Диспут семья глазами современной молодежи. Отношение молодежи к браку и семье. Список использованной литературы

УДК 314.6+316.752 К.А. Ружинская, Е.С. Цыганенко, О.Е. Пантелеева ЦЕННОСТЬ СЕМЬИ ГЛАЗАМИ МОЛОДЕЖИ В статье рассматриваются ценностные ориентиры современной молодежи. Определена роль института семьи и брака в процессе социализации личности. На основе анализа общественного мнения зафиксирована динамика ценности семьи для различных возрастных групп населения и исторических периодов. Выявлены факторы, оказывающие негативное воздействие на формирование отношения молодежи к семейной жизни. Рассмотрена роль государства в создании условий для закрепления ценности семьи у молодых людей. Ключевые слова: молодежь, молодые люди, семья, брак, ценности. Молодежь, как катализатор в цепочке повседневных событий, способна идти наперекор биологическим ритмам, законам природы и чужим убеждениям. К сожалению, ухватить от жизни все – невозможно, поэтому, приходится расставлять приоритеты. Самостоятельность на любом этапе развития являлась ведущим качеством личности, которое выражалось, прежде всего, в ответственности за себя и своих близких. Безусловно, в некоторых вопросах молодежь является серьезной и ответственной, чаще – наивной и инфантильной. Главное, это не бояться совершать ошибки, из которых впоследствии формируется жизненный опыт. Но, как бы то ни было, интересно отметить, что именно семья закладывает основы будущего жизненного опыта и моделей поведения молодёжи . Всероссийским центром изучения общественного мнения был проведен опрос «Идеальная семья для Вас – это…». Опрос наглядно показывает представления молодых людей о семейной жизни. Молодежь в возрасте от 18 до 25 лет считает идеальной такую семью, в которой царит взаимопонимание, поддержка и уважение, несмотря на возникающие финансовые трудности. Также, молодым людям важна самостоятельность и обособленность от других родственников в ведении семейных дел. Кроме того, важно, чтобы интересы семьи в целом стояли выше частных интересов каждого ее члена. Идеальная семья в представлении молодежи от 25 до 34 лет практически не отличается от предыдущей возрастной группы. Единственное отличие, состоит в том, что в данной возрастной категории молодые люди больше предпочитают равноправие, нежели наличие единого лидера в семье. Как видно, идеальная семья уже не ассоциируется с высоким уровнем материального дохода, как это было в 2012 году, когда 17% россиян считали материальные блага залогом идеальных семейных отношений. Сегодня, 87% респондентов не пугают финансовые проблемы, главное, чтобы в семье было взаимопонимание, поддержка и уважение, а патриархальный тип семьи является пережитком прошлого. Данный формат взаимоотношений в семье поддерживают 52% россиян. Свое отношение молодые супруги поменяли и к вмешательству в их личную жизнь со стороны родственников. Так, в 2016 году отказываются от советов и помощи семьи 58% респондентов, что на 7% меньше, чем в 2012 . Популярность к регистрации официальных браков снижается. Так, по данным Федеральной службы государственной статистики РФ, в 2014 году зафиксировано 1225985 регистраций браков, а в 2015 году – 1161068, что на 64917 меньше. С разводами дела обстоят лучше, ведь в 2014 году их зафиксировано 693730, а в 2015 – 611646, что на 82084 меньше, чем в прошлом году. Возможно, это связано с увеличением пошлины, которая могла снизить 1 количество обращений в суд с просьбой о разводе . В современных условиях развития общества, где однополые браки становятся нормой - актуально говорить о ценностной ориентации семьи. Безусловно, главными ценностями в семье являются любовь, поддержка, комфорт, и дети. Существующая на данный момент © Ружинская К.А., Цыганенко Е.С., Пантелеева О.Е., 2016 г.

Калашникова Александра

Нет в мире ничего драгоценнее уз, соединяющих человека с человеком. В семье удовлетворяется целая гамма высоких духовных потребностей человека: в любви, дружбе, материнстве, отцовстве, эмоциональном общении. Здесь закладываются нравственные основы будущего поколения. Добрая семья – это истинное человеческое счастье.

В толковом словаре С.И. Ожегова читаем:

1) Семья – это группа живущих вместе близких родственников.

2) Семья – это объединение людей, сплоченных общими интересами».

На мой взгляд, это довольно сухое определение семьи, не отражающее характера взаимоотношений живущих вместе людей, и я в конце исследования попробую сформулировать определение семьи с точки зрения детей.

Итак, что такое семья?

Можно ли прожить полноценную жизнь, не имея семьи?

Какая она, современная семья, семья XXI века?

Что такое счастливая семья?

Что представляет собой семья с точки зрения современных детей? Насколько представление детей о настоящей семье соответствует реальности?

Именно на эти вопросы я хочу найти ответы. Современным подросткам, моим одноклассникам – ученикам 7-х классов, было предложено ответить на несколько вопросов по обозначенной теме. Результаты опроса получились достаточно интересными.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Семья глазами детей

1. Ценности семьи

Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важную роль. Ведь именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится, как себя вести в различных ситуациях. И манера поведения ребенка, и выбор друзей, и взаимоотношения с близкими людьми, и традиции семейного воспитания в будущей семье – все берет свое начало в детстве, в семье.

Каждый взрослый, и в первую очередь родители, в ответе за то, чтобы проблемы, с которыми ребенок встретится на своем пути, он умел преодолевать достойно и с честью.

Нет в мире ничего драгоценнее уз, соединяющих человека с человеком. В семье удовлетворяется целая гамма высоких духовных потребностей человека: в любви, дружбе, материнстве, отцовстве, эмоциональном общении. Здесь закладываются нравственные основы будущего поколения. Добрая семья – это истинное человеческое счастье.

В толковом словаре С.И. Ожегова читаем:

1) Семья – это группа живущих вместе близких родственников.

2) Семья – это объединение людей, сплоченных общими интересами».

На мой взгляд, это довольно сухое определение семьи, не отражающее характера взаимоотношений живущих вместе людей, и я в конце исследования попробую сформулировать определение семьи с точки зрения детей.

Итак, что такое семья?

Можно ли прожить полноценную жизнь, не имея семьи?

Какая она, современная семья, семья XXI века?

Что такое счастливая семья?

Что представляет собой семья с точки зрения современных детей?

Насколько представление детей о настоящей семье соответствует реальности?

Именно на эти вопросы я хочу найти ответы. Современным подросткам, моим одноклассникам – ученикам 7-х классов, было предложено ответить на несколько вопросов по обозначенной теме. Результаты опроса получились достаточно интересными.

Что такое семья для сегодняшних подростков?

75% – родные, любимые люди;

13% – любовь;

13% – дети;

13% – счастье;

13% – поддержка.

Данные этой диаграммы позволяют сформулировать основные признаки семьи: родные и любимые люди, дети, счастье, поддержка.

Следующий вопрос звучал так: «Для чего человеку семья?»

Для чего человеку семья?

Полученная картина представляется достаточно благополучной, но меня насторожил ответ восьми процентов опрошенных, считающих, что семья вообще не нужна человеку.

На мой взгляд, такая ситуация не может считаться нормальной, и в качестве доказательства своего мнения приведу следующую статистику. В течение 10 лет американские психологи проводили изучение семей трех тысяч американцев и образа жизни молодых мужчин и незамужних женщин. В результате исследования они пришли к довольно неутешительному выводу: холостые мужчины и незамужние женщины умирают в 15 раз чаще, чем люди в таком же возрасте, живущие в семьях. Я попросила ребят объяснить причину такого явления, все опрошенные дали одинаковый ответ: «Людям без семьи не о ком заботиться, некому дарить свою любовь и заботу, не для кого жить, эти люди чаще впадают в депрессию, что ведет к сокращению продолжительности жизни».

Подростки, отвечавшие на поставленные вопросы, обратили внимание на те проблемы, которые их больше всего волнуют. Их размышления наводят на мысль о том, что в своих будущих семьях им хочется уйти от таких жизненных ситуаций, с которыми они достаточно часто сталкиваются в родительских семьях. На вопрос: «Хотели бы вы, чтобы ваша будущая семья была чем-то похожа на семью, в которой вы растете?» – 67% опрошенных ответили утвердительно, а 33% – отрицательно.

Хотели бы подростки, чтобы их будущие семьи были похожи на те, в которых они выросли?

Таким образом, каждый третий ребенок не получает в своей семье того, что, по его мнению, должна давать семья человеку. Это говорит о том, что для многих подростков опыт взаимоотношений их родителей станет примером того, как не нужно строить семейный очаг.

На вопрос «Какими должны быть идеальные родители?» были даны следующие ответы.

Идеальный папа

Идеальная мама

Результаты опроса говорят сами за себя: родители – это люди, которые любят, понимают, заботятся о ребенке, интересуются его делами. Хотелось бы подчеркнуть, что значимым родительским чувством для ребенка является любовь. Любовь делает детей счастливыми, дети, с которыми обращаются без любви, развиваются неправильно, даже если во всем остальном они воспитаны как надо.

Родительская любовь должна искать в своем ребенке достоинства, недостатки искать не нужно, они, как правило, всегда на поверхности и исправляются они только при наличии любви.

Также важной составляющей образа идеальных родителей по мнению детей является проявление интереса родителей к делам своего ребенка, умение и желание находить время для общения с ним. Если у взрослых нет времени на общение с собственным ребенком сегодня, то у выросшего ребенка не будет времени на общение с родителями завтра. Но проводить время с собственным ребенком это не значит без конца читать ему мораль или постоянно контролировать его. Это значит вовремя прочитать вопрос в его глазах и ответить на него, доверить ребенку свои переживания и помочь ему пережить его собственные страдания, поговорить и обсудить их вовремя.

Идеальный ребенок

Следующий вопрос: «Каким должен быть в семье ребенок, с которым нет проблем?». Вот какой портрет «нарисовали» ребята.

Идеальный ребенок должен

Портрет получился замечательный, но далекий от реальной жизни, и каждый родитель должен принимать своего ребенка таким, какой он есть. Принятие ребенка – это проявление такой родительской любви, когда ребенок понимает, что его любят, несмотря ни на что. Признание – это сохранение у ребенка чувства собственного достоинства и уверенности в себе, в своих силах.

Положительный образ идеального ребенка заставил ребят задуматься над вопросом: а насколько они сами соответствуют этому идеалу?

Считают ли подростки себя идеальными детьми

Вместо комментария полученных результатов я процитирую отрывок из стихотворения Эдуарда Асадова.

Да, так уж устроено у людей,

Хотите вы этого, не хотите ли,

Но только родители любят детей

Чуть больше, чем дети родителей.

И все же – не стоит детей корить,

Ведь им не всегда щебетать на ветках.

Когда-то и им малышей растить,

Все перечувствовать и пережить,

И побывать в «стариках» и «предках».

Какой она будет, семья каждого из нынешних подростков: счастливой или не очень, богатой или бедной, участливой или равнодушной, – покажет время и наши стремления к пониманию ее непреходящих ценностей.

Проделанная работа оказалась для меня очень интересной и познавательной, и в заключение я хотела бы дать собственное определение семьи. Семья, на мой взгляд, – это объединение людей, которых связывают между собой не только родственные отношения, но и любовь, взаимоуважение, готовность и желание помочь и поддержать друг друга в любой ситуации.

Семью можно сравнить со стартовой площадкой, которая определяет весь жизненный маршрут человека.

Закончить свое исследование я хочу словами Дороти Нолт (Dorothy Law Nolte (1924 - 2005) - доктор философии, всю свою жизнь преподавала и читала лекции по семейному образованию.
Автор поэмы
"Children Learn What They Live" , которая переведена на 20 языков и популярна во всем мире среди родителей и педагогов. Жила и работа в южной Калифорнии, которые как нельзя лучше подчеркивают роль семьи в нашей жизни:

Если дети живут в обстановке критики, они учатся критиковать и осуждать других людей;

Если дети живут в обстановке вражды и злобы, они учатся быть злыми, учатся драться;

Если дети живут среди насмешек, они становятся нерешительными и излишне скромными;

Если дети живут в обстановке стыда и смущения, чувство собственного достоинства уступает место чувству вины.

Примечание. В некоторых диаграммах не наблюдается общепринятый показатель в 100%, это объясняется тем, что многие ребята, не сумев ответить однозначно на предложенные им вопросы, давали несколько ответов, дополняющих друг друга.

План:

Ценности семьи.

Социологический опрос «Семья».

Результаты социологического опроса:

Что такое семья для сегодняшних подростков.

Для чего человеку семья?

« Для чего человеку семья?»

Хотели бы подростки, чтобы их будущие семьи были похожи на те, в которых они выросли?

«Какими должны быть идеальные родители?» Идеальный папа

Идеальная мама

«Каким должен быть в семье ребенок, с которым нет проблем?» Идеальный ребенок должен быть:

Считают ли подростки себя идеальными детьми

Да, так уж устроено у людей, Хотите вы этого, не хотите ли, Но только родители любят детей Чуть больше, чем дети родителей. И все же – не стоит детей корить, Ведь им не всегда щебетать на ветках. Когда-то и им малышей растить, Все перечувствовать и пережить, И побывать в «стариках» и «предках». Эдуард Асадов.

Если дети живут в обстановке критики, они учатся критиковать и осуждать других людей; Если дети живут в обстановке вражды и злобы, они учатся быть злыми, учатся драться; Дороти Нолт (Dorothy Law Nolte (1924 - 2005) - доктор философии, Автор поэмы "Children Learn What They Live Если дети живут среди насмешек, они становятся нерешительными и излишне скромными; Если дети живут в обстановке стыда и смущения, чувство собственного достоинства уступает место чувству вины.

>>>

НАУЧНЫЙ АСПЕКТ № 1 – 2013 – Самара: Изд-во ООО «Аспект», 2012. – 228с. Подписано к печати 10.04.2013. Бумага ксероксная. Печать оперативная. Формат 120х168 1/8. Объем 22,5п.л.

НАУЧНЫЙ АСПЕКТ № 4 – 2012 – Самара: Изд-во ООО «Аспект»,2012. – Т.1-2. – 304 с. Подписано к печати 10.01.2013. Бумага ксероксная. Печать оперативная. Формат 120х168 1/8. Объем 38п.л.

>>>

УДК 94(47+57)+321

Отношение современной молодежи к семье и браку

Табейкина Елена Константиновна – кандидат исторических наук, доцент Казанского государственного энергетического университета.

Аннотация: В статье говорится о необходимости подготовки современной молодежи к семейной жизни, что требует выработку и проявление определенных качеств.

Ключевые слова: Семья, молодежь, брак, судьба, ответственность, самооценка.

Необходимость решения проблемы подготовки молодежи к брачно-семейным отношениям обусловлена самой исторической ситуацией, сложившейся к началу третьего тысячелетия и характеризующейся осознанием новой системы ценностей, новой стратегией и тактикой поведения человека, а, следовательно, и новыми подходами к его образованию. Наиболее важными нам представляются следующие тенденции развития общества.

Во-первых, современный этап общественной жизни сопровождается повышением требований социальной среды к гибкости человеческого мышления и поведения, к самостоятельности и ответственности за свою судьбу и судьбы других людей, к осмысленности прохождения жизненного пути, пониманию и разрешению противоречий современного человеческого бытия в его различных сферах, включая брачно-семейную.

Во-вторых, в нынешних условиях семья, переживающая материальные и духовно-психологические трудности, не всегда может гарантировать полноценное выполнение своих функций, которое является необходимым условием для сохранения преемственности поколений, развития личности и общества в целом, общественной стабильности и прогресса, и поэтому именно образование должно поддержать личность в период сознательного и ответственного поиска жизненных идеалов. Необходимо рассматривать современный образовательный процесс в вузе как взаимодействие студента и педагога, направленное на достижение определенной цели и приводящее к намеченному педагогом и принятому студентом позитивному преобразованию свойств и качеств обучающегося.

В-третьих, существует вопрос об изменении отношения к семье, а именно - о необходимости рассматривать семью как самоценность. При этом на первый план выдвигаются морально-этические качества партнеров, проблема удовлетворенности браком, требования супругов друг к другу. Успешность брака и стабильность семьи в первую очередь зависят от личностной готовности вступающих в брак индивидов, их способности к саморазвитию, самосовершенствованию. Совместимость молодых людей, вступающих в брак, является важным условием для создания стабильной и благополучной семьи.

Рассматривая готовность молодежи к семейной жизни как цель воспитания и одну из целей образования, целесообразно выделить из многообразных функций семьянина те, которые носят наиболее общий характер, присущий каждой семье, определяют стабильность и успешность семьи. Выстраивая модель готовности молодежи к семейной жизни, нужно исходить из того, что эта готовность – не набор психических функций, а целостная система свойств личности. Учебно-воспитательный процесс призван формировать целостную личность, а готовность к семейной жизни - результат действия разносторонних факторов ее развития. Сама же роль семьянина или семейная деятельность выступает как функция целостной личности, успешность осуществления которой зависит от готовности к выполнению и других функций: трудовых, нравственных, коллективистских, интеллектуальных, познавательных и пр. Многосторонность обязанностей семьянина обусловливает включение в состав готовности разноуровневых характеристик личности: от элементарных практико-прикладных знаний и умений до стержневых качеств личности, таких, как ее отношение к семье как социально-личностной ценности, ценностные ориентации, регулирующие выполнение роли семьянина, семейно-брачные потребности, мотивы семейного поведения и т. д.

Многочисленные исследования социологов, психологов, педагогов говорят о том, что стабильная семья может быть создана при определенной готовности молодых людей к семейной жизни. Понятие «готовность к семейной жизни» включает в себя социально-нравственную, мотивационную, психологическую и педагогическую готовность. Стабильная благополучная семья может функционировать только при определенной подготовке молодых людей к совместной семейной жизни. Молодые браки характеризуются первоначальным вхождением в мир друг друга, распределением труда и обязанностей в семье, решение жилищных, финансовых и связанных с ведением общего хозяйства и быта проблем, вхождением в роли мужа и жены, доформированием личности, процессом приобретения жизненного опыта, взросления и возмужания. Этот период брачной жизни является самым трудным и опасным с точки зрения стабильности семьи.

Семейная жизнь требует от человека сформированных волевых качеств: умение управлять собой, целеустремленность, самостоятельность, решительность, настойчивость, выдержка и самообладание, самодисциплина. Развитые волевые качества – это результат самовоспитания личности. Они проявляются в жизненной стойкости, выносливости, а при необходимости – в мужестве Без сомнения, значение брака изменилось, а вместе с ним изменился и институт семьи, но правомерно предположить, что семья будет продолжать адаптироваться к существующим условиям.

Список литературы

  1. Неудачина И.Г. Современная российская семья: гендерный анализ Екатеринбург, 2003.
  2. Карцева Л.В. Модель семьи в условиях трансформации российского общества.\\ Cоциологические исследования, 2004, №7
  3. Васильчук Ю.А. Социальное развитие человека. Фактор семьи. // Общественные науки и современность, 2008, № 3.

Научный руководитель

В настоящее время состояние молодых семей характеризуется как кризисное. Этому способствует уклад жизни современного общества: принижение значимости материнства и отцовства сравнительно с успехами в профессиональной сфере приводит к тому, что дети начинают восприниматься как ненужная обуза.

Актуальность темы заключается в том, что институт семьи играет важную роль в системе воспроизводства населения и жизнеобеспечения основных потребностей общества в области регулирования социальных отношений, социализации индивидов, их морального и физического самочувствия, жизненной самореализации. Изменения, прошедшие в сфере семейно-брачных отношений в современном обществе, вызвали бурные споры о будущем семьи как социального института.

Как известно, современная семья переживает серьезные проблемы, ей все труднее справляться со своими функциями - воспитательной, развивающей, здоровьесохраняющей.

Это связано с тем с тем, что в прежние годы многие из этих функций брало государство, предприятие, где работали родители. А сейчас и государство, и предприятие перестали это делать. Многие же семьи не готовы к их выполнению - ни материально, ни профессионально.

Еще недавно в России господствовала многопоколенная патриархальная семья с традиционными моральными устоями. В настоящее время в нашей стране количество браков не на много превышает количество разводов. Причины видятся в разрушении семьи как ячейки общества. Гармоничная, благополучная семья-это та необходимая среда, где человек ощущает уникальность своего бытия , это основа физического и психического здоровья ребенка. Ведь самое главное, что делает счастливым - любовь и здоровье близких и благополучие детей.


Цель работы - выявить отношение молодежи к созданию семьи.

Цель определяет решение следующих задач:

Рассмотреть семью в новой социальной среде.

Изучить нормативно - правовую базу, регулирующую статус современной семьи.

Определить характерные черты, присущие современной семье.

Изучить причины, побудившие молодых людей вступить в брак до наступления совершеннолетия.

Общество немыслимо без семьи, любви, детей, супружеских и родственных отношений. Оно воспроизводит себя, используя семью как инструмент, обеспечивающий этот процесс. Характер такого сложного социального явления, как семья, определяется не только внутрисемейными отношениями, но и общественно - экономическими, историческими, национальными. Семья развивается и изменяется вместе с обществом.

В ходе проведения социологического опроса мы выяснили, какую цель преследует современная молодежь при заключении брака. Большая часть опрошенных определили рождение детей (67%), 49% респондентов считают благополучие, 10%-независимость от родителей и всего лишь у 5% целью является узаконить отношения.

Межнациональная семья – это одна из основных микро ячеек полиэтнического общества. На развитие межнациональных браков значительное влияние оказывает религиозная принадлежность народов. Так, для представителей ислама наиболее характерной является установка на общение лишь с представителями своей религии, что является преградой для беспрепятственных контактов с другими, (инаковерующими) людьми, тем более на создание межнациональных семей. Представители христианской религии в большей степени готовы к совместному проживанию, деятельности, открытым контактам с представителями других национальностей.

Не так дано в системе брачных отношений появился брачный договор. Брачным договором признается соглашение двух лиц, вступающих в брак, или соглашение супругов, определяющее имущественные права и обязанности супругов в браке и (или) в случае его расторжения. Одной из целей, которая преследуется супругами (будущими супругами) при заключении брачного договора является стремление обезопасить себя от материальных потерь в случае развода.

В нашем обществе существуют такие понятия, как зарегистрированный брак и брак гражданский, под которым понимается брак незарегистрированный. Большинство людей (за исключением, наверное, специалистов - правоведов) высказывают стопроцентную уверенность в том, что гражданский брак - это брак незарегистрированный. Откуда такая уверенность – совершенно непонятно, потому что те отношения, которые люди без тени сомнения называют гражданским браком, таковым не является, потому что понятие «гражданский брак» возникло как альтернатива браку церковному. Гражданский брак – это как раз брак официальный, зарегистрированный в государственных органах записи актов гражданского состояния (ЗАГС). Тот брак, который несведущие люди называют «гражданским браком», юристы именуют «фактической семьей», а полиция «сожительством».

Многие современные молодые пары выбирают так называемый «гражданский брак», как «репетицию» официального. И если ситуация устраивает всех и решение принято обоюдно, то такой расклад можно лишь приветствовать. Но это в идеале, а в реальности современной жизни возникают совершенно иные обстоятельства, которые разбивают практически все положительные стороны этого социального явления. «Гражданский брак» не закреплен нормами права . Даже если в «гражданском браке», вы заключили с партнером брачный договор, он вступает в силу лишь после регистрации брака в ЗАГСе. А в случае смерти сожителя женщина может претендовать только нате вещи, которые он ей завещал. Не регистрируя брак, женщина оказывается в прямой зависимости от своего сожителя. Имущественные и неимущественные права женщины, состоящей в зарегистрированном браке, защищены законом.


В незарегистрированной семье женщина фактически бесправна. Тут все зависит от моральных качеств партнера, а это далеко не всегда является гарантией при возникающих разногласиях. Мужчины в таком «браке» понимают, что ничего не теряют. Ребенка растить матери, деньги взыскать с такого «мужа», который в любой момент может просто повернуться и уйти, весьма проблематично. Интересно, что женщина, как правило, называет своего сожителя мужем, а мужчина свою «гражданскую жену» любовницей, сожительницей, подругой. И лишь некоторые – женой.

За последние 100 лет ни каких видимых изменений в возрастных характеристиках вступления в первый брак для женщин не произошло.

Возможность вступления в брак предполагает наличие определенной физической и психической зрелости лица. Поэтому определяющим условием брака выступает достижение брачного возраста. В РФ брачный возраст является единым для мужчин и женщин и устанавливается в восемнадцать лет, т. е. совпадает с возрастом гражданского совершеннолетия.

Возраст вступления в брак в разных странах:

Во Франции женщина может вступить в брак с 15 лет, а мужчина – только с 18 лет.

В Италии закон более лоялен к юным влюбленным и разрешает вступить в брак женщинам с 14 лет, а мужчинам – с 16 лет.

В Германии брачный возраст у женщин наступает с 16 лет, а у мужчин с 21 года.

В США в каждом штате свои законы, соответственно и возраст вступления в брак разный. Девушки могут выйти замуж в 14-15 лет, а юноши – от 18 до 21 года.

В Англии минимальный возраст брачующихся одинаковый – 16 лет.

Среди опрошенной российской молодежи, 49% считают идеальным возрастом вступления в брак 20-25 лет. 33% опрошенных считают, что нужно вступить в брак по достижению 25 лет и старше. И в возрасте от 18-20 лет не прочь создать семью 16% респондентов.

Современные реалии таковы, что сегодня все больше людей не торопятся связывать себя узами официального брака, боясь экономической, правовой, моральной ответственности. Как следствие, уменьшается само число браков и растет число внебрачных союзов мужчин и женщин. Все это влечет за собой падение рождаемости детей.

Библиографический список

1. Семейный кодекс Российской Федерации от 01.01.01 года (с изменениями на 4 мая 2011 года).

2. Андреева семьи.- СПб. : Речь,2007.-188 с.

3. «Основы семейной жизни» М.: Просвещение 2005.-130с.

4. «Семья на пороге 21 века» С-Пб.: Питер, 2008.-183с.

5. Голод и брак: историко-социологический анализ. СПб.:Питер,2008.-220с.

6. , Мацковский семья и ее проблемы.- М.:Логос,2007.302с.

7. Вишневский российской семьи // Экология и жизнь.-2008.-№88.-С.4-9.

Жураковская Елена

В последнее время все чаще и чаще в периодической печати и в повседневной жизни используется термин «кризис семьи». Цель работы: определить в ходе исследования значимость семьи и семейных отношений для современной молодежи.В первой части работы проведен анализ и систематизация сведений о семье и браке. Во второй – результаты исследования полученные в ходе анкетирования учащихся ГБОУ НПО ПУ № 69.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

начального профессионального образования

профессиональное училище № 69

Краснодарского края

З52450 с. Успенское, ул. Школьная 5 а, 88614055775

СЕМЬЯ И БРАК ГЛАЗАМИ

МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ УСПЕНСКОГО РАЙОНА

Выполнила: Жураковская Елена

Викторовна, учащаяся ПУ № 69

2 курс, группа 7 ПМ.

ст. Убеженская, ул. Кубанская

Д. 20/1 89186842759,

Руководитель: Федоренко Елена

Юрьевна, преподаватель истории.

УСПЕНСКОЕ - 2013

1. ВВЕДЕНИЕ………………………………………………….. 3

II. ОСНОВЫ СЕМЬИ И БРАКА. ……………………..……........ 4

1. Семья, ее типы……………………………………………... 4

2. Функции семьи в современном обществе……………… 5

3. Правовая основа семейного законодательства………….5

III. ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ТЕМЕ: «СЕМЬЯ И БРАК ГЛАЗАМИ

МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ УСПЕНСКОГО РАЙОНА» ….………….7

IV. ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………..9

IV. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ …………………………………10

ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………11

1. ВВЕДЕНИЕ.

Семья – один из важнейших и специфичных социальных институтов, с помощью которого обществом и государством нормативно регулируются отношения между мужем и женой, родителями и детьми, другими родственниками, осуществляется воспроизводство членов общества, их социализация.

Семья – это небольшая группа людей, в которую человек попадает при рождении. Причем человек не может выбрать, в какой семье ему родиться. А каким он придет в общество, как раз определяет семья. Именно в семье формируются основные нормы морали, поведения в обществе, происходит процесс социализации общества.

В средствах массовой информации сегодня появляется очень много публикаций, в которых говорится о том, что современная семья потеряла свою значимость. Актуальность работы состоит в том, чтобы выяснить мнения учащихся о роли семьи и ее перспективах в третьем тысячелетии.

Цель работы: определить в ходе исследования значимость семьи и семейных отношений для современной молодежи.

Задачи исследования:

1.Изучить правовые основы семейного законодательства.

2. Провести теоретический обзор научной литературы по проблеме.

3. Подобрать методики для изучения общественного мнения.

4. Проанализировать собранную информацию о состоянии современной семьи и тенденциях ее развития с позиции современной молодежи.

5. Выявить точку зрения и представление современной молодежи о семье и семейных ценностях.

Гипотеза исследования: Ценность семьи среди молодежи падает.

II. ОСНОВЫ СЕМЬИ И БРАКА.

1. Семья, ее типы.

Семья представляет собой сложное социальное образование. Семья - это основанная на единой общесемейной деятельности общность людей, которые связаны узами супружества, и тем самым осуществляющая воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержание существования членов семьи.

На протяжении тысячелетий семья испытывала и продолжает испытывать на себе влияние самых разных факторов общественной жизни. Семья и семейные отношения за время существования человечества претерпели значительные изменения в своем развитии. [См. приложение № 1].

В зависимости от характера супружества, особенностей родительства и родства выделяют несколько типов семейных структур:

1. Моногамное супружество и полигамию.

2. Патрелинеальные и матрелинеальные семьи.

3. Патриархальные и матриархальные семьи.

4. Гомогенные и гетерогенные семьи.

5. Малодетные, среднедетные и многодетные семьи.

6. Однопоколенная, двухпоколенная, межпоколенная. (3, с.112).

У педагогов-практиков деление семей принято на «неблагополучные», «формально-благополучные», «благополучные», семьи «богатых».

В современном обществе появилось достаточно большое количество моделей современной семьи(4, с.35). [См. приложение № 2].

Это можно проследить и на основе анализа Социального паспорта ГДОУ НПО ПУ № 69 КК. Ребята нашего учебного заведения проживают в семьях различных моделей. [См. приложение № 3].

Новые типы семей, которые сейчас возникают, приходят на смену расширенной и даже нуклеарной, называют немодальной или нетипичной. Часто дети рожаются вне брака. Растет число неполных семей и семей с 1 ребенком. В современном мире женщина стала экономически независимой от мужчины, они могут самостоятельно материально обеспечить своего ребенка, поэтому неполные семьи становятся все распространённой.

2. Функции семьи в современном обществе.

Ученые-социологи выделяют специфические и неспецифические функции семьи. Специфические функции вытекают из сущности семьи и отражают ее особенности как социального явления. К ним относят рождение, содержание и социализацию детей. Неспецифическими называют те функции, выполнять которые семья оказывается принужденной в определенных исторических обстоятельствах. Эти функции связаны с накоплением и передачей собственности, статуса, организацией производства и потребления и т.п.

Сейчас производительная деятельность выведена в основном за рамки семьи, а семья становиться главным местом отдыха. В целом изменение функций, утрата одних и возникновение других называется дисфункцией. Результатом дисфункции семьи становится возникновение новых типов семьи. Этот процесс существовал всегда, но во второй половине 20в изменение функций происходит столь быстро, что изменились почти все функции, и том числе репродуктивная функция.

С точки зрения функций семьи в социологии рассматриваются проблемы - несоответствие функционирования семьи общественным потребностям: низкая рождаемость, высокое число разводов, низкий воспитательный потенциал и т.д. В современном обществе наблюдается процесс ослабления семьи как социального института, изменение ее социальных функций.

3. Правовая основа семейного законодательства.

Отношения в семье между ее членами, которые главным образом связаны с их лично - доверительным характером, относятся к числу таких, где существенно ограничивается применение норм права. Семейное законодательство – это система законодательных актов, регулирующих семейные отношения, которое устанавливает условия и порядок вступления в брак, прекращения брака и признания его недействительным, регулирует личные имущественные и неимущественные между членами семьи: супругами, родителями и детьми (усыновителями и усыновленными), и другими родственниками, а также определяет порядок устройства в семью детей оставшихся без попечения родителей, рассматривает выплату алиментов в случае развода супругов и мн. др.

Конституцией Российской Федерации закреплено положение, в соответствии с которым семья, материнство, детство находятся под защитой государства (1, с.13). Этот конституционный принцип развивается во многих законодательных актах. Основным нормативным актом (источником), где содержатся правила, защищающие семью, является Семейный кодекс Российской Федерации. [См. приложение № 3].

Семейное законодательство устанавливает правила и условия вступления в брак, порядок прекращения брака, регулирует отношения, которые возникают между супругами и другими членами семьи.

К источникам семейного права относятся также Конвенция о правах ребенка и другие международные акты. Отдельные правоотношения в области семейного права регулируют Гражданский процессуальный, Жилищный, Трудовой, Уголовный кодексы.

III. ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ТЕМЕ: «СЕМЬЯ И БРАК ГЛАЗАМИ МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ УСПЕНСКОГО РАЙОНА».

Методика исследования

1. Социологический опрос с целью выявления общественного мнения местного социума о роли семьи для личности.

2. Анализ полученных данных.

Описание исследования

В ходе исследования были опрошены учащиеся ГБОУ НПО ПУ № 69 КК. Возраст респондентов от 16 до 19 лет.

Анкета была представлена в виде теста. Тест состоит из 12 вопросов, где респондентам было необходимо выбрать те варианты ответов, которые отражают их представления о семье и браке, ответить на вопросы и проранжировать категории по степени значимости. [См. приложения № 5].

В ходе анкетирования были выявлены позиции респондентов по всем включенным в анкеты вопросам. [См. приложения № 6].

Результаты исследования.

В результате анкетирования нами были получены следующие данные:

Проведенное исследование показало, что учащиеся имеют достаточный объем знаний и грамотно обосновывают свою точку зрения. Выявлено, что семья и семейные ценности являются ведущими для молодежи нашего района [См. приложения № 7, 8].

Половина опрошенных считают значимыми для жизни семью и здоровье. 15% девушек отметили ведущей ценностью – любовь, а 13 % юношей – материальное обеспечение,11 % юношей – друзей. Наименее значимым для респондентов являются стремление к познанию (3 %) свобода в действиях и поступках (4 %). Молодые люди не видят необходимости регистрировать семейные отношения (56 %), предпочитая жить «гражданским» браком. Предпочтение отдается партнерскому типу семьи (56 %). Наиболее предпочитаемый возраст вступления в брак – от 20 до 25 лет (40 % девушек). Ранние браки осуждаются большинством опрошенных (52 %). 48 % девушек планируют иметь двух и более детей.

Выводы:

  • Большинство респондентов считает, что современная семья испытывает кризис (64 %), причем в наибольшей степени с этим согласны девушки (49), меньше юноши (15 %); совсем не задумываются об этой проблеме юноши (5 %). 31 процент респондентов считает, что кризиса семьи в современном обществе нет.
  • Для большинства респондентов семья и здоровье важны в равной степени, причем наибольший процент мы имеем среди юношей;
  • Для значительной части молодых людей семья является одной из ведущих ценностей в жизни.

IV. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Известный российский социолог И.Бестужев-Лада считает, что не так трудно создать семью, как ее сохранять. Сегодня на нее обрушились «четыре джинна», свирепствовавшие и до этого, но державшиеся в определенных рамках вековыми традициями, нравами, обычаями (6,с.192

Проведенное исследование показало, что учащиеся имеют достаточный объем знаний и грамотно обосновывают свою точку зрения. Выявлено, что семья и семейные ценности являются ведущими для молодежи нашего района. [См. приложения № 7,8].

Половина опрошенных считают значимыми для жизни семью и здоровье. Молодые люди не видят необходимости регистрировать семейные отношения (56%), предпочитая жить «гражданским» браком. Предпочтение отдается партнерскому типу семьи (56 %). Наиболее предпочитаемый возраст вступления в брак – от 20 до 25 лет (40% девушек). Ранние браки осуждаются большинством опрошенных (52%). 48 % девушек планируют иметь двух и более детей.

Под влиянием модернизации различных сфер общественной жизни в XXI веке сложилась тенденция к сосуществованию в обществе различных моделей семьи, но и наряду с этим, в нетрадиционных, модернизированных моделях семьи ограничена ответственность супругов, т.е. размываются некоторые обязательные функции, что негативно влияет на процесс социализации подрастающего поколения.

Вопросы о семье и браке выходят далеко за пределы чисто моральных дискуссий. На кону - проблемы демографии, следовательно, и темпов развития общественной и экономической жизни.

Практическая значимость работы: Результаты данного исследования можно будет применять на уроках обществознания и права, на классных часах и родительских собраниях по теме: «Семья и семейные отношения».

IV. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Конституция Российской Федерации. Государственные символы России. Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2011.
  2. Семейное законодательство. – / Под ред. С.А. Подзорова – М.: Издательство «Экзамен», 2010.
  3. Семейный кодекс Российской Федерации.-НПК «Модус», ТОО «ЮКЭА», 2009.
  4. Акутина С. П. Воспитание = семья и школа.//Классный руководитель.- 2006.- №7.
  5. Анкета «Молодежный образ жизни».// Воспитание школьников.-2005.- №2.
  6. Клименко А.В., Румынина В.В. Экзамен по обществознанию: Конспекты ответов.-2-е изд.-М.: Научно-технический центр «Университетский»: Айрис-пресс,2010.
  7. Мачехина О. Семья в современном обществе.// Воспитание школьников.-2003.- №4.
  8. Никитин А.Ф. 200 вопросов и ответов по основам государства и права: Учеб.Пособие.-М.:АСТ, 1996.
  9. Обществознание.10-11 классы: уроки учительского мастерства / сост. Т.А. Корнева. – Волгоград: Учитель, 2009.
  10. Самохина А. К. Использование проектного метода в правовой подготовке старшеклассников.//Право в школе. – 2004. - №4.
  11. Тихонова Н. Российская семья в начале века: ситуация удручающая.// Воспитание школьников.-2002.-№ 3.
  12. Тысько Л.А. Исследовательская деятельность учащихся в процессе обучения обществознанию.//Преподавание истории и обществознания в школе.-2006.-№4.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. ИСТОРИЯ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Исторические типы семейных взаимоотношений

Групповой брак внутри общины

Полигамия

Переход от Homo habilis к Homo sapiens

Многоженство

Матриархат

Период собирательства как основного занятия

Патриархат

Парный брак

Охота как один из основных источников обеспечения жизни

Переход к скотоводству и земледелию

- Патриархальная семья

Моногамия

Классический пример – «римская семья»

Церковный брак (неравноправное положение супругов в семье)

Средневековье

- Добровольный союз мужчины и женщины, не всегда освященный церковью)

Начало эпохи Нового

времени – XX век

- Появление разнообразных моделей семьи

С середины XX века

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. ТИПЫ СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬИ

ПРИЛОЖЕНИЕ 3. ДАННЫЕ СОЦИАЛЬНО – ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПАСПОРТА ГБОУ НПО ПУ № 69 КК НА НОЯБРЬ 2011 Г. (ФРАГМЕНТ)

ПРИЛОЖЕНИЕ 4. НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА СЕМЕЙНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Конституция РФ

Статья 38

1. Материнство и детство, семья находятся под защитой государства.

2. Забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей.

3. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.

Семейный кодекс РФ

Статья 10. Заключение брака

1. Брак заключается в органах записи актов гражданского состояния.

Статья 11. Порядок заключения брака

1. Заключение брака производится в личном присутствии лиц, вступающих в брак, по истечении месяца со дня подачи ими заявления в органы записи актов гражданского состояния.

При наличии уважительных причин орган записи актов гражданского состояния по месту государственной регистрации заключения брака может разрешить заключение брака до истечения месяца, а также может увеличить этот срок, но не более чем на месяц.

При наличии особых обстоятельств (беременности, рождения ребенка, непосредственной угрозы жизни одной из сторон и других особых обстоятельств) брак может быть заключен в день подачи заявления.

2. Государственная регистрация заключения брака производится в порядке, установленном для государственной регистрации актов гражданского состояния.

Статья 12. Условия заключения брака

1. Для заключения брака необходимы взаимное добровольное согласие мужчины и женщины, вступающих в брак, и достижение ими брачного возраста.

Статья 13. Брачный возраст

1. Брачный возраст устанавливается в восемнадцать лет.

2. При наличии уважительных причин органы местного самоуправления по месту жительства лиц, желающих вступить в брак, вправе по просьбе данных лиц разрешить вступить в брак лицам, достигшим возраста шестнадцати лет (в ред. Федерального закона от 15.11.1997 № 140-ФЗ).

Статья 40.

Брачным договором признается соглашение лиц, вступающих в брак, или соглашение супругов, определяющее имущественные права и обязанности супругов в браке и (или) в случае его расторжения.

Статья 41. Заключение брачного договора

1. Брачный договор может быть заключен как до государственной регистрации заключения брака, так и в любое время в период брака.

2. Брачный договор заключается в письменной форме и подлежит нотариальному удостоверению.

ПРИЛОЖЕНИЕ 5. ОПРОСНЫЙ ЛИСТ

Дорогой друг! Просим Вас ответить на вопросы анкеты, ваши ответы помогут нам сформировать представление о знаниях семейного права среди молодежи нашего района. Ваш пол: - Мужской - Женский

1. Как вы понимаете слово "семья"?

2. Что вы ждете от семьи, в которой живете?

А) хорошо организованного быта; Б) радости общения;

В) покоя и защиты; Г) благополучия и согласия

3. Что заботит вас в семье:

А) здоровье всех членов семьи; Б) трудовое участие;

В) совместно проведенные вечера; Г) быт, еда; Д) свой вариант ответа:

4. Хотите ли вы, чтобы ваша семья была похожа на родительскую, почему?

А) да; Б) нет; В) не знаю.

5. Какой тип семьи из перечисленных ниже вы предпочтете для создания своей семьи: А) патриархальный Б) партнерский?

6. Какой брак для Вас предпочтительнее:

А) Официальный Б) Гражданский В) Церковный Г) Ни какой.

7. Допускаете ли вы гражданский брак?

А) да, Б) нет, В) не знаю.

8. Какой возраст вступления в брак вы считаете оптимальным?»

9. На каких ценностях будет основана Ваша семья?

10. Какое количество детей планируете иметь в будущем?

11. Считаете ли Вы, что семья в России в современных условиях испытывает кризис развития? Да, Нет, Не знаю.

12.Мои ценности.

Расставить по степени значимости критерии: цифра 1 – те критерии которые по вашему мнению представляют наивысшую ценность для вас (2 критерия), Цифрами 8 –9 обозначьте те ценности, которые для вас имеют наименьшее значение, остальные критерии пронумеруйте по степени убывания.

Здоровье -

Материальная обеспеченность -

Любовь -

Интересная работа -

Друзья -

Семья -

Стремление к познанию -

Активная деятельность -

Уверенность в себе -

Благодарим за ваши ответы и помощь в работе!

ПРИЛОЖЕНИЕ 6. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

В ходе анкетирования были выявлены позиции учащихся по всем включенным в анкеты вопросам.

На первый вопрос : Как вы понимаете слово "семья"?

Респонденты предложили следующие варианты ответов:

  • Круг людей, всегда готовых поддержать, помочь.
  • Родители и дети.
  • Просто слово.
  • Родственная связь, взаимопонимание, что то самое дорогое.
  • Это самые надежные, люди, которые всегда за тебя, всегда рядом.
  • Группа людей, которые живут в одном доме и их связывают родственные отношения.
  • Это то место, где вас всегда ждут и встречают с теплом.
  • Это самое значимое в жизни человека, одно целое.
  • Я и любимый.

При ответе на второй вопрос «Что вы ждете от семьи, в которой живете?» мнения разделились следующим образом: Г

благополучия и согласия

Все три варианта

А ходе анализа было выявлено, что большинство юношей (20%) от семьи ожидают хорошо организованного быта; а для девушек наиболее важны покой и защита (36%).

Вопрос 3 . «Что заботит вас в семье?»

Вариант ответа

В процентах

Девушки

Юноши

здоровье всех членов семьи

Объединили ответ с вариантом А

совместное проведение вечеров

быт и еда

трудовое участие

не знаю

Здесь, как мы видим, было выявлено почти полное единодушие. 96% респондентов (44% девочек и 36% мальчиков) считает, что самое главное в семье это здоровье всех ее членов, и только один юноша ответил: «не знаю».

На четвертый вопрос «Хотите ли вы, чтобы ваша семья была похожа на родительскую?»

Вариант - «ДА» предпочли10 человек (40%) из них 2 юноши (8%) и 8 (32%) девушек, отметив при этом, что в семье всегда согласие и понимание (1ч. – 4%); что моя семья очень хорошая, присутствует совет да любовь, царит уважение (2ч. – 8%).

«НЕТ» ответили 8 человек (32%) респондентов, причем большинство категоричных ответов относится к юношам (24%); отметив, что в семье большие разногласия (4%)

Вариант – «НЕ ЗНАЮ» выбрали 7 человек (28%), из них 5 девушек (20%).

Один учащийся (4%) отметил, что мне бы не хотелось, чтобы некоторые ситуации повторялись в моей семье.

Вопрос 5 . «Какой тип семьи, партнерский или патриархальный, вы предпочтете для создания своей семьи?

Вопрос 6. Какой брак для Вас предпочтительнее:

Официальный - 76.56%

Гражданский - 15.62%

Церковный - 5.81%

Ни какой - 2%

На 7 вопрос: «Допускаете ли вы гражданский брак?» ответы были следящими.

Допускают гражданский брак 14 человек (56%) из них 9 девушек и 5 юношей.

-«Нет», ответили 5 человек (20%) - 3 девушки и 2 юноши.

-«Не знаю, возможно» ответили 4 человека (16%) 1 юноша и 3 девушки.

Не знают, что это такое 2 человека.

8. Какой возраст вступления в брак вы считаете оптимальным?»

18 лет - считают 6 человек (24%) из них 2 юноши и 4 девушки;

У юношей максимальный возраст вступления в брак 23 года, у девушек – 25 лет.

9. На каких ценностях будет основана моя семья:

10. «Какое количество детей планируете иметь в будущем?»

11. Считаете ли Вы, что семья в России в современных условиях испытывает кризис развития?

ПРИЛОЖЕНИЕ № 7. НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ МОЛОДЕЖИ

ПРИЛОЖЕНИЕ № 8. СОПОСТАВИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ МОЛОДЕЖИ



error: