Возрастные и индивидуальные особенности ребенка 4 5лет. Другие навыки, кругозор, физическое развитие

Ваш ребёнок еще совсем недавно таким пухленьким малышом, а теперь он изменился - похудел, вытянулся. Бабушки, возможно ахают-охают, что ребенка нужно лучше кормить, ведь «даже ребрышки уже торчат». Не закармливайте! Это нормальный процесс взросления, когда ребенок к 4,5 годам резко вытягивается.

Физическое развитие в 4,5 года. Ваш ребенок растет, прибавляет в весе, активно совершенствуется его скелет и мышечный корсет. Ребенок стал выносливее, крепче, он меньше болеет. В зависимости от многих условий и наследственности, скачок роста может быть от 5 до 8 см. В целом, рост мальчиков в среднем к этому сроку составит от 103 до 112 см, рост девочек немного меньше - от 100 до 110. см. Однако, помните - если в семье все высокие, рост малыша может превышать средние нормы примерно на 3-5 см.

Ростовые показатели зависят от состояния здоровья, подвижности и активности ребенка. Чем больше физические нагрузки, чем непоседливее малыш, тем он активнее растет. Болезненные и медлительные ребята обычно пониже своих более шустрых и здоровых сверстников.

Норма веса ребенка в 4,5 года. К средним показателям для мальчиков этого возраста относят 15-20 кг, хотя могут быть колебания в ту и другую сторону на 1.5-2 кг. Средними показателями веса для девочек будут 14,5 - 19 кг, и также допустимы индивидуальные колебания.

К 4,5 годам у ребёнка уже должны быть все молочные зубы - их 20.

Мамы детей иногда сетуют на то, что очень сильно устают от повышенной активности ребенка. Поэтому устраивайте себе выходной день, когда ребенком будет заниматься папа или бабушка с дедушкой.

И по-прежнему не забывайте следить за своим здоровьем.

Совместные будни

Наступило идеальное время, когда можно и нужно активно приобщать ребенка к культурной жизни. Посещайте детские концерты, елки, спектакли, мюзиклы, смотрите мультфильмы в кинотеатре! О том, что стоит учесть, чтобы не испортить праздник, читайте . Мы собрали все важные правила в одной статье.

Обсуждайте с ребенком то, что только что увидели, услышали или прочитали. Так вы научите его анализировать, делать выводы и выражать свои мысли.

Учите ребенка читать и считать. Разумеется, в игровой форме. Сегодня существует много развивающих методик для детей этого возраста, используются специальные прописи и тетради, особые занятия и творческие задания. Важно помнить, что в этом возрасте дети еще быстро утомляются, их внимание не может концентрироваться на одном деле более 15-20 минут.

Читайте ребенку вслух и затем обсуждайте прочитанное.

В этом возрасте детям нравится лепить. .

Полезными будут занятия на развитие логики - выделять из группы предметов на карточках лишние, группировать карточки по смыслу или общему признаку. Также полезны будут , где нужно найти сходства и различия, пазлы. Будут полезны книги и журналы, в которых есть игры на ассоциации, где нужно рассказать - кто или что похожи друг на друга, составить по картинке сказку или рассказ, ставить логические цепочки.

Полезны игры и занятия на тренировку памяти - можно проверить ребенка составить , которую вы предварительно ему показали. Важно решать с ребенком ребусы, головоломки, задавать вопросы по прочитанным сказкам, недавно происшедшим событиям.

4,5 года - возраст, когда ваш ребенок уже вырос, но все же, пока маленький. Он как «губка» - впитывает всё увиденное и услышанное. Поэтому от родителей в этот период требуется максимум деликатности, чтобы мягко и незаметно для ребенка корректировать его характер.

В этом возрасте ваш малыш уже умеет подолгу заниматься каким-то делом. Используйте это развивающих занятий.

Соблюдайте режим дня. Детям в 4,5 года очень важен полноценный сон, как ночной, так и дневной. За счет сна дети получают полноценный отдых и силы для нового дня. Если качество сна снижается, ребенок может становиться капризным, раздраженным, у него снижается настроение. В среднем, на сон у детей сейчас отводится до 12 часов в сутки. При этом обязательно должен быть полноценный ночной сон до 9-10 часов, а также . Важно соблюдать строгий режим дня, вставать и ложиться в одно и то же время, чтобы ребенок чувствовал себя хорошо и мог вести привычную деятельность.

Если вы еще не записали ребенка ни в какую секцию или кружок, уже пора это сделать. Это направляет энергию в нужное русло, прививает новые навыки, дисциплинирует.

Чтобы воспитывать в ребенке ответственность. Поручайте ему дела - .

В возрасте 4,5 лет детям очень важно слышать одобрение своих действий со стороны родителей. Используйте одобрение как метод помочь своему ребенку сделать выбор. Сделал уборку - похвалите, и в следующий раз собирание разбросанных игрушек будут проходить веселее. Нарисовал красивый рисунок - одобрите. И малыш будут стараться сделать еще лучше. Одобрение - эти стимул развиваться.

Список дел

  1. Посетите логопеда. Если ваш ребенок нечетко произносит те или иные звуки, обратитесь за консультацией к логопеду. И если специалист подтвердит ваши предположения - есть время поставить все проблемные звуки. В этом возрасте иногда «хромают» свистящие, шипящие, и «Л». Не спешите ставить букву «Р», если ребенок сам ее не говорит, у вас в запасе есть еще, как минимум, год на эту задачу.
  2. Ежеквартально посещайте детского стоматолога. Детские зубки могут разрушаться очень быстро. Поэтому стоматологи рекомендуют довольно частые профилактические осмотры - 4 раза в год (ежеквартально).
  3. В этом возрасте дети могут подолгу сидеть на одном месте, иногда начинают горбиться и сутулиться. Поэтому, если вы заметите что-то неладное с осанкой - не откладывайте визит к детскому ортопеду.
  4. Запишите ребенка в спортивную секцию (на занятия иностранным языком, в творческие группы). Пока ребенок еще дошкольник, есть время разнообразить его досуг. Выберите то, что близко ребенку: спорт, иностранный язык, хобби, связанное с творчеством.

В игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста появляются роле-вые взаимодействия. Они указывают на то, что дошкольники начинают отделять се-бя от принятой роли. В процессе игры роли могут меняться. Игровые действия начи-нают выполняться не ради них самих, а ради смысла игры. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей.

Много внимания уделяется развитию творческих способ-ностей детей - в игре, в изобразительной, театрально--испол-нительской деятельности. Внимательное, заботливое отношение воспитателя к детям, умение поддержать их познавательную активность и развить самостоятельность, Организация разнообразной деятельности составляют основу правильного воспитания и полноценного развития детей в средней группе детского сада.

Значительное развитие получает изобразительная деятельность. Рисунок стано-вится предметным и детализированным. Графическое изображение человека харак-теризуется наличием туловища, глаз, рта, носа, волос, иногда одежды и ее деталей. Совершенствуется техническая сторона изобразительной деятельности.

Усложняется конструирование. Постройки могут включать 5-6 деталей. Форми-руются навыки конструирования по собственному замыслу, а также планирование последовательности действий.

Двигательная сфера ребенка характеризуется позитивными изменениями мелкой и крупной моторики. Развиваются ловкость, координация движений. Дети в этом возрасте лучше, чем младшие дошкольники, удерживают равновесие, перешагивают через небольшие преграды. Усложняются игры с мячом.

Возросли физические возможности детей: движения их стали значительно более уверенными и разнообразными, Дошкольники испытывают острую потребность в движении, В случае неудовлетворения этой потребности, ограничения активной двигательной деятельности они быстро перевозбуждаются, становятся непослушными, капризными.

Эмоционально окрашенная деятельность становится не только средством физического развития, но и способом пси-хологической разгрузки детей среднего дошкольного возраста, которых отличает довольно высокая возбудимость. Увидев пере-возбуждение ребенка, воспитатель, зная слабость тормозных процессов детей 4--5 лет, переключит его внимание на более спокойное занятие. Это поможет ребенку восстановить силы и успокоиться.

К концу среднего дошкольного возраста восприятие детей становится более развитым. Они оказываются способными назвать форму, на которую похож тот или иной предмет. Они могут вычленять в сложных объектах простые формы и из простых форм воссоздавать сложные объекты

Возрастает объем памяти. Дети запоминают до 7-8 названий предметов. Начи-нает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотво-рение и т. д.

Начинает развиваться образное мышление. Дети оказываются способными использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач. Дошкольники могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи. Развивается предвосхищение.

Для детей этого возраста особенно характерны известные феномены Ж. Пиаже: сохранение количества, объема и величины. Например, если ребенку предъявить три черных кружка из бумаги и семь белых кружков из бумаги и спросить: «Каких круж-ков больше - черных или белых?», большинство ответят, что белых больше. Но если спросить: «Каких больше - белых или бумажных?», ответ будет таким же - больше белых.

Продолжает развиваться воображение . Формируются такие его особенности, как оригинальность и произвольность. Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему.

Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредо-точенная деятельность в течение 15-20 минут. Он способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие.

В среднем дошкольном возрасте улучшается произношение звуков и дикция. Речь становится предметом активности детей. Они удачно имитируют голоса живот-ных, интонационно выделяют речь тех или иных персонажей. Интерес вызывают ритмическая структура речи, рифмы.

Развивается грамматическая сторона речи . Дошкольники занимаются словотвор-чеством на основе грамматических правил. Речь детей при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении с взрослым становится внеси-туативной.

На пятом году жизни активно проявляется стремление детей к общению со сверстниками. Если ребенок трех лет вполне удовлетворяется обществом кукол, то средний дошкольник нуждается в содержательных контактах со сверстниками. Дети общаются по поводу игрушек, совместных игр, общих дел. Их речевые контакты становятся более длительными и активными.

Новые черты появляются в общении средних дошкольников с воспитателем. Как и дети младшей группы, они охотно сотрудничают с взрослыми в практических делах (совместные игры, трудовые поручения, уход за животными, растениями), но наряду с этим активно стремятся к познавательному, ин-теллектуальному общению с взрослыми. Это проявляется в многочисленных вопросах детей к воспитателю: «Почему?», «Зачем?», «Для чего?» Развивающееся мышление ребенка, спо-собность устанавливать простейшие связи и отношения между объектами пробуждают интерес к окружающему миру.

Дошкольник пятого года жизни отличается высокой актив-ностью . Поэтому если для одних детей будет достаточно простого напоминания о нужном дей-ствии, совета, то для других необходим показ или совместное действие с ребенком. В этом проявляется одна из особенностей детей средней группы. В течение пятого года жизни воспита-тель становится свидетелем разных темпов развития детей: одни дольше сохраняют свойства, характерные для младшего возрас-та, перестройка их поведения и деятельности как бы замедля-ется, другие, наоборот, «взрослеют» быстрее и уже со второй половины среднего дошкольного возраста начинают отчетливо проявлять черты старшей возрастной ступени.

У детей средней группы наблюдается пробуждение интереса к правилам поведения. Именно к пяти годам начинаются многочисленные жалобы-заявления детей воспитателю о том, что кто-то делает что--то неправильно или кто-то не выполняет требование. Неопытный воспитатель иногда расцени-вает такие заявления ребенка как «ябедничество» и отрицательно к ним относится. Между тем «заявление» ребенка свидетельствует о том, что он осмыслил требование как необходимое и ему важно получить авторитетное подтверждение правильности своего мнения, а также услышать от воспитателя дополни-тельные разъяснения по поводу «границ» действия правила.

Дети среднего дошкольного возраста отличаются высокой эмоциональностью, ярко и непосредственно выражают свои чувства.

Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью , которая выражается в предпочтении одних детей другим. Появляются постоянные партнеры по играм. В группах начинают выделяться лидеры. Появляются конкурентность, со-ревновательность. Последняя важна для сравнения себя с другим, что ведет к разви-тию образа «Я» ребенка, его детализации.

Основные достижения возраста связаны с развитием игровой деятельности; по-явлением ролевых и реальных взаимодействий. С развитием изобразительной дея-тельности; конструированием по замыслу, планированием; совершенствованием восприятия, развитием образного мышления и воображения, эгоцентричностью познавательной позиции. Развитием памяти, внимания, речи, познавательной мо-тивации, совершенствования восприятия; формированием потребности в уваже-нии со стороны взрослого, появлением обидчивости, конкурентности, соревнова-тельности со сверстниками, дальнейшим развитием образа «Я» ребенка, его детализацией.

Темп физического развития ребенка с 4-го по 6-й год жизни примерно одинаков: средняя прибавка в росте за год составляет 5-7 см, в массе тела – 1,5-2 кг. Рост четырехлетних мальчиков – 100,3 см. К пяти годам он увеличивается примерно на 7,0 см. Средний рост девочек четырех лет – 99,7 см, пяти лет – 106,1 см. Масса тела в группах мальчиков и девочек равна соответственно в 4 года 15,9 и 15,4 кг, а в 5 лет – 17,8 и 17,5 кг.

Особенности опорно-двигательного аппарата

К пяти годам соотношение размеров различных отделов позвоночника у ребен­ка становится таким же, как у взрослого, но рост позвоночника продолжается вплоть до зрелого возраста. Скелет ребенка-до­школьника отличается гибкостью, так как процесс окостенения еще не закончен. В связи с этим детям 4-5 лет нельзя на физ­культурных занятиях давать силовые упражнения, необходимо постоянно следить за правильностью их позы.

Длительное сохранение одной позы может вызвать перенап­ряжение мускулатуры и в конечном итоге нарушение осанки. Поэтому на занятиях, связанных с сохранением статической позы, используются разнообразные формы физкультурных пауз.

Мышцы развиваются в определенной последовательности: сначала крупные мышечные группы, потом мелкие. Поэтому сле­дует строго дозировать нагрузку, в частности, для мелких мышеч­ных групп. Для рисунков карандашом ребенку не дают больших листов бумаги, так как его утомляет необходимость зарисовывать большую поверхность. Для изображения отдельных предметов в средней группе рекомендуется использовать бумагу размером в половину писчего листа, для сюжетных рисунков – 28 х 20 см.

Органы дыхания

Потребность организма ребенка в кислоро­де возрастает за период от 3 до 5 лет на 40%. Происходит пере­стройка функции внешнего дыхания. Преобладающий у детей 2- 3 лет брюшной тип дыхания к 5 годам начинает заменяться грудным. К этому же возрасту несколько увеличивается жизнен­ная емкость легких (в среднем до 900-1060 см ‘), причем у маль­чиков она больше, чем у девочек.

Сердечно-сосудистая система

Абсолютный вес сердца в этом возрасте равен 83,7 г, частота пульса – 99 ударов в минуту, а сред­ний уровень кровяного давления 98/60 мм ртутного столба. Впро­чем, наблюдаются большие индивидуальные колебания показа­телей сердечной деятельности и дыхания. Так, в 4 года частота сердечных сокращений (пульса) в минуту колеблется от 87 до 112, а частота дыхания – от 19 до 29.

В возрасте 4-5 лет ритм сокращений сердца легко нарушает­ся, поэтому при физической нагрузке сердечная мышца быстро утомляется. Признаки утомления выражаются в покраснении или побледнении кожи лица, учащенном дыхании, одышке, некоор­динированных движениях. Важно не допускать утомления детей, вовремя менять нагрузку и характер деятельности. При переходе на более спокойную деятельность ритм сердечных сокращений быстро нормализуется, и работоспособность сердечной мышцы восстанавливается.

Развитие органов чувств

Первые пять лет жизни – «золотая пора» развития сенсорных способностей детей.

Хрусталик глаза дошкольника имеет более плоскую, чем у взрослого, форму. Отсюда и некоторая дальнозоркость. Однако легко может развиться и близорукость. Так, при рассматривании иллюстраций, да еще за плохо освещенным столом, при работе с карандашом, различными мелкими предметами ребенок напря­гает зрение, сильно наклоняется. Мышцы глаза при этом для луч­шего преломления световых лучей меняют форму хрусталика,

внутриглазное давление также меняется, глазное яблоко увеличи­вается. Часто повторяясь, эти изменения могут закрепиться. Следовательно, необходимо вырабатывать у детей правильную рабочую позу и осуществлять постоянный контроль за ней как на занятиях, так и в их самостоятельной деятельности.

У ребенка 4-5 лет продолжается процесс развития органа слуха. Барабанная перепонка нежна и легкоранима, окостенение слухового канала и височной кости не закончилось. Поэтому в полости уха легко может возникнуть воспалительный процесс.

С ранимостью органа слуха и незавершенностью формирова­ния центральной нервной системы связана большая чувствитель­ность дошкольников к шуму. Если жизнь детей в группе постоян­но протекает на фоне шума порядка 45-50 децибелов, наступает стойкое снижение слуха и утомление. Между тем падающие ку­бики и стулья, громкий разговор создают шум примерно в 70-75 децибелов. Вот почему в дошкольных детских учреждениях долж­на про водиться активная борьба с шумом: необходимо приучать детей правильно пользоваться игрушками, осторожно переносить стулья, говорить негромко.

Развитие высшей нервной деятельности

Центральная нервная система является основным регуляторным механизмом физиоло­гических и психических процессов.

Нервные процессы – возбуждение и торможение – у ребен­ка, как и у взрослого, характеризуются тремя основными свой­ствами: силой, уравновешенностью и подвижностью. К 4-5 го­дам у ребенка возрастает сила нервных процессов, повышается их подвижность. Но особенно характерно для детей этого возраста совершенствование межанализаторных связей и механизма вза­имодействия сигнальных систем.

Постепенно совершенствуется возможность сопровождать речью свою игру, дети без труда воспринимают указания взрос­лого в процессе различной деятельности. Это позволяет разнооб­разить приемы обучения. В средней группе, например, улучшать произношение звуков речи можно в процессе специально пред­назначенных для этого подвижных игр.

У детей четырех лет механизм сопоставления слова с реальной действительностью развит еще недостаточно. Воспринимая окру­жающее, они ориентируются в основном на слова взрослого. Иначе говоря, их поведение характеризуется внушаемостью. На пятом году жизни, особенно к концу года, механизм сопоставле­ния слов с соответствующими раздражителями первой сигналь­ной системы совершенствуется, растет самостоятельность дей­ствий, умозаключений.

Однако нервные процессы у ребенка среднего дошкольного возраста еще далеки от совершенства. Преобладает процесс воз­буждения. При нарушении привычных условий жизни, при утом­лении это проявляется в бурных эмоциональных реакциях, несоб­людении правил поведения. Бурные эмоции, суетливость, обилие движений у ребенка свидетельствуют о том, что процесс возбуж­дения у него преобладает и, сохраняя тенденцию к распростране­нию, может перейти в повышенную нервную возбудимость.

Вместе с тем именно к пяти годам усиливается эффективность педагогических воздействий, направленных на концентрацию нервных процессов у детей. Поэтому на занятиях и в быту следу­ет совершенствовать реакции ребенка на сигнал: включать в физ­культурные занятия ходьбу и бег со сменой ведущего; широко использовать дидактические игры и игры с правилами.

Условно-рефлекторные связи образуются у детей быстро: пос­ле 2-4 сочетаний условного сигнала с подкреплением. Но устой­чивость они приобретают не сразу (лишь после 15-70 сочетаний) и не всегда отличаются прочностью. Это относится И к тем услов­ным рефлексам, которые образованы на словесные сигналы, и к сложным системам связей.

Сравнительно трудно формируются различные виды условно­го торможения. Поэтому чтобы научить детей 4-5 лет соблюдать правила поведения, им мало объяснить, что можно, что нельзя и что нужно делать, необходимо постоянно упражнять их в соответ­ствующих поступках. Важно, чтобы сложные системы связей, из которых складываются навыки, умения, упрочивались постепен­но, на повторяющемся с усложнениями материале.

Развитие личности

Чтобы способствовать личностному развитию ребенка 4- 5 лет, необходимо учитывать следующее.

Во-первых, в этом возрасте уже закладываются основы сози­дательного отношения к предметному миру. Для этой цели мож­но использовать те скромные поделки, которые ребенок создает своими руками для игры или в качестве подарка кому-либо. Если взрослый систематически будет подчеркивать, что ребенок сде­лал что-то сам, что он уже многое умеет и сможет для каждого создать атмосферу заслуженного признания и успеха, то удовлет­ворение, которое при этом станет испытывать ребенок, будет побуждать его и дальше ставить подобные задачи.

Во-вторых, в этот период могут возникнуть и подлинно позна­вательное отношение к миру, бескорыстная потребность в знани­ях из интереса и желания знать. Для дальнейшего развития по­знавательного интереса важно не только давать ребенку новые знания в увлекательной форме, необходимо максимально уважи­тельно относиться к его собственным умственным поискам и их результатам. На пятом году жизни ребенок уже способен раз­мышлять, не опираясь на непосредственный опыт. У него появ­ляется круг чисто словесных знаний. Оперируя такими знания­ми, ребенок может иногда приходить к неправильным выводам, получать логически несовершенные результаты. Любое проявле­ние неуважения к этим первым самостоятельным интеллектуаль­ным шагам может отбить у ребенка интерес к сфере знаний и лишить его уверенности в себе. Поэтому важнейшим требовани­ем к личным отношениям взрослых с детьми и в их взаимоотно­шениях друг с другом является серьезное и уважительное отноше­ние ко всем, даже неверным, соображениям ребенка.

Это не означает, что взрослые должны одобрять любые непра­вильные мысли и соображения детей. Взрослым следует не оце­нивать детей, а обсуждать с ними их соображения и возражать им как бы на равных, а не свысока. Отсюда естественно вытекает, что новыми в отношении ребенка к другим людям должны стать, с одной стороны, интерес и уважение к взрослому как к источнику новых знаний и тактичному помощнику в его собственных интеллектуальных поисках, а с другой – уважительное и заинте­ресованное отношение к аналогичным интеллектуальным поис­кам его сверстников.

Отношение к сверстникам в этом возрасте носит еще не очень дифференцированный характер. Дети в основном делят­ся на «плохих» И «хороших», И эти оценки в очень большой сте­пени зависят от взрослых. Так, большинство детей пятого года жизни считают сверстников плохими потому, что воспитатель делает им замечания за то, что они медленно едят, плохо засы­пают и т.п.

Необходимо иметь в виду, что репутация ребенка в группе, отношение к нему сверстников и его душевное самочувствие мо­гут без всякого умысла со стороны взрослого непоправимо пост­радать. Для этого достаточно частого выражения недовольства взрослого по поводу таких форм поведения, которые, хотя и со­здают организационные трудности, морально нейтральны, не зависят от ребенка и зачастую обусловлены его физиологически­ми особенностями.

В развитии сознания детей открываются две очень важные возможности, от правильного использования которых суще­ственно зависит общий уровень их умственного развития. Одна из возможностей связана с тем, что на пятом году жизни дети способны в своем познании окружающего выходить за пределы того, с чем непосредственно сталкиваются сами. Начиная с этого возраста, дети могут постепенно накапливать фактические знания о самых разных предметах и явлениях, которых они не видели и о которых знают только со слов взрослого (о животных и маши­нах, городах и странах и т.п.).

Очень важно понимать, что когда ребенок накапливает такие представления, он не просто увеличивает объем знаний об окру­жающем. У него естественно возникает отношение к тем новым сферам жизни, с которыми его знакомят: симпатия к дельфинам и опасливое отношение к акулам, сочувствие к людям, которые месяцами живут в условиях полярной ночи, и уважение к их спо­собности приноравливаться к сложным природным условиям.

А это значит, что взрослый не только дает знания, но и прин­ципиально расширяет круг событий и предметов, вызывающих у ребенка эмоциональный отклик: сочувствие и возмущение, ува­жение и интерес. Очень важно, что чувства и отношения, пере­живаемые ребенком по поводу далеких и лично ему незнакомых существ или событий, по сути своей бескорыстны, не связаны с сиюминутными эгоистическими желаниями и устремлениями. Тем самым взрослые выводят ребенка за пределы узких и эгоис­тических интересов, делая самые первые шаги в формировании будущего гражданина мира, которому ничто человеческое не бу­дет чуждо.

Дети 4-5 лет стремятся к самостоятельности, но неудачи обескураживают их. Накапливаясь, безуспешные усилия порож­дают неуверенность. Между тем произвольность поддерживает­ся именно успешностью выполнения задания взрослого или дела, которое ребенок задумал сделать сам.

В игровой деятельности детей среднего дошкольного воз­раста появляются ролевые взаимодействия. Они указывают на то, что дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. В процесс е игры роли могут меняться. Игровые действия начи­нают выполняться не ради них самих, а ради смысла игры. Про­исходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей.

Развитие психических процессов

Наиболее ярко развитие детей среднего дошкольного возрас­та (4-5 лет) характеризуют возрастающая произвольность, пред­намеренность, целенаправленность психических процессов, что свидетельствует об увеличении участия воли в процессах воспри­ятия, памяти, внимания.

Восприятие

В этом возрасте ребенок осваивает приемы актив­ного познания свойств предметов: измерение, сравнение путем наложения, прикладывания предметов друг к другу и т.п. В процессе познания ребенок знакомится с различными свойствами окружающего мира: цветом, формой, величиной, предметов, ха­рактеристиками времени, пространства, вкуса, запаха, звука, ка­чества поверхности. Он учится воспринимать их проявления, раз­личать оттенки и особенности, осваивает способы обнаружения, запоминает названия. В этот период формируются представления об основных геометрических фигурах (квадрате, круге, треуголь­нике, овале, прямоугольнике и многоугольнике); о семи цветах спектра, белом и черном; о параметрах величины (длине, шири­не, высоте, толщине); о пространстве (далеко, близко, глубоко, мелко, там, здесь, вверху, внизу); о времени (утро, день, вечер, ночь, время года, часы, минуты и др.); об особых свойствах пред­метов и явлений (звук, вкус, запах, температура, качество поверх­ности и др.).

Внимание

Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15-20 минут. При выполнении каких-либо действий он способен удерживать в памяти несложное условие.

Для того чтобы дошкольник учился произвольно управлять своим вниманием, его надо просить больше рассуждать вслух. Если ребенка 4-5 лет просить постоянно называть вслух то, что он должен держать в сфере своего внимания, то он будет в состо­янии произвольно В течение довольно длительного времени удер­живать свое внимание на тех или иных предметах и их отдельных деталях, свойствах.

Память

В этом возрасте начинают развиваться процессы сначала произвольного припоминания, а затем и преднамеренно­го запоминания. Решив что-то запомнить, ребенок теперь может использовать для этого и некоторые действия, например повто­рение. К концу пятого года жизни появляются самостоятельные попытки элементарной систематизации материала в целях его запоминания.

Произвольное запоминание и припоминание облегчаются, если ребенку ясна и эмоционально близка мотивация этих действий (например, запомнить, какие игрушки нужны для игры, выучить стихотворение «в подарок маме» и т. д.).

Очень важно, чтобы ребенок с помощью взрослого осмысли­вал то, что заучивает. Осмысленный материал запоминается даже тогда, когда не ставится цель его запомнить. Бессмысленные эле­менты легко запоминаются лишь в том случае, если материал привлекает детей своей ритмикой, или, как считалки, вплетаясь в игру, становится необходимым для ее осуществления.

Объем памяти постепенно возрастает, и ребенок пятого года жизни более четко воспроизводит то, что запомнил. Так, переска­зывая сказку, он старается точно передать не только основные события, но и второстепенные детали, прямую и авторскую речь. Дети запоминают до 7-8 названий предметов. Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны при­нять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение и т.д..

Мышление

Начинает развиваться образное мышление. Дети уже способны использовать простые схематизированные изобра­жения для решения несложных задач. Они могут строить по схе­ме, решать лабиринтные задачи. Развивается предвосхищение. Дети могут сказать, что произойдет в результате взаимодействия объектов, на основе их пространственного расположения. Одна­ко при этом им трудно встать на позицию другого наблюдателя и во внутреннем плане совершить мысленное преобразование об­раза. Для детей этого возраста особенно характерны известные феномены ж. Пиаже: сохранение количества, объема и величи­ны. Например, если ребенку предъявить три черных кружка из бумаги и семь белых и спросить: «Каких кружков больше – чер­ных или белых?», большинство ответят, что белых больше. Но если спросить: «Каких больше – белых или бумажных?», ответ будет таким же – больше белых.

Мышление в целом и более простые процессы, его составля­ющие (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация), нельзя рассматривать в отрыве от общего содержания деятельно­сти ребенка, от условий его жизни и воспитания.

Решение задач может про исходить в наглядно-действенном, наглядно-образном и словесном планах. У детей 4-5 лет преобла­дает наглядно-образное мышление, и главная задача педагога – формирование разнообразных конкретных представлений. Но не следует забывать, что мышление человека – это и способность к обобщению, поэтому необходимо также учить детей обобщать. Ребенок данного возраста способен анализировать объекты одновременно по двум признакам: цвету и форме, цвету и матери­алу и Т.п. Он может сравнивать предметы по цвету, форме, вели­чине, запаху, вкусу и другим свойствам, находя различия и сход­ство. К 5 годам ребенок может собрать картинку из четырех частей без опоры на образец и из шести частей с опорой на образец. Мо­жет обобщать понятия, относящиеся к следующим категориям: фрукты, овощи, одежда, обувь, мебель, посуда, транспорт.

Воображение

Воображение продолжает развиваться. Форми­руются такие его особенности, как оригинальность и произволь­ность. Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему.

Речь

В среднем дошкольном возрасте улучшаются произно­шение звуков и дикция. Речь привлекает внимание детей и актив­но используется ими. Они удачно имитируют голоса животных, интонационно выделяют речь тех или иных персонажей, Интерес вызывают ритмическая структура речи, рифмы. Развивается грамматическая сторона речи. Дети занимаются словотворче­ством на основе грамматических правил. Речь детей при взаимо­действии друг с другом носит ситуативный характер, а при обще­нии со взрослым становится внеситуативной.

Обогащается словарный запас детей, расширяются возможно­сти использования слов. Если обращать внимание ребенка на явления природы, на ее красоту, рассматривать вместе с ним пей­зажи, то уже в 4-5 лет он начинает овладевать соответствующим словарем. И хотя в этом возрасте дети в основном говорят о цве­те и размере объектов, почти третья часть даваемых ими опреде­лений развернутые, то есть с перечислением двух-трех признаков, с элементами сравнения, объяснения «<Снег белый и не­множко голубой»; «Блестит, как золотой»).

На пятом году жизни ребенка несколько меняется и морфоло­гический состав высказываний за счет более частого использова­ния глаголов, прилагательных и наречий. Это благоприятствует тому, что в речи появляются простые распространенные предло­жения и сложные. Когда дети учатся рассказывать, у них форми­руются многие элементы связной речи. Размеры детских расска­зов таковы же, как в старшей и подготовительной группах и даже у учеников начальных классов (в среднем 24-25 слов). Соответ­ственно формируются и другие признаки связной речи, например завершенность темы, выделение частей рассказа и др.

Ребенок, пройдя сложный кризис трех лет, переходит в средний дошкольный возраст. На этапе происходит стремительное психическое и физическое развитие. Родители обязаны знать, как совершается развитие ребенка 4–5 лет, чтобы помогать малышу преодолевать возникшие трудности.

Особенности физического формирования

В таком возрасте быстро развиваются мышцы и кости скелета. Поэтому важно знать особенности развития детей 4–5 лет. Дитя сильно меняется внешне и внутренне. Внутренние органы по форме соответствуют взрослому человеку. Это ведет к тому, что ребенок совершает больше физических нагрузок. Родителям важно знать стандартные показатели норм, чтоб в непредвиденных ситуациях помогать. Выявить и исправить, появившиеся отклонения.

Общая характеристика:


Важно! В этом возрасте следует объяснять и приучать к здоровому образу жизни. Соблюдать распорядок дня, выполнять утреннюю гимнастку, регулярные прогулки на свежем воздухе. Питание должно быть сбалансированным и отвечающее возрасту.

Психическое развитие

Психические процессы сильно меняются. Они становятся устойчивыми, осознанными. Начинают сформировываться волевые качества. Зная, как происходит психическое развитие ребенка 4–5 лет выстраивается правильная форма воспитания.

Ребятишкам в пятилетнем возрасте хочется самостоятельности. Уже не так нуждаются в помощи старших. Учатся устанавливать свои правила. Но готовы сопереживать и осознавать чувства других людей.

Стремительно развиваются творческие наклонности. Малыш создает сказочный мир, где выступает главным героем. Наделяет себя волшебными способностями. Фантазии связаны не только с прекрасным, но и спровоцировать страхи.

Происходит социализация, при которой возникает желание быть услышанным не только в кругу семьи, но и со стороны сверстников. Игровая деятельность видоизменяется. Она расширяется, наблюдается сюжетная линия. В игровом процессе учатся дружить, делиться вещами, помогать друг другу, ссориться и сразу мириться.

Проявляют ко всему любознательность, чем ставят взрослых в тупик, задавая вопросы. Они болтают часами, не останавливаясь ни на минуту. Перебивать не стоит, так как можно отбить интерес к познанию нового и неизведанного до сих пор.

Эмоционально дети восприимчивы. Понимают похвалу и ругань, так как экспансивно чувствительны к словам. Поэтому браня, подбирать выражения нужно тщательно. Неприятные слова приведут к развитию нежелательных комплексов, которые сохранятся на дальнейшую жизнь.

В пять лет интересуются половыми отличиями между девочкой и мальчиком.

На основе психических особенности развития детей 4- 5 лет можно грамотно продумать способ целостного и гармоничного воспитания.

Умственные особенности

Любознательность ведет к формированию интеллекта. Без поддержки родителей не обойтись. Не отмахивайтесь от детишек, если просят поиграть, или что-то объяснить. Это провоцирует задержку психического развития. В старшем возрасте приводит к нежеланию учиться. Необходимые навыки, которые нужно развивать у ребѐнка. У родителей часто возникает вопрос, что должен уметь ребенок к пятому году жизни.

Математические способности

Ребенок пятилетнего возраста, должен уметь:

  1. Знать название геометрических фигур.
  2. Сравнивать предметы по количеству.
  3. Находить предметы.
  4. Считать в пределах.

Логическое мышление

Вид мышления - наглядно-образный, где проявляется практический характер. Поэтому можно наблюдать следующее:

  1. Запоминание большого объема информации.
  2. Улучшение концентрации внимания.
  3. Нахождение различий между двумя картинками.
  4. Умение называть антонимы.
  5. Распознавание ошибок на изображении, объяснение правильного выполнения.
  6. Выполнение заданий занимает меньше времени, при этом нет реакции на посторонние предметы и действия.

Речевое развитие

К четырем годам происходят серьезные изменения в речи:

  1. Строят предложения из 9 слов.
  2. Употребляют множественное число.
  3. Знают свои личные данные — имя, фамилию, домашний адрес.
  4. Называют профессии людей.
  5. Поддерживают беседу.
  6. Могут выучить стихотворение.
  7. Ищут, находят предметы по описанию.

Повседневные способности

Применять навыки самообслуживания. Уметь на леску нанизывать крупные бусинки. Рисовать прямые линии на бумаге, не отрывая кисть от поверхности. Раскрашивать изображения аккуратно не выходя за поля. Знать правую, левую руку.

Окружающий мир

Называть времена года. Знать названия домашних животных. Уметь отличать овощи, фрукты, ягоды.

Родителям надобно ежедневно занимать с малышом. Развитие интеллектуальных способностей пятого года жизни нужно для подготовки к школе. Чтобы в учебном процессе не возникло стрессовых ситуаций.

Совет! На этом этапе развития прививайте бережное отношение к предметам, вежливость, приобщайте к совместному труду.

Эмоциональные особенности

Дети чувствительны в этот период жизни. Способны сочувствовать и сопереживать окружающим людям. Однако, многие родители сталкиваются с истериками. В большинстве случаев ребятенок пытается обратить на себя внимание или получить желаемую вещь. Чаще всего, мамы и папы сталкиваются с этой проблемой, то не ведают, как себя вести с малышом. Детская истерика появляется, когда ребенок не знает слова «нет». Или один из родителей разрешает, а другой запрещает. Такого не должно быть. Рассмотрим несколько примеров из жизни, где встречается капризы и упрямство.

Ситуация No1

Мама со своим четырехлетним сыном отправилась на прогулку, по пути она встретила знакомую. Они заболтались. Сын тут же стал капризничать, тянуть за руку, при этом говорит: «Мамочка, идем!»…

Что сделать в таком случае?

Обратите на ребенка сразу внимание. В окружающей обстановке найдите чем можно занять дитя. Предложите ему покачаться на качелях или поиграть в песочнице. Так, он поймет, что мама проявляет по отношению к нему внимание. Ребенок будет занят, а мать сможет продолжить спокойно общение с приятельницей.

Ситуация No2

В семье появилась долгожданная дочка Оля. Взрослые ее опекали, исполняли все ее прихоти. В 5-летнем возрасте сами ее одевали и раздевали. Окружающие стали отмечать, что Оля стала капризной, по любому поводу устраивала истерики.

Что происходит с Олей?

Не секрет, что за любленные дети зачастую капризны. Чтобы избежать подобной ситуации необходимо убрать повышенную опеку. Чрезмерное внимание приводит к непослушанию.

Ситуация No3

Никита 4 года 5 месяцев

Внезапно вполне послушный ребенок начал капризничать, каждый день закатывает маме истерики. Стал упрямым и непослушным.

Не так давно в семье произошло прибавление. На свет раньше срока появился мальчик. И мама большое количество времени уделяет новорождённому. А капризы Никиты сводят маму с ума.

Почему Никита так резко изменился?

Из-за повышенной занятости мама перестала уделять старшему сыну время. Своими капризами он пытается обратить на себя внимание. Старайтесь проявлять заинтересованность по отношению к малышу.

Ситуация No4

Каждый день мама после работы заходила за четырехлетним Славой в дошкольное учреждение. Вместе шли в супермаркет, где он, закатывал истерические крики, прося, что-то купить. Сразу падал на пол, начинает биться головой и рыдать. Мать, не находя иного выхода, покупала все, что Слава хотел.

Как избежать подобной ситуации?

  • Исключите на время походы в те места, где малыш устраивает истерику.
  • Не обращайте внимание на действия просто уйдите.
  • Попытайтесь переключить внимание на что-то другое в момент истерики у ребенка 4 лет.
  • Установите в семье единые требования по воспитанию.
  • Соблюдайте последовательность в своих требованиях.
  • Сохраняйте спокойствие в момент всплеска истерики.
  • Оставляйте право выбора за малышом.

Роль семьи имеет большое значение в формировании личности малыша, и влияет на эмоциональное развитие.

Специалисты разработали памятку правил для родителей, в которой позволит построить с малышом правильные взаимоотношения.

Не устанавливайте много запретов. Чадо не способно освоить все сразу, в итоге возможна истерика. Рассказывайте спокойно о переживаниях, о тех чувствах, что испытываете. Реагируйте умеренно на всплеск гнева. Разбирайте сложные ситуации в которые попадает чадо. Старайтесь чаще хвалите, а не ругайте. Не пугайте страшилками, не говорите о смерти и болезнях. Расспрашивайте об интересах малыша. Давайте право играть со сверстниками. Отвечайте на все вопросы. Читайте книги. Проводите совместный досуг.

В этот период закладываются основные черты характера. Поэтому крайне значимо принимать во внимание особенности развития детей 4–5 лет. В первую очередь от родителей завит физическое и психическое развитие. Важным фактором, является взаимоотношения отношение внутри семьи. Это влияние на будущую жизнь детей.


Психологические особенности возраста

детей 4-5 лет.



Дошкольники испытывают острую потребность в движении. В случае неудовлетворения этой потребности, ограничения активной двигательной деятельности они быстро перевозбуждаются, становятся непослушными, капризными. ПОЭТОМУ

особенно важно наладить разумный двигательный режим, насытить жизнь детей разнообразными подвижными играми, игровыми заданиями, танцевальными движениями под музыку, хороводными играми.

Основные ресурсы мозга должны быть направлены на развитие сенсорно-моторной основы интеллекта: как можно больше впечатлений для различных органов чувств, постоянное упражнение в ловкости (бегать, прыгать, ползать, лазать и т.п.).Знание букв и цифр в этом возрасте не является признаком хорошего интеллекта, скорее говорит об «обкрадывании» тех отделов мозга, которые должны в этот момент развиваться, но находятся в дефиците из-за увлечения родителей ранним обучением.

На пятом году жизни активно проявляется стремление детей к общению со сверстниками.Дети общаются по поводу игрушек, совместных игр, общих дел. Они становятся более избирательными во взаимоотношениях и общении: у них есть постоянные партнёры по играм (хотя в течение года они могут и поменяться несколько раз), всё более ярко проявляется предпочтение к играм с детьми одного пола.

В речи ребенка появляются существительные, обозначающие обобщённые свойства предметов (скорость, твёрдость) прилагательные, выражающие эмоциональные состояния (весёлый, сердитый), этические качества (добрый, злой), эстетические характеристики (красивый, безобразный). Заметно возрастает количество сложных предложений.

Дети охотно сотрудничают со взрослыми в практических делах (совместные игры, трудовые поручения, уход за животными, растениями), но наряду с этим активно стремятся к познавательному, интеллектуальному общению со взрослыми.

Это проявляется в многочисленных вопросах детей: "Почему?", "Зачем?", "Для чего?" Теперь ребенка начинает интересовать не просто какое-либо явление само по себе, а причины и следствия его возникновения. ПОЭТОМУ

Будьте терпеливы и внимательны, чтобы снова и снова отвечать детям. Не отмахивайтесь от вопросов ребенка!Готовность"на равных" обсуждатьс детьми помогает, с одной стороны, поддержать и направить детскую познавательную активность в нужное русло, с другой - укрепляет доверие дошкольников к взрослому. Ребенок учится вас уважать!



Обратная сторона самостоятельности - заявление о своих правах, потребностях, попытки устанавливать свои правила в окружающем его мире.

ПОЭТОМУ полезно ребенку определить его «домашнюю обязанность» (например, посильная помощь в домашних делах). Придумайте систему поощрений и контролируйтевыполнение.

У детей средней группы ярко проявляется интерес к игре. Игра продолжает оставаться основной формой организации их жизни. Предлагайте ребенку для игры не только законченные по своей форме игрушки, но и неоформленные предметы, не имеющие четкой функции: камушки, палочки, брусочки и т.д.

Именно к пяти годам начинает жаловаться на детейо том, что кто-то делает что-то неправильно или кто-то не выполняет какое-то требование. "Заявление" ребенка свидетельствует о том, что он осмыслил требование как необходимое и ему важно получить авторитетное подтверждение правильности своего мнения, а также услышать разъяснения по поводу "границ" действия правила. ПОЭТОМУ

Анализируйте вместе с ребенком его поступки и поступки литературных героев. Расширяйте опыт ребенка, предлагая разные решения проблемных ситуаций. Обсуждая с ребенком случившееся, мы помогаем ему утвердиться в правильном поведении.

Особенность возраста - бурный расцвет фантазий. Ребенок включает себя и своих близких в цепь самых невероятных событий.Источники таких фантазий могут быть весьма различны: яркий сон, который ребёнок принял за действительность, или это может быть выражение его тайных желаний, или стремление справиться с какими-то страхами.ПОЭТОМУ

Обсуждайте с ребенком его фантазии, включайтесь в них, предлагайте повороты сюжетной линии. Читайте и рассказывайте детям волшебные сказки, в которых отчётливо выделены хорошие и плохие герои.Не спешите показыватьиллюстрации к сказкам, пусть ребенок представит своего сказочного героя.



проявляют стремление к взрослению в соответствии с адекватной гендерной ролью: мальчик - сын, внук, брат, отец, мужчина; девочка - дочь, внучка, сестра, мать, женщина.К 5 годам дети имеют представления об особенностях наиболее распространённых мужских и женских профессий, о видах отдыха, специфике поведения в общении с другими людьми, об отдельных женских и мужских качествах.

К 5 годам внимание становится всё более устойчивым, в отличие от возраста 3 лет (если ребёнок пошёл за мячом, то уже не будет отвлекаться на другие интересные предметы). Важным показателем развития внимания является то, что к 5 годам в деятельности ребёнка появляется действие по правилу - первый необходимый элемент произвольного внимания. ПОЭТОМУ

активно играйте с ребенкомв игры с правилами: настольные (лото, детское домино) и подвижные (прятки, салочки).

В дошкольном возрасте интенсивно развивается память ребёнка. В 5 лет он может запомнить уже 5-6 предметов (из 10-15), изображённых на предъявляемых ему картинках.

Говорить ребенку о том, как вы его любите, какой он замечательный - слишком мало для формирования у него высокой самооценки. Нужно, чтобы ценность личности измерялась какими-то реальными делами. Для этого надо, чтобы ребенок умел что-то делать, отличался какими-то способностями или навыками, которые помогли бы ему гордиться собой. Постарайтесь сделать так, чтобы ребенок не чувствовал себя беспомощным человеком, от которого ничего не зависит.

Следует обратить внимание на то, что в возрасте 4-5-ти лет недостатки воспитания ребенка начинают постепенно укореняться и переходить в устойчивые негативные черты характера.

Все, кто имеет отношение к воспитанию ребенка, должны быть едины в своих требованиях. Жалость к ребенку в данном случае может послужить развитию самых неприятных черт характера.


У детей своя собственная манера видеть, думать и чувствовать, и нет ничего безрассуднее, как желать заменить ее нашей…

Ж.-Ж. Руссо



error: