировать и понять его требования к этой ситуации: «Как вы считаете, что будет лучше сделать: это или вот это?»

Как помочь себе при агрессии

Недопустимые действия при агрессии

  • Не нужно считать, что человек, выражающий агрессию, по характеру злой.
  • Гнев – это выражение эмоциональной боли на «ненормальные» обстоятельства.
  • Не старайтесь переспорить или переубедить человека, даже если считаете, что он не прав.
  • Не угрожайте и не запугивайте.

Апатия

Апатия – снижение эмоциональной, поведенческой и интеллектуальной активности человека.

Зачастую, когда человек попадает в экстремальную ситуацию, это оказывается для него настолько тяжелым переживанием, что он не в состоянии сразу осознать то, что случилось, и апатия в данном случае выступает как психологическая анестезия.

Как помочь другому человеку при апатии

  • Если это возможно, дайте такой реакции состояться, постарайтесь обеспечить человеку комфортные условия, чтобы он мог отдохнуть.
  • Если это по каким-то причинам невозможно, то необходимо помочь человеку мягко выйти из этого состояния. Для этого вы можете предложить ему самомассаж (или помочь ему в этом) активных биологических зон – мочек ушей и пальцев рук.
  • Можно дать стакан сладкого чая, предложить какую-то умеренную физическую нагрузку (погулять пешком, сделать простые упражнения).
  • Поговорите с человеком, задайте ему несколько простых вопросов, например, «Как ты себя чувствуешь?»
  • Скажите человеку, что испытывать апатию – это нормальная реакция на сложившиеся обстоятельства.
  • Когда мы даем реакции состояться, то это позволяет человеку в комфортном для него режиме осознать произошедшее.

Как помочь себе при апатии

  • Если вы чувствуете упадок сил, вам трудно собраться и начать что-то делать, и особенно если вы понимаете, что не способны испытывать эмоции, дайте себе возможность отдохнуть. Снимите обувь, примите удобную позу, постарайтесь расслабиться.
  • Не злоупотребляйте напитками, содержащими кофеин (кофе, крепкий чай), это может только усугубить ваше состояние. По возможности отдохните столько, сколько потребуется.
  • Если ситуация требует от вас действий, дайте себе короткий отдых, расслабьтесь хотя бы на 15-20 минут.
  • Помассируйте мочки ушей и пальцы рук. Эта процедура поможет вам немного взбодриться.
  • Выпейте чашку некрепкого сладкого чая.
  • Сделайте несколько физических упражнений, но не в быстром темпе.
  • Если необходимо работать – делайте это в среднем темпе, старайтесь сохранить силы. Например, если вам нужно дойти до какого-то места, не бегите – передвигайтесь шагом.
  • Не беритесь делать несколько дел сразу. В таком состоянии внимание рассеяно и сконцентрироваться трудно.
  • При первой же возможности дайте себе полноценный отдых.

Чего нельзя делать при апатии

  • Не «выдергивайте» человека из этого состояния и не прекращайте течение этой реакции без крайней на то нужды.
  • Не нужно призывать человека собраться, «взять себя в руки», апеллируя к моральным нормам, не нужно говорить «так нельзя», «ты сейчас должен».

Страх

Страх – это эмоция, которая оберегает нас от рискованных, опасных поступков, его время от времени испытывает каждый человек.

Опасным страх становится, когда он неоправдан или силен настолько, что лишает человека способности думать и действовать.

Сильные проявления страха – это тоже нормальная реакция на ненормальные обстоятельства.

Страх, возникая один раз, может надолго поселиться в душе. И тогда он начнет мешать ему жить, вынуждая отказываться от каких-то действий, поступков, отношений.

Чем дольше человек живет со своим страхом, тем сложнее ему с ним бороться. Поэтому чем быстрее человек справится со своим страхом, тем меньше вероятность того, что это превратится в проблему, которая может беспокоить человека долгие годы.

Как помочь другому человеку, если он испытывает страх

Как помочь себе при страхе

  • Если вы находитесь в состоянии, когда страх лишает способности думать и действовать, то можно попробовать применить несколько простых приемов. Например, это могут быть дыхательные или физические упражнения.
  • Попытайтесь сформулировать для себя и проговорить вслух, что вызывает страх.
  • Если есть возможность, поделитесь своими переживаниями с окружающими людьми – высказанный страх становится меньше.
  • При приближении приступа страха можно сделать несколько дыхательных упражнений.

Недопустимые действия

Даже если вы считаете, что страх неоправданный или нелепый, то не нужно пытаться убедить в этом человека фразами: “Не думай об этом”, “Это ерунда”, “Это глупости”. Когда человек находится в таком состоянии, для него страх серьезен и эмоционально болезнен.

Тревога

Состояние тревоги отличается от состояния страха тем, что, когда человек испытывает страх, он боится чего-то конкретного (поездок в метро, болезни ребенка, аварии и т.д.), а когда человек испытывает чувство тревоги, он не знает, чего он боится. Поэтому в каком-то смысле состояние тревоги тяжелее, чем состояние страха.

Источником тревоги очень часто является недостаток информации и состояние неопределенности, которое характерно для любой чрезвычайной ситуации.

Состояние тревоги может длиться долго, вытягивая из человека силы и энергию, лишая его возможности отдыха, парализуя способность действовать.

Как помочь человеку (или себе) при тревоге

  • При тревожной реакции очень важно постараться “разговорить” человека и понять, что именно его тревожит. В этом случае возможно, что человек осознает источник тревоги, и тогда она трансформируется в страх. А со страхом справиться проще, чем с тревогой.
  • Часто человек тревожится, когда у него не хватает информации о происходящих событиях. Тогда можно проанализировать, какая информация необходима, когда и где ее можно получить, составить план действий.
  • Самое мучительное переживание при тревоге – это невозможность расслабиться. Напряжены мышцы, в голове крутятся одни и те же мысли, поэтому можно предложить человеку сделать несколько активных движений, физических упражнений, чтобы снять напряжение, а еще лучше вовлечь его в продуктивную деятельность, связанную с происходящими событиями.

Недопустимые действия

  • Не оставляйте человека одного.
  • Не убеждайте его, что тревожиться незачем, особенно, если это не так.
  • Не скрывайте от него правду о ситуации или плохие новости, даже если с вашей точки зрения это может его расстроить.

Слезы

Плач – это реакция, позволяющая в сложной кризисной ситуации выразить переполняющие человека эмоции. Каждый хотя бы раз в жизни плакал и знает, что слезы, как правило, приносят значительное облегчение.

Когда человек попадает в экстремальную ситуацию, он не может сразу, как по взмаху волшебной палочки вернуться в обычную жизнь. Его переполняют сильнейшие эмоции, и слезы в данном случае – способ выплеснуть свои чувства.

Любую трагедию, любую потерю человек должен ПЕРЕЖИТЬ. Пережить – это значит принять то, что с ним случилось, выстроить новые отношения с миром. Процесс переживания не может случиться сразу, он занимает какое-то время. Эмоционально это время очень непростое для человека.

Слезы, печаль, грусть, размышления о произошедшем свидетельствуют о том, что процесс переживания начался. Такая реакция считается самой лучшей.

Если человек сдерживает слезы, то не происходит эмоциональной разрядки, и это может нанести вред психическому и физическому здоровью человека.

Помощь пострадавшему

  • Нужно дать этой реакции состояться. Но находиться рядом с плачущим и не пытаться помочь ему – тоже неправильно.
  • Постарайтесь выразить человеку свою поддержку и сочувствие. Не обязательно делать это словами, можно просто сесть рядом, дать почувствовать, что вы вместе с ним сочувствуете и переживаете. Можно просто держать человека за руку, иногда протянутая рука помощи значит гораздо больше, чем сотни сказанных слов.
  • Важно дать человеку возможность говорить о своих чувствах.
  • Если вы видите, что реакция плача затянулась и слезы уже не приносят облегчения человеку, можно предложить выпить ему стакан воды – это известное и широко используемое средство.
  • Можно предложить человеку сконцентрироваться на глубоком и ровном дыхании, вместе с ним заняться каким-нибудь делом.

Помочь себе при плаче

  • Если вы плачете, не нужно сразу стараться успокоиться, “взять себя в руки”. Нужно дать себе время и возможность выплакаться.
  • Однако, если вы чувствуете, что слезы уже не приносят облегчения и нужно успокаиваться, то необходимо выпить стакан воды, после чего медленно, но неглубоко дышать, концентрируясь на своем дыхании.

Недопустимые действия

  • Не нужно пытаться остановить эту реакцию, успокоить человека и убедить его не плакать.
  • Не стоит считать, что слезы являются проявлением слабости.

Заключение

“Все, что не убивает меня, делает меня сильнее” – это изречение древнего философа как нельзя более точно описывает то, что происходит с человеком, переживающим психологическую травму. Кризисы после трагических событий, душевная боль, которую люди испытывают при потере близкого, – это плата за то, чтобы быть человеком. Кто-то справляется с этим сам, а кто-то сам справиться не может. В этом случае нет ничего постыдного или неудобного в том, чтобы обратиться за помощью к специалисту: психологу, врачу, психотерапевту.

Истерия – это психическое расстройство, относящееся к общей группе неврозов. Истерический невроз считается вторым, по частоте встречающихся среди всех существующих невротических расстройств. Это заболевание известно из древности, клиническую картину которого описывали еще врачи античной Греции. И само понятие «истерия» имеет греческое языковое происхождение, что в переводе с греческого обозначает «матка». Поскольку в те времена считалось (и вплоть до начала ХХ века), что это расстройство возникает только у женщин.

Истерический невроз – весьма сложное и необычное заболевание, над которым очень долго висел нимб мифичности и загадочности. К тому же это расстройство, как ни одно другое, не характеризуется настолько выраженной и разнообразной патоморфозностью. То есть переменчивостью симптоматики. Клиническая картина этого заболевания часто меняется, а некоторые признаки и вовсе исчезают. В основном это связано с изменением социального строя общества, глобальными переменами ценностей. Симптоматика современных пациентов становится менее демонстративной и сценоподобной, а наиболее тяжелые симптомы совсем не проявляются или проявляются слабо выражено. Тем не менее, основные признаки, которые и отличают это психическое заболевание от остальных, остаются неизменными.

Истерический невроз: характеристика заболевания

Истерический невроз – это совокупность невротических состояний и расстройств, обусловленных психогенной природой. Для него характерны соматические, психические, вегетативные, сенсорные и двигательные нарушения. Подобный диагноз ставится только на основе того, что все выше перечисленные нарушения, которые могут наблюдаться у больного, не вызваны органическими нарушениями организма.

Это расстройство с медицинской точки зрения интересно тем, что часто маскируется под другие, самые разнообразные неврологические заболевания. За что и получило метафорическое название в медицинских кругах «великая симулянтка». Потому как главный признак заболевания – это симптомы, которые всегда имеют только психогенную природу.

Истерию не стоит путать с истерическим синдромом. Поскольку он является одним из симптомов других психических или неврологических заболеваний и расстройств.

Истерический невроз у женщин встречается намного чаще, чем у противоположного пола. Это заболевание чаще всего начинает развиваться в молодом возрасте. Оно имеет хронический характер с периодическими обострениями и рецидивами. С возрастом у представительниц женского пола симптомы и признаки болезни практически исчезают, а в климактерический период могут вновь проявиться. Также истерией могут страдать в подростковом и юношеском возрасте под воздействием ярко выраженного травмирующего фактора в виде систематического угнетения личности или, наоборот, в ситуации гиперопеки и избалованности ребенка – «кумир семьи».

Причины возникновения болезни

Истерический невроз чаще всего возникает у лиц с истерическим типом характера, для которого характерны такие проявления, как инфантилизм, эгоцентризм, эгоизм, чрезмерная впечатляемость. Человек с истерическим характером склонен винить окружающих в своих бедах и несчастьях, ошибках и поражениях, при этом полностью, снимая с себя ответственность. Резкая смена настроения, сильная грусть или радость без видимых на то причин, некая театральность и надуманность переживаний, безудержное желание привлечь к себе внимание любым способом, стремление к признанию также весьма характерны для истерического типа личности.

Тем не менее, это заболевание может развиться практически у любого человека, независимо от его психотипа. И главные причины для этого – острый травмирующий фактор, который привел к срыву психических механизмов, или ситуация конфликта, носящая долговременный характер.

Симптомы истерического невроза

Для этого заболевания характерно большое количество симптомов, которые имеют свойство видоизменяться время от времени. В большинстве случаев те или иные признаки заболевания появляются по принципу самовнушения. И очень часто проявляемые симптомы отражают представления больного об этом заболевании.

Симптоматика и клинические проявления заболевания являются весьма специфическими и индивидуальными, поскольку основываются на принципах «условной желательности». А причины появления тех или иных симптомов обусловливаются тем, насколько это «выгодно» и «нужно» больному в конкретных условиях.

Симптомы болезни могут иметь не только психический характер, но часто и соматический. При истерии могут наблюдаться нарушения:

  • двигательные (паралич, онемение конечностей, мутизм, астазия-абазия и мн. др.);
  • сенсорные (потеря зрения, слуха, слуховые галлюцинации);
  • вегетативные (аритмия, повышенная потливость, проблемы с дыханием и ЖКТ, нарушение сексуальных функций).

По сути, вся вегето-соматическая и другая симптоматика – это своеобразный конверсионный ответ, подчинённый вытеснению психического конфликта или травмы на физиологический уровень, желание извлечь «выгоду» из собственной болезни.

Возможные расстройства при истерическом неврозе

Пароксизм или истерический припадок

В основном это расстройство начинает проявлять себя истерическим припадком, который характеризуется рядом отличительных признаков. Припадок, как правило, возникает в результате переживания неприятного и конфликтующего характера. Истерический припадок практически всегда начинается с вегетативных нарушений (затрудненное дыхание, покраснение кожного покрова, учащенной пульс, легкое покалывание в области сердца). Больной может начать резко плакать или плакать и смеяться одновременно. Он падает на пол, начинаются судороги, как правило, тонические. Падая в припадке, больной никогда не ударяется, не прикусывает язык. Лицо всегда краснеет, глаза закрыты, реакция зрачков на свет присутствует. Припадок никогда не начинается в состоянии сна, сознание сохранено полностью или частично. В припадке больной может кричать или стонать, биться головой о пол, стены. Движения часто театральные. Иногда клиническая картина пароксизма бывает менее выраженной.

Истерический припадок от эпилептического отличается рядом особенностей: больной никогда не прикусывает язык, не случается произвольное мочеиспускание, у эпилептиков во время приступа лицо синеет или багровеет, у истериков – краснеет.

Сенсорные (чувствительные) расстройства

Чувствительные нарушения также являются наиболее часто встречающимися симптомами этого заболевания. К ним относятся истерические боли, гипестезия (онемение конечностей), анестезия (полная или частичная потеря чувствительности к боли), гиперестезия (повышенная чувствительность на уровне всей сенсорной системы).

Наиболее часто у пациентов встречаются боли, которые могут носить разный характер и концентрироваться в разных участках тела. Такие боли могут как легкими, так и тяжелыми. При этом их причины всегда имеют сугубо психогенную основу.

Сюда же можно отнести зрительные и слуховые нарушения («истерическая» слепота или глухота). При этом органических нарушений этих органов не наблюдается. И даже при двухсторонней слепоте у больного сохраняется зрительное восприятие.

Нарушения речи

Речевые расстройства проявляются в виде афонии (переход речи на шепот), заикания, мутизма, скандирования (общения по слогам).

Истерический мутизм проявляется неспособностью произносить не только слова, но и звуки, может онеметь зев или язык. Кашель при мутизме всегда звучный, а больные охотно идут на контакт с окружающими при помощи письма или жестов. Мутизм может прерваться резко или постепенно, перетекая в афонию или заикание. Заикание при истерии не сопровождается сокращением мышц лица или судорожными движениями.

Моторные расстройства

Двигательные или моторные нарушения проявляется параличом лица, рук или ног, реже страдает шея, язык. Также может наблюдаться контрактура – нарушение движений в суставе, при котором невозможно полностью сгибать или разгибать конечности в одном или сразу в нескольких суставах. К другим видам двигательных расстройств относятся ослабевание мышц шеи или позвоночника, может наблюдаться истерическая кривошея, невозможность стоять или ходить, дрожь в теле или в отдельных его частях, тик и прочие гипер- и гипокинезы. При истерии все проявления моторных нарушений исчезают во время сна.

Соматические нарушения

У больных истерическим неврозом могут наблюдаться симптомы нарушений работы желудочно-кишечного тракта: отсутствие аппетита, рвота психогенного характера, метеоризм, затруднения в глотании. Также может появляться кашель, икота, боль в области сердца, резкое снижение либидо, головные боли, приступы псевдобронхиальной астмы.

Расстройства психики

Поскольку в основе болезни лежит истерический характер личности, то к психическим нарушениям можно отнести все его проявления. Это капризность, инфантилизм, чрезмерная чувствительность, резкие перепады настроения, эгоцентризм, плаксивость, преувеличение важности многих незначимых событий.

Поведение больных отличается наигранностью, «игрой на публику», в нем кажется, нет ничего естественного, простого и природного.

Может создаться впечатление, что человек, страдающий от проявлений этого заболевания, очень рад своему недугу. Больной практически всегда демонстративно подчеркивает тяжесть своего расстройства, жалуется на свои невыносимые страдания и ужасные боли. И вместе с этим он не пытается избавиться от этого состояния. Поскольку для больного это возможность психологической защиты посредством заболевания – «бегство в болезнь». Тем самым больному не нужно принимать проблему, с нею бороться и брать на себя ответственность за её решение.

Человек, страдающий этим неврозом, стремится к признанию, постоянному вниманию окружающих к своей персоне.

Все выше перечисленные симптомы могут быть менее или более ярко выражены, но всегда усугубляются в неблагоприятной для больного ситуации. Поведение становится максимально театральным, нрав – еще более одноличным, больной концентрируется на себе и собственном заболевании. Расстройства истерического характера могут быть длительными или кратковременными, хроническими с резкими рецидивами. Интенсивность проявления симптомов зависит от того, насколько быстро и насколько много больной может добиться с помощью своего поведения. Но на практике этого не случается. Даже если и удается добиться реализации сиюминутных целей и желаний, в долгосрочной перспективе всё наоборот. Семейные и профессиональные отношения неизбежно рушатся, а собственная жизнь постепенно превращается в одно сплошное заболевание.

Итак, переходим к описанию четвертой и последней, основной, формы страха — страха перед окончательностью, необходимостью и ограниченностью нашего стремления к свободе . Если личности с навязчивостями боятся изменений, свободы и риска, то у истерических личностей мы отмечаем нечто совершенно противоположное. Они явно стремятся к переменам и свободе, жаждут всего нового и рискованного, перед ними открыты все возможности будущего. Они боятся всяких ограничений, традиций, закономерностей и порядка .

Это означает, что такие люди живут от мгновения к мгновению, без четких планов и целей, в ожидании нового. Они охвачены жаждой новых раздражителей, впечатлений и авантюр, находясь во власти господствующих в данный момент впечатлений и желаний, исходящих как от внешних, так и от внутренних источников. Прежде всего, они нуждаются в ощущении свободы, поэтому испытывают страх перед порядком, законами и невозможностью уклониться от обязанностей и установок…. Их стремление к свободе по преимуществу является стремлением к свободе от чего-то, а не для чего-то.

В каждой жизненной ситуации истерические личности ищут лазейку, для того чтобы иметь возможность уклониться от общепринятого порядка. Они не могут жить по законам каузальности, т. е. взаимосвязи между причиной и следствием, столь необходимым при столкновении с физической природой; для них действительно лишь то, что применимо здесь и сейчас.

Реальность нашего существования основана на уже упоминавшемся законе взаимосвязи причины и следствия, действия и последствия. … Эту реальность истерические личности не признают и пытаются разрушить . Тем самым они обретают для себя призрачную свободу, которая со временем становится все более опасной : они живут в иллюзорном мире, где их фантазии, возможности и желания не ограничиваются реальностью. ...Однако чем больше они отдаляются от реальности, наслаждаясь кажущейся свободой, тем меньше ориентируются в реальной действительности и тем меньше учитывают ее в своем поведении.

Чувствуя, что закон причинности ограничивает их возможности и принуждает соблюдать некоторую последовательность действий и отказываться от своих желаний, истерические личности прибегают к «страусиной политике» и ведут себя так, как будто этого закона не существует. Одержимые сиюминутными желаниями, не думая об их последствиях и не пытаясь проверить их реалистичность, они живут по принципу «после нас хоть потоп». Они наивно полагают, что закон причинности и его последствия не имеют влияния на текущие события или, по крайней мере, не имеют прямого отношения к данной ситуации. Будучи зависимыми от своих желаний и сиюминутных впечатлений, они пренебрегают возможными последствиями и только потом думают о возможных результатах своих действий.

Они одержимы собственными желаниями, подлежащими немедленному удовлетворению, склонны к быстрому и бездумному реагированию, их отличает нежелание и неспособность сдерживать свои потребности, для этих людей ожидание непереносимо, а переживаемое в данный момент не подвергается обдумыванию. Их легко обольстить, так как они не могут противостоять искушению.

Необоснованные ожидания чуда как способа выхода из затруднительных положений обычно присущи истерическим личностям; эти люди удивляют своей наивностью и искренне верят в то, что их требования и желания заменяют действительность; они действуют по принципу «чего не знаю, о том не вспоминаю».

Они не бывают пунктуальными, необходимость планировать и распределять свое время вызывает у них тягостные чувства; они нередко расценивают пунктуальность других людей как мелочность.

Истерические личности не хотят отказываться от своих установок, стремясь как можно дольше считаться детьми, не имеющими никаких обязанностей, удержать молодость и не отвечать за свое поведение. Ответственность для них — неприятное и неудобное понятие; оно напоминает им о законах причинности и неприятных последствиях. И возраст! Они всячески уклоняются от ответов на вопросы о возрасте.

Им кажется, что, уклоняясь от правдивого ответа, они достигают иллюзии вечной молодости. Чтобы поддержать эту иллюзию, они прибегают к любым средствам, начиная с юношеского стиля одежды и кончая многочисленными косметическими средствами и даже косметическими операциями.

Истерические личности обладают гибкостью восприятия мира; свои ошибки они каждый раз истолковывают в зависимости от обстоятельств.

Логика, с их точки зрения, — это обременительная, докучливая реальность. Они все более и более отдаляются от реальности и от решения порождаемых ею проблем — их собственная логика отличается от логики других людей минимальным содержанием логического. Окружающие видят в мышлении истерических личностей непонятные скачки и разрывы, за которыми невозможно поспевать. Истерическим личностям свойственно постепенное суммирование неправильного, ошибочного поведения, которое приводит их к безысходной ситуации.

Эти люди не осознают своего страха перед необходимостью и окончательностью. Он заменяется часто встречающимся у них страхом открытых улиц и площадей (агорафобия) и страхом замкнутого пространства, охватывающим их в лифтах, купе пассажирских поездов и т.д. (клаустрофобия). Так же часто встречается страх перед животными. Эти страхи являются переносом основного страха на нечто второстепенное и безобидное.

Что можно сделать, для того чтобы удачно избежать обязательности и окончательности? Таким гарантирующим безопасность способом истерическим личностям представляется жизнь сегодняшним днем. Если вчера были совершены ошибки и сделано много глупостей, то сегодня надо отрешиться от всего этого, потому что завтра может и не наступить. Преодолевая временные и каузальные взаимосвязи, истерические личности достигают необычайной пластичности мироощущения. Они отвергают прошлое как несущественный балласт, что вносит в их жизнь некую пунктирность, ненадежность, фрагментарность и переливчатость; могут, как хамелеоны, приспособиться к каждой новой ситуации и вместе с тем обнаруживают так мало постоянства и такой дефицит «непрерывности Я», что эти качества считаются для них характерными. Истерики кажутся непредсказуемыми и непостижимыми.

Они могут играть разные роли в зависимости от данного момента и своих потребностей, ориентироваться на партнера и тут же публично отказываться от своей привязанности, если эта роль их больше не устраивает. Так непоследовательность и нестабильность поведения становятся характерологическими чертами истерических личностей.

Еще одной особенностью страха, припирающего истериков к стенке, является так называемый «поворот копья в другую сторону», когда вина за происшедшее перекладывается на окружающих. При этом упреки самому себе заменяются претензиями к постороннему, что рефлекторно приводит к свойственной детям реакции, когда они на реплику «ты дурак» автоматически отвечают «сам дурак».

Проецирование на других собственного чувства вины в форме упреков может достичь такой степени, что они начинают верить в виновность другого человека по принципу «держи вора». Это, естественно, приводит к неискренности, которая в различных жизненных ситуациях в конечном счете переходит в лживость. Все это вызывает у истериков подспудное чувство неуверенности и неопределенный страх, что в некоторых случаях выражается в поисках роли, защищающей их от реальности. Часто это «бегство в болезнь», что, по крайней мере, дает им возможность выиграть время и избежать ответственности.

Истерические личности «любят любовь». Они любят все, что может способствовать повышению их самооценки — упоение, экстаз, страсть; любовь воспринимается ими как вершина их переживаний.

Любовные взаимоотношения истерических личностей характеризуются интенсивностью, страстностью и требовательностью. Они ищут в любви прежде всего подтверждения своего Я, им нравится упоение и опьянение любовными чувствами. Создание эротической атмосферы является для них само собой разумеющимся, они прибегают к различным способам очаровывания и соблазнения. Они одинаково хорошо владеют различными инструментами эротики — от легкого флирта и кокетства до искусства обольщения во всех его нюансах.

При установлении любовных отношений для них важна прежде всего сила желания. Эти люди берут крепость штурмом, не затягивая осаду, по принципу «veni, vidi, vici» — «пришел, увидел, победил». Они легко вступают в контакт с противоположным полом; связь для них не бывает скучной и тягостной. Любовь они любят больше, чем партнера; исполненные любопытства и любовного голода, они с радостью знакомятся с различными способами и образцами любви. Им нравятся блеск и роскошь, праздники и торжества, они готовы праздновать по любому поводу, находясь при этом в центре внимания с помощью своего обаяния, темперамента, непосредственности и экстравагантной одежды. Они считают смертельным грехом, если партнер не нашел в них любовные качества или не оценил их — такое они переносят с трудом и вряд ли смогут простить.

Истерики обоих полов рассматривают секс скорее как цель для повышения самооценки и как испытание силы своего воздействия на партнера. Они любят разнообразие.

Естественно, что с возрастом привлекательность, которая носила преимущественно внешний, поверхностный характер, угасает; это закономерно приводит к возникновению возрастных кризисов.

Их самолюбование нуждается в постоянном подтверждении. Они легко поддаются лести, которой охотно верят. Партнер нужен им прежде всего для того, чтобы подтвердить их обаяние, красоту, ценность и привлекательность. Поэтому они склонны к нарциссическому выбору партнера, потому что в партнере надеются найти собственное подобие, в котором вновь обретают и любят самих себя. Нередко истерические личности обоих полов находят для себя невзрачных и малозаметных партнеров, чтобы возвыситься на их фоне и быть объектом их безусловного обожания.

Основные жизненные проблемы истериков связаны с их иллюзорными ожиданиями и представлениями о жизни, любви, браке и вообще о противоположном поле. Их требовательная позиция по отношению к другим, не сопровождающаяся готовностью удовлетворять запросы партнера и заботиться о нем, приводит их к новым разочарованиям.

При выборе партнера они обращают внимание на его положение, возможности, титул и другие внешние атрибуты его значимости. И в этом они остаются детьми, которым импонирует внешний лоск, являющийся, как им кажется, залогом счастливой жизни; вину за свои разочарования они, как правило, возлагают на партнера.

Чем глубже выражены расстройства истерических личностей, тем сильнее проявляется их агрессивность; самовосхваление и аферизм могут принять экстремальные формы, а необычная впечатлительность и чувствительность — привести к нарциссизму. Нередко наблюдается непомерное хвастовство, стремление к расточительству; эти люди оттесняют других, чтобы играть первую скрипку и быть на первом плане; каждый однополый другой является потенциальным соперником, и они всячески стремятся унизить его и затмить собственным блеском.

Истерики часто стремятся произвести безусловное, неизгладимое впечатление на окружающих и быть в центре внимания. Это желание может стать доминирующим из-за неумения истериков различать кажущееся и действительное, воображаемое и реальное.

Из-за недостаточности самоконтроля и самокритики агрессия у истерических личностей носит импульсивный характер. Истерическая агрессия нередко принимает архаичные формы «двигательной бури», что проявляется в потребности драматизировать ситуацию, чтобы произвести впечатление на окружающих и поразить их.

Особой формой истерической агрессии является интриганство. Для них характерны интриги, распускание слухов, унижающих достоинство их противников и подрывающих их авторитет, мстительность. Сюда же относится половая ненависть к сексуальному партнеру, приобретающая иногда формы экстремального влечения к мести.

Центральной проблемой истерических личностей является нарушение самоидентификации: они либо идентифицируются с образами своего детства, либо остаются в состоянии оппозиции или протеста, либо принимают навязанные им роли.

Оказать помощь истерическим личностям — не значит способствовать их уходу от реальности; нужно помочь им принять на себя адекватные роли, приучить к порядку, обязательности и соблюдению законов, обеспечить возможность самопознания и зрелых поступков. Сюда же относятся определенное мужество для осознания реальности и способность к необходимому самоограничению, которые должны быть присущи всем людям. Для этого следует раскрыть перед ними позитивную сторону реальности, что может в той или иной мере удовлетворить их запросы.

Старость и смерть в конечном итоге являются неизбежной реальностью нашей жизни, которую мы не можем отодвинуть надолго. Из-за неумения воспринимать реальность и склонять перед ней голову истерические личности склонны как можно дольше закрывать на нее глаза. Они согласны с тем, что старость и смерть совершенно естественны и их нельзя избежать, но относят это по преимуществу к другим, а не к самим себе. Поэтому они пытаются поддерживать иллюзию вечной молодости и считают, что перед ними простирается безграничное будущее, богатое неожиданными возможностями.

Попытка определить линию нарастания истерических симптомов — от здоровых людей с отдельными истерическими чертами характера до людей с легкими и тяжелыми расстройствами — дает следующие градации: жизнерадостно -импульсивные, эгоистичные и напористые — лица с нарциссическими потребностями к самоутверждению и желанием быть в центре внимания — лица с чрезмерной напористостью и влечением к контактам — папенькины доченьки и маменькины сыночки, которые никак не могут завершить «семейный роман» — истерическая лживость — театральность и бегство от реальности вплоть до афер — «вечные подростки» — лица, не обладающие четкими женскими или мужскими чертами личности, не воспринявшие своей половой роли, нередко с гомосексуальными наклонностями, так называемые «кастраты»: женщины с деструктивными тенденциями мужененавистничества и мужчины типа «дон -жуанов», чье поведение определяется жаждой мести женщинам — лица, страдающие фобией, — лица с тяжелыми истерическими симптомами психотической и соматической природы, не связанными с поражением каких -либо органов или систем, — лица с экстремальными проявлениями истерии (признаки истерического паралича).

Здоровые люди с истерическими чертами в личностной структуре с радостью идут на риск, предприимчивы, всегда готовы к восприятию нового; они гибки, пластичны, жизнерадостны, блестящи, увлекают других своим жизнелюбием и порывистостью, готовы все испытать и склонны к импровизации. Они заводилы в компаниях, никогда не скучают, им всегда «чего-то не хватает», они любят все начинания и полны оптимистических ожиданий и представлений о жизни. Каждое начало содержит для них все шансы на успех, таит в себе волшебство.

Они ничего не воспринимают серьезно, за исключением, быть может, самих себя, потому что Я для них — единственная реальность в жизни. Им присущи сильные импульсы самоутверждения, и они более способны вносить в ситуацию динамическое начало, нежели терпеливо, планомерно и выносливо добиваться результата.

Процитировано по книге Фрица Римана «Основные формы страха: исследование в области глубинной психологии»



■ Подлинная конверсионная истерия достаточно редка у детей. Реально мы видим соматизацию, смешанную с невротическими и психосоматическими проявлениями. В этих рамках наблюдаются очень театральные невропатические приступы, неврологические нарушения (паралич в псевдоэпилептическом приступе эпилептиформной истерии).

На самом деле интереснее рассматривать детскую истерию как драматизацию, постановку фантазма, как «язык», совершающийся в теле и через тело, в той мере, в какой «это является видимым или ирезентируется другому» (Ажуриагерра , с. 686). В этом случае тело является инструментом, а не жертвой, как у психосоматических пациентов (Рекамье).

Эта многоролевая драматизация может появиться, только если существует достаточная дифференциация инстанций и объектов (в том виде, в каком она устанавливается на Эдиповой стадии) и если конфликт выражается вытеснением или символизацией.

■ Детский физиологический невроз чаще всего имеет истерическую форму. Истерическое разрешение

Одно из тех, что доступно ребенку: соблазнение взрослого или взрослыми, ненасыщаемость контактов с последующим отступлением, театрализация конфликтов и пр.

Эта истерическая фаза может воплотиться в структуре характера на протяжении всего периода детства и юности. Некоторые симптомы ребенка связаны с истерией: психогенный мутизм и сомнамбулизм, а также некоторые состояния помрачения сознания, для которых сложно провести границу с эпилепсией (см.: «эпилепсия» при «дефицитарных типах организации» с. 294).

■ Границы истерии у ребенка. Реально детские истерии часто не что иное, как маска, и генитальный характер данной структуры кажется весьма сомнительным: отношения с другим или, скорее, с другими эротизируются очень экстенсивным способом, без подлинного выбора. Поэтому следует рассматривать детскую истерию как расстройство идентификации, что выводит ее за строго невротические рамки и заставляет предполагать:

Либо депрессию у детей-симулянтов, поведение которых может доходить до самоповреждения;

Либо психопатию у ребенка-мифомана (перверсная мифомания которого значительно превосходит обычный и нормальный «семейный роман»).

Либо в некоторых случаях нижележащую предпсихотическую структуру.

■ Становление истерической структуры у детей. Взрослая истерия редко возникает у истеричного ребенка, обычно это случается после бессимптомных детских неврозов, квалифицируемых как «эгосинтонные».

Только реконструкция прошлого может позволить задним числом обнаружить или сконструировать истерическое ядро детства. Некоторые обсессивные неврозы, напротив, проявляются в детстве истерическими чертами.

По мнению Лебовичи, будущее детей-симулянтов может варьировать от нормы до психоза.

Истерические симптомы (мутизм, сомнамбулизм, припадки и т.д.) могут развиваться также в направлении психоза, грубых характерологических расстройств или истерии страха (называемой также фобическим неврозом).

Ребенка с истерическим характером, видимо, отличает слабость невротической проработки, соединенная с очень архаичным ядром регистра предпсихоза, депрессии или психопатии. Это ядро может сделать практически невозможным лечение в зрелом возрасте.

■ Метапсихология детской истерии. Истерию можно рассматривать как способ бытия, как метод борьбы с влечениями во время Эдиповой фазы. Ее связи с фаллической фазой очевидны для обоих полов. Тело здесь может обретать значение и место отсутствующего, подвергающегося угрозе или сверхценного фаллоса.

Можно также по аналогии с тем, что 3. Фрейд называл различием в созревании Я и либидо при обсессивном неврозе, считать, что у истеричного ребенка имеется преждевременность либидинозного развития, соединенная со слабостью Я. В некоторых случаях эта преждевременность несомненна, в частности у девочек (демонстрирующих истерию одновременно более яркую и более безобидную по сравнению с истерией у мальчика, представляющей скорее формы, которые связаны с механизмами и к рассмотрению которых мы собираемся перейти).

Но детская истерия может иметь и другие функции: защиту против оральности и психоза. Она может быть фальшивой невротической манифестацией конформистского фальшивого // (self) (Винникот).

■ Фобии и истерия страха. Многочисленные фобии или похожие на них проявления находятся у ребенка вне невротической области (см. Малле). Тревогу восьмого месяца можно рассматривать как страх потерять материнский объект, страх, смещенный на незнакомое лицо. Ночные кошмары демонстрируют простые затруднения в управлении влечением при помощи оргазма, сенсорной разгрузки. В этих двух случаях не хватает одного из элементов фобии: либо тревоги перед запрещенным

генитальным влечением, либо смещения. С другой стороны, обнаруживаются псевдофобии психотического или предпсихотического характера, связанные с овладевающими страхами распада и телесной трансформации, вторжения другого (некоторые психотические дисморфофобии подростков).

Достаточно распространенные школьные фобии могут встречаться на двух крайних полюсах патологии.

Они могут быть простой защитой против тревоги родителей видеть ребенка индивидуализирующимся, выбирающим другую модель идентификации, и симптом используется ребенком, чтобы удовлетворить регрессивные потребности, легко могущие стать предметом сделки, когда речь идет о родителях. Тогда фобия сопровождается интеллектуальным торможением. И, напротив, она может выражать очень архаичную тревогу и формировать начало психотического развития.

Парциальные фобии, относящиеся к области истерии страха, появляются на Эдиповой фазе и представляют собой «инструмент отграничения части пассивных генитальных влечений, которые не смогло сдержать Я». Они имеют функции защиты хорошего родительского образа (и пассивного, любовного отношения к нему) после расщепления и проекции агрессивности на фобогенный объект и часто проявляются у маленького мальчика. Современные авторы настаивают на низкой толерантности в семьях и нашем обществе к истерии страха у мальчика (ввиду «культурной» переоценки фаллоса и восхищения вирильностью). Даже в рамках детской истерии страха появляются элементы другого круга: фобии влечений, ритуалы и т.д. ОБСЕССИВНАЯ ПСИХИЧЕСКАЯ



error: