Что такое любовь понятие. Что такое настоящая любовь. Любовь и страсть

На вопрос «Что такое любовь: кратко и ясно?» большинство людей ожидают услышать, что любовь — это болезнь, яд, необъяснимая привязанность, которая со временем проходит. Но с высоты 29 лет своей любви я хочу сказать, что категорически с этим не согласна.

Настоящая любовь — это прежде всего бескорыстное служение любимому человеку и ежедневная забота. Настоящая любовь не проходит, а растёт со временем, как снежный ком, который двое влюблённых катят перед собой по своей жизни.

Со временем начинаешь понимать, что ты любишь своего родного человека, не потому что у него голубые глаза или потому что он круто водит машину , а потому что он нежно заботиться о тебе и о ваших детях. И «нежно заботится» только звучит так мимимишечно , а на самом деле это многотрудная работа.

И это не просто моё мнение , основанное на моём опыте. В древние времена люди по-ругому понимали, что такое любовь. А именно: под любовью они понимали бескорыстное служение, а не романтику отношений. Именно потому они пропускали многие стадии любви, характерные для нашего эгоистического общества — стадии притирок, ссор, самоутверждения. Они сразу переходили от романтической стадии к стадии служения , а затем, к стадии настоящей любви.

Чтобы стала более понятна моя мысль, давайте рассмотрим, что такое любовь с точки зрения психологии в современном мире . Рассмотрим 7 стадий, которые проходит каждая любовь. Дочитайте эту коротенькую статью до конца и Вы узнаете о любви что-то новое .

1-я стадия любви — влюблённость.

1-ю стадию точно все знают — это так называемый «конфетно-букетный период». В этот период ты не замечаешь никаких недостатков у своего возлюбленного. Он кажется тебе идеальным.

2-я стадия любви — привыкание.

Проходит некоторое время и ты уже не так волнуешься и не так восхищаетесь своим любимым. Ты начинаешь воспринимать его более адекватно.

3-я стадия любви — притирка.

Я не открою Америку, если скажу, что во время притирки у большинства влюбленных начинаются первые ссоры. Вы сами, наверняка, проходили эту стадию. Здесь, думаю, всё зависит от размера эго у каждого из влюбленных.

Как известно, людей без недостатков не бывают. Именно на этой стадии многие начинают видеть только недостатки своего партнера. Недостатки и раньше были, но просто на стадии влюбленности благодаря физиологическому и гормональному состоянию влюблённые их не замечали.

Именно на этой стадии, влюбленные чаще всего расстаются , так и не узнав, что впереди их ожидают самые интересные и самые главные стадии их любви . И целая жизнь впереди!

4-я стадия любви — стадия терпения.

Благодаря стадии терпения (которая может длится у некоторых несколько лет), претерпев до конца все неудобства и даже боль, влюблённые получают награду — переходят на следующую стадию. Стадию служения, когда понимаешь, что есть что-то важнее, чем доказывать свою правоту и отстаивать свое мнение.

5-я стадия любви — служение.

На этой стадии получаешь удовольствие от бескорыстного служения, бескорыстной заботы о своём любимом. Настоящая любовь — это не стремление ПОЛУЧАТЬ что-то от партнера, а стремление служить друг другу.

6-я стадия любви — дружба.

Стадия служения переходит в стадию дружбы, когда они претерпели все притирки, им хорошо и комфортно вместе, они говорят на одном языке, понимают друг друга с полуслова. Вы удивитесь, когда узнаете, в какую следующую стадию переходит стадия дружбы.

7-я стадия — НАСТОЯЩАЯ любовь.

Это настоящая награда для тех, кто преодолел все предыдущие стадии. Вы становитесь одним целым. Вы как-будто связаны невидимой резинкой. Многие исследования показывают, что люди, прожившие много лет в любви, имеют даже синхронизированные показатели пульса, давления и т.д.

Особенно ярко такая любовь проявляется в беде, когда ты готов отдать всё, даже свою жизнь , чтобы спасти своего любимого.

Уверяю Вас, это не просто моё мнение, основанное на моём опыте. Об этом говорят многие известные философы и писатели. Вот только несколько цитат:

В древние времена люди не тратили столько времени на стадии ссор, притирок, терпения, потому что они по-другому понимали любовь. А именно: как самоотвержение, как бескорыстное служение друг другу, как дружбу. Это и есть настоящая любовь. Именно об этом слова Цицерона, приведенные выше.

И если кто-то спросит у Вас, что такое любовь с научной точки зрения (философской) и что такое любовь с точки зрения психологии, можете смело отвечать, что это прежде всего нежная дружба, радость ежедневного служения и заботы друг о друге.

Напишите в комментариях, что Вы думаете по поводу этих мыслей? Поделитесь своей историей любви.

До новых встреч на страницах блога. Желаю всем любви и радости!

Посмотрите это потрясающее видео. Эту простую тайну нужно передать детям. Жизнь, не похожа на путешествие, а похожа на танец! Фрагмент лекции британского философа Алана Уотса «почему жизнь не похожа на путешествие»

Что такое любовь?
Где ответ на вопрос?
Это радость и боль,
Это капельки слёз.

Ожиданье шагов
И тепла чьих-то рук.
Ни друзей, ни врагов,
Только стук, сердца стук.

Без остатка отдать
Все, что есть у тебя.
А потом только ждать,
Ждать и верить, любя.

Никогда не просить,
Ни о чем не жалеть.
Если нужно — простить.
За него умереть.

А может, жить, просто жить
И страдать вновь и вновь.

Давайте разберемся в достаточно простом вопросе о том, что такое любовь, про которую столько сказано. Да, конечно, она у каждого своя, но симптомы и механизмы у всех одни и те же. Совершенно точно, что любовь - это симпатия и влечение, невыносимое желание быть с кем-то рядом. Ясно, что любовь застилает глаза толстой-толстой розовой пеленой, когда влюбленный человек вообще не замечает никаких недостатков у любимого. Любовь — это чувство, которое помогает пережить любые неприятности. Если тебя поддерживает любимый человек, то можно преодолеть любые преграды, для вас нет ничего невозможного, вы ничего не боитесь и способны на все.

Есть люди, которые могут испытывать чувство любви недолго. Но им лишь кажется, что они любят, на самом деле это просто симпатия, страсть, эмоции. Настоящая любовь валит с ног, как хороший грипп. Влюбленный человек теряет контроль над своими эмоциями и поступками, потому что любовь горит в нем ярчайшим огнем.

Итак, выделим самое основное:

Любовь — это когда вам все время нужно быть вместе, трудно друг без друга, вы способны не раздумывая отдать свою жизнь за другого, готовы на самые безумные поступки.

Любовь — это то, что нельзя понять головой, то что ощущается только сердцем.

Любовь — это болезнь. Когда человек влюблен, фактически он становится идиотом и слепым.

А что же такое любовь с точки зрения ученых?

Какие же химические процессы происходят в нашем организме на разных стадиях любви? То есть, что же происходит на самом деле, пока мы сходим с ума?

Первая фаза

Это самое начало любви, это «влюбленность».
В целом формула влюбленности такова. Когда видишь потенциального партнера, ты сразу распознаешь это по довольно небольшому сочетанию наблюдаемых признаков. Если еще выясняется, что партнер сам не против связи, то в голове загорается неугасимый образ «Я хочу с ним связь». Ночью этот образ провоцирует сны, где все, что было днем не додумано, проигрывается «а если бы пошло все так…». Днем все мысли заняты вашим объектом и все окрашивает им, радостью, стрессом, заставляющим быть вас как можно лучше. Признаки начальной стадии любви одинаковы для всех:

Зрачки чуть расширены, глаза блестят дыхание преимущественно ртом и чуть более глубокое, чем обычно.
- Пульс частит, заснуть в этом состоянии сложно.
- Температура тела и артериальное давление тоже нестабильны.
- Изменяется (становится более активным) выделение кожных секретов. И они имеют специальный, не очень различимый, но привлекательный запах.
- Аппетит снижается. Запасы расходуются очень быстро — жировые прослойки уменьшаются в размерах, фигура «стремительно приближается к идеальной».
- Наступает временное улучшение здоровья, иммунитет повышается, хронические хвори на время отступают, может улучшиться венозный отток, чтобы сил хватило на ухаживание и его успешное завершение и чтобы ничто не отвлекало лишний раз, пока процесс не завершен.
- Появляется ощущение легкости в теле и особой четкости и ясности сознания, но способность сосредоточиться практически равна нулю.
- Периодически (несколько раз в день) всплывает ощущение беспричинного счастья. Причина однако есть, и вполне весомая — новая порция гормона поступила в кровь, еще бы не счастье.

В кровь выбрасывается дополнительный адреналин, который дает неутомимость и способность на самые сумасбродные поступки, свойственные всем влюбленным.
При неблагополучном развитии событий (у объекта влюбленности интерес отсутствует) избранник может даже стать предметом агрессии (не оценил, не понял).

Выработка амфетамина. На этой стадии он вырабатывается в огромном количестве и поддерживает влюбленных в состоянии эйфории. Причем организм быстро привыкает и требует все большие количества. Эйфория и обвал настроения, море энергии, ушедшей на ссоры и примирения. Для влюбленных на этой стадии уже необходимо «быть вместе». Один сеанс секса заставляет забыть любую предыдущую ссору.
Зачем это нужно? Чтобы устаканить отношения, разобраться кто в чем главный, кого что не устраивает, в этот период каждый отстаивает свои интересы. Короче говоря, два человека встретились и учатся жить вместе.

Фаза четыре

Это — критический период отношений. В результате повышенной выработки допомина (гормон креативности и риска) падает острота и критичность переживаний — он помогает не бояться нового, идти на риск. Все это нужно для того, чтобы согласиться на близость с другим человеком и на его присутствие в собственной жизни, на способность к серьезным переменам.
По результатам этой фазы человек приходит к решению двух важных вопросов:
— Возможна ли совместная жизнь с этим партнером?
— Сохранять ли отношения?

Фаза пять

В присутствии партнера организм вырабатывает эндорфины, обеспечивающие ощущения покоя, нежности, ровного и заметного удовольствия от присутствия другого.
Прелесть эндорфинов в том, что организм к ним не привыкает, они как сахар, кода чересчур сладко, то уже невкусно, но и только. Поэтому в кровь поступают ровно. Важный момент: данная фаза практически не ограничена временем. Тем, кому удается в остаться в этой фазе, жутко повезло.

Финальная фаза.

Финальная фаза наступает обычно через 18-30 месяцев. Гормональный фон приходит в норму, люди видят друг друга, как они есть. Пара, которая создавалась все это время, или уже имеет достаточно общего, чтобы жить вместе и без этой химической поддержки или люди понимают, что больше ничего интересного друг в друге найти не могут.

Вот такие дела

Так обстоит дело с точки зрения химии, психологии и здравого смысла. Вкратце уже точно можно сказать, что такое любовь. Это глубокая, самоотверженная привязанность к другому человеку под действием различных гормонов.
К счастью для нас все эти сложные процессы происходят незаметно, в этом-то и вся прелесть. Наслаждайтесь любовью, влюбляйтесь, стройте отношения, встречи, ругайтесь и устраивайте сцены. Не делайте только сверхглупостей. Если вам кажется, что ваш любимый человек единственный на свете и с никаким другим вы счастливы не будете, помните — это неправда. Ваш избранник или избранница, люди из числа огромного множества, есть кто-то лучше и хуже их, и с тысячей людей вы будете намного счастливее. Не делайте трагедии если что-то не получилось, это всего лишь гормоны, на самом деле вокруг вас множество чудесных людей, с которыми вы испытаете гораздо более сильные чувства. Если с любовью в этот раз не сложилось, то это только потому, что вас уже сейчас ждет встреча с более подходящим человеком. И природа хочет, чтобы вы с ним были вместе.

Макаров А.И., семейный психолог

Комплексное аффективное состояние и переживание, связанное с первичным либидинозным катексисом объекта. Чувство характеризуется приподнятым настроением и эйфорией, иногда экстазом, временами болью. Фрейд обозначал любовь как "повторное нахождение объекта", ее можно рассматривать как аффективное воспроизведение состояния симбиотического единства. Вероятно, ребенок впервые переживает любовь в форме привязанности к матери и желания ее во время и после дифференциации репрезентаций себя и объектов.

Развитие любви в раннем детстве во многом зависит от взаимной любовной привязанности матери или того, кто первым заботится о ребенке. Изначально ребенок любит и нарциссический объект, и себя; ранняя любовь характеризуется выраженными оральными и нарциссическими целями и свойствами.

Любовь рассматривают в трех основных измерениях: нарциссическая любовь - объектная любовь, инфантильная любовь - зрелая любовь, любовь - ненависть. При этом важным фактором, влияющим на качество и стабильность любви, является степень сопряженной с ней ненависти, агрессивных целей, противостоящих целям привязанности, то есть амбивалентность. Развитие объектного постоянства, необходимого для дальнейшей зрелой любви, зависит от ряда факторов. Среди них: разрешение интенсивной амбивалентности, консолидация стабильных, связных репрезентаций себя и объектов, сопротивление регрессии Я и утрате привязанности в ситуации фрустрации и сепарации от объекта. Для того чтобы почувствовать себя любимым, необходимы постоянство Самости и здоровый вторичный нарциссизм. Важные элементы любовных отношений - способность находить друг в друге средство восполнения прошлых утрат или исцеления травм, а также установление и закрепление чувства уникальной взаимной близости. Стремление к удовлетворению сексуального желания обычно взаимно, но понятие любовь следует отличать от понятия примат генитальности, под которым в настоящее время понимается способность к достижению оргазма независимо от уровня или характера объектных отношений.

Фрейд обнаружил, что любовь основана на инфантильных прототипах. Любовь-перенос- это оживление реальных и воображаемых инфантильных любовных отношений; ее анализ помогает пациенту понять, как инфантильные цели и привязанности влияют на действия и отношения взрослого. Даже относительно внутренне согласованная и стабильная любовь является объектом регрессии и инфантильной фиксации. При выраженной регрессии или в случае задержки развития индивид может быть не способен к любви. Эта неспособность часто сопровождается примитивной агрессией, ненавистью к себе и объекту.

После того как устанавливается первичная психосексуальная объектная привязанность, любовь обретает много форм и направлений с запретными целями. С точки зрения структуры, любовь включает Оно, Я и Сверх-Я. Любовь, одобрение, удовольствие родителей интернализируются в зрелое и доброе Сверх-Я; грубое же и жестокое Сверх-Я разрушает способность любить и быть любимым. Любовь может смещаться с первоначальных объектов на коллективные объекты и дела, но религию, на художественную, интеллектуальную или физическую сублимацию, на домашних животных, на личные интересы. Границы понятия любовь определить трудно; взрослая любовь включает как зрелые, так и инфантильные бессознательные черты и всегда предполагает тенденцию к идентификации с любимым объектом и его идеализации.

Любовь

ЛЮБОВЬ

Психологи, возможно, поступили бы мудро, если бы отказались от ответственности за анализ этого термина и предоставили это поэтам. Запутывающий беспорядок, возникающий из-за отсутствия мудрости и избытка смелости, можно, однако, систематизировать в соответствии со следующей классификационной схемой. Сначала приведем две наиболее распространенные модели употребления этого термина. 1. Интенсивное чувство сильной привязанности или симпатии, испытываемое по отношению к некоторой конкретной вещи или к человеку. 2. Устойчивое чувство к человеку, вызывающее желание быть с этим человеком и озабоченность счастьем и удовольствием этого человека. Обратите внимание, что оба этих значения могут содержать или не содержать коннотации сексуальности. Конечно, первое значение часто используется в отношении кошек, тенниса, преподавателей или учебных дисциплин, а второе относится к родителям или детям – все без сексуальных или эротических коннотаций. Однако значение 1 может также применяться и в отношении любовников, а значение 2 – в отношении жен, мужей и любимых. Главное же то, что любовь в любом из этих значений является эмоциональным состоянием, окрашивающим все взаимодействия с любимым человеком или вещью и их восприятие. Это тот компонент, конечно, который делает любовь столь привлекательной для психологов.

Кто-то может обратиться к психоаналитической теории в надежде получить разъяснения. Но и в ней придется столкнуться с мнением, подобным тому, что высказал британский аналитик Райкрофт: "Так же много проблем с определением этого многообразного понятия, как и везде". Он употребляется по

разному, например: 3. Любое эмоциональное состояние, определяемое как в основном противоположное ненависти. 4. Эмоция, подлежащая сублимации или торможению. 5. Эквивалент Эроса и инстинктивной силы, близкой или к инстинктам жизни или к сексуальным инстинктам, в зависимости оттого, придерживается ли автор ранней или поздней точки зрения Фрейда (для разъяснений см. либидо).

Значение 3, кажется, не представляет большой ценности для психологов; оно обязательно различает определения. Модели употребления 4 и 5 близки к классическому психоаналитическому значению, особенно в том, что все проявления любви – любовь к себе, к детям, к человечеству, к стране или даже к абстрактным идеям – рассматриваются как проявления основной инстинктивной силы и, следовательно, подвержены действию защитных механизмов. Однако возникают некоторые осложнения, особенно в связи с тем, что некоторые теоретики дополнительно вводят понятие объектной любви и интерпретируют идеи, содержащиеся в значениях 4 и 5, как проявление потребности иметь отношения с объектами, в том числе, конечно, и с людьми.

Употребление понятия любовь как научного термина вызывает несколько типов противоречий. Во-первых, проблема секса и сексуального выражения: является ли это существенным компонентом или может ли любовь существовать полностью отдельно от этого? Во-вторых, проблема инстинкта: является ли любовь врожденной или это приобретенная эмоциональная реакция? В-третьих, проблема способа проявления эмоций: может ли чувство быть не связанным с поведением или эмоция всегда накладывает отпечаток на поведение?

ЛЮБОВЬ

обобщенное понятие, используемое для описания и характеристики переживаний и чувств человека, связанных с его отношением к другим людям, предметам, идеям, миру в целом и самому себе.

В классическом психоанализе под любовью понималось прежде всего такое взаимоотношение между людьми, которое обусловлено аффективным проявлением либидо, то есть сексуальной энергии. Хотя З. Фрейд считал, что существо того, что в психоанализе называют любовью, является не чем иным, как обычным, воспеваемым поэтами пониманием любви, а именно сексуальное взаимодействие между людьми, тем не менее ему не было чуждо представление о любви, выходящее за рамки исключительно интимных отношений. Не случайно в работе «Массовая психология и анализ человеческого Я» (1921) он писал: «Мы, однако, не отделяем всего того, что вообще в какой-либо мере связано с понятием любви, то есть, с одной стороны, любовь к себе, с другой стороны, любовь родителей, любовь детей, дружбу и общечеловеческую любовь, не отделяем и преданности конкретным предметам или абстрактным идеям».

В историческом плане любовь соотносилась З. Фрейдом с влечением человека к сексуальному объекту и выступала наравне с внешней нуждой, обусловленной необходимостью совместной жизни людей. В этом отношении Эрос и Ананке (нужда) являлись для него «предками человеческой культуры». Любовь рассматривалась в качестве «основания культуры», вызывающая сильнейшее переживание удовольствия половая (генитальная) любовь – как прообраз счастья человека.

В понимании З. Фрейда, любовь заложила основы семьи еще в древности. Она не отрекается от прямого сексуального удовлетворения и в современной культуре. Более того, любовь продолжает оказывать воздействие на культуру, в том числе и в форме нежности, представляющей собой модифицированную и заторможенную по цели сексуальную деятельность. В обеих формах она выполняет важную функцию, то есть связывает воедино множество людей. Другое дело, что обыденное использование в речи понятия любви оказывается неопределенным, затрудняющим понимание того, о чем в действительности идет речь.

З. Фрейд исходил из того, что неточность употребления слова «любовь» имеет свое «генетическое основание». В работе «Недовольство культурой» (1930) он так пояснил свою мысль: «Любовью называют отношения между мужчиной и женщиной, создавших семью для удовлетворения своих сексуальных потребностей. Но любовь – это и добрые чувства между родителями и детьми, братьями и сестрами, хотя такие отношения следовало бы обозначить как заторможенную по цели любовь или нежность». Первоначально заторможенная по цели любовь была одновременно и чувственной. Таковой она остается и в современной культуре с той лишь разницей, что оказывается бессознательной. Оба вида любви (чувственная и заторможенная по цели) выходят за пределы семьи, в результате чего устанавливается необходимая связь между теми, кто ранее был чужд друг другу. Таким образом, половая любовь ведет к новым семейным союзам, в то время как заторможенная по цели любовь – к дружеским, культурно значимым объединениям людей, в которых преодолеваются ограничения половой любви. Однако, как считал З. Фрейд, по ходу развития любовь стала утрачивать однозначное отношение к культуре. «С одной стороны, любовь вступает в противоречие с интересами культуры, с другой – культура угрожает любви ощутимыми ограничениями».

Подобное раздвоение проявляется, по мнению З. Фрейда, прежде всего в форме конфликта между семьей и более крупными сообществами людей. Затраченная на цели культуры психическая энергия отнимается от сексуальной жизни, ограничение которой ведет к культурному развитию, но вместе с тем оборачивается невротизацией человека. Уже первая фаза культуры принесла с собой запрет на кровосмешение, нанесший, по словам З. Фрейда, «самую глубокую за все время рану любовной жизни человека». Высшей точкой такого развития культуры и ограничения сексуальности является западноевропейская культура, где под запретом оказались проявления детской сексуальности. И хотя такой запрет психологически оправдан, поскольку без предварительного подавления в детстве было бы безнадежным делом укрощение сексуальных вожделений у взрослых, тем не менее, как считал З. Фрейд, нет оправдания тому, что культура вообще отвергает наличие детской сексуальности как таковой.

С точки зрения основателя психоанализа, противоречие между любовью и культурой заметно сказывается на развитии человека. В первой фазе своего развития, обычно заканчивающейся к пяти годам, ребенок находит в одном из своих родителей первый любовный объект. Последующее вытеснение его влечений приводит к вынужденному отказу от сексуальных целей и видоизменению его отношения к родителям. Ребенок остается привязанным к ним, но его чувства приобретают характер нежности. С возмужалостью ребенка его любовь направляется на иные сексуальные объекты. Однако при неблагоприятных условиях развития чувственные и нежные влечения могут оказаться столь несовместимыми между собой, что полноценная любовная жизнь человека окажется под вопросом.

Так, мужчина может обнаружить романтическое влечение к высокочтимой женщине без какой-либо потребности в любовном, сексуальном общении с ней и будет иметь реальные сексуальные связи только с теми «падшими» женщинами, которых он не любит и презирает. У него будет наблюдаться конфликт между нечувственной, небесной, божественной и чувственной, земной, греховной любовью. Дающая возможность познакомиться с областью любовной жизни невротиков психоаналитическая практика обнаруживает такой тип мужчины, для которого наиболее ценным объектом половой любви становится не добропорядочная женщина, а такая, которая является проституткой. Относящийся к подобному типу мужчина часто оказывается психическим импотентом в общении с добропорядочной женщиной и обнаруживает свою половую силу только с униженным сексуальным объектом, с которым психически связана возможность полного удовлетворения.

Для разрешения конфликта между любовью и культурой в истории человечества выдвигались различные идеальные требования культурного сообщества. Одно из таких требований выступает в форме известной заповеди: «возлюби ближнего твоего, как самого себя». Оценивая это требование, З. Фрейд говорил о психологической несостоятельности его в реальной жизни. Любовь является для человека безусловной ценностью, и он не может безответственно разбрасываться ею, тем более что не все люди достойны любви. Если бы заповедь звучала «возлюби ближнего твоего, как он любит тебя», тогда она не вызывала бы возражений. Но если другой человек не привлекает меня никакими достоинствами и не имеет никакого значения для моих чувств, то, замечал З. Фрейд, любить его трудно, да это и несправедливо по отношению к близким людям, заслуживающим мою любовь. «Если же я должен его любить, причем этакой всемирной любовью просто потому, что он населяет землю – подобно насекомому, дождевому червю или кольчатому жуку, – то я боюсь, что любви на его долю выпадет немного».

Нередко любовь воспринимается человеком в качестве стратегии жизни, способствующей обретению счастья. В этом случае любовь ставится в центр жизненной ориентации любить и быть любимым. Подобная психическая установка проистекает из опыта инфантильной любви к родителям, а также половой любви, приобщившей человека к ранее пережитому чувству наслаждения. Однако, как отмечал З. Фрейд, «никогда мы не оказываемся столь беззащитными перед лицом страдания, чем когда любим; никогда не бываем столь безнадежно несчастными, как при потере любимого существа или его любви».

Представления З. Фрейда о любви получили свое дальнейшее развитие в психоаналитической литературе. Одни психоаналитики уделили большее внимание феномену любви, рассмотренному через призму брачных отношений между людьми, другие – невротической потребности в любви, третьи – любви как решению проблемы человеческого существования.

Так, немецко-американский психоаналитик К. Хорни (1885–1952) провела различие между любовью и невротической потребностью в любви, исходя из того, что «главным в любви является само чувство привязанности, в то время как у невротика первичное чувство – потребность в обретении уверенности и спокойствия, а иллюзия любви – лишь вторичное». В работе «Невротическая личность нашего времени» (1937) она раскрыла часто встречающуюся в неврозе «жажду любви», при которой человек оказывается не способен любить, но испытывает острую необходимость в любви со стороны других, он имеет субъективное убеждение в своей преданности другим, в то время как в действительности его любовь является не чем иным, как «цеплянием за других людей для удовлетворения собственных потребностей». Если невротик приблизится к осознанию того, что ему предлагают истинную любовь, то он может испытать чувство ужаса. По мнению К. Хорни, отличительными чертами невротической потребности в любви являются прежде всего ее навязчивый характер и ненасытность, основными формами которой могут быть ревность и требование абсолютной любви. Если З. Фрейд полагал, что в основе невротической потребности в любви лежит сексуальная неудовлетворенность человека, то К. Хорни отказывалась признавать сексуальную этиологию потребности в любви. Придание сексуальности подлинного значения оценивалось ею в качестве одного из величайших достижений основателя психоанализа. Однако, как подчеркивала К. Хорни, сексуальными считаются многие феномены, которые в действительности являются выражением сложных невротических состояний, главным образом «выражением невротической потребности в любви».

Для американского психоаналитика Э. Фромма (1900–1980) любовь – это искусство, требующее труда и знания, действительная сила в человеке, предполагающая сохранение его целостности. Для большинства людей проблема любви – это проблема того, как быть любимым, в то время как в действительности, по убеждению Э. Фромма, она заключается в том, как любить самому. Любить – значит прежде всего давать, а не получать. Рассматривая любовь с позиций гуманистического психоанализа, Э. Фромм критически отнесся к фрейдовскому пониманию любви как выражению полового влечения. Однако он критиковал З. Фрейда не за то, что тот переоценил роль сексуальности в жизни человека, а за то, что основатель психоанализа «понимал сексуальность недостаточно глубоко». Поэтому если З. Фрейд только коснулся вопроса о различных видах любви, то Э. Фромм уделил значительное внимание рассмотрению специфики любви между родителями и детьми, материнской любви, братской любви, эротической любви, любви к себе, любви к Богу. Это нашло свое отражение в его работе «Искусство любви» (1956), в которой он не только рассмотрел, подобно К. Хорни, невротические расстройства в любви, но и раскрыл такие формы псевдолюбви, как «сентиментальная», «идолопоклонческая» и невротическая любовь, основанная на использовании человеком проективных механизмов для того, чтобы уйти от решения собственных проблем.

В понимании Э. Фромма, любовь – это личный опыт, который человек переживает только сам и для себя: любовь зависит от способности любить, которая, в свою очередь, зависит от способности «отойти от нарциссизма и от кровосмесительной привязанности к матери и роду», от способности развивать плодотворную установку в отношении к миру и к самому себе. Или, как писал он в книге «Здоровое общество» (1955), «любовь – это объединение с кем-либо или чем-либо вне самого себя при условии сохранения обособленности и целостности своего собственного Я».

Любовь

1. Высокая степень эмоционального положительного отношения, выделяющего его объект среди других и помещающего его в центр жизненных интересов и потребностей субъекта (к матери, детям, музыке и др.). 2. Интенсивное напряженное и относительно устойчивое чувство субъекта, физиологически обусловленное сексуальными потребностями и выражающееся в социально формируемом стремлении быть своими личностно значимыми чертами с максимальной полнотой представленным в жизнедеятельности другого таким образом, чтобы побуждать у него потребность в ответном чувстве той же интенсивности, напряженности и устойчивости.

ЛЮБОВЬ

1. Высокая степень эмоционально положительного отношения, выделяющего его объект среди других и помещающего его в центр жизненных потребностей и интересов субъекта: любовь к родине, к матери, к детям, к музыке и пр.

2. Интенсивное, напряженное и относительно устойчивое чувство субъекта, физиологически обусловленное сексуальными потребностями; выражается в социально формируемом стремлении быть максимально полно представленным своими личностно-значимыми чертами в жизнедеятельности другого (-> персонализация) так, чтобы пробудить у него потребность в ответном чувстве той же интенсивности, напряженности и устойчивости. Чувство любви глубоко интимно и сопровождается ситуативно возникающими и изменяющимися эмоциями нежности, восторга, ревности и прочими, переживаемыми в зависимости от индивидуально-психологических особенностей личности.

Как родовое понятие, любовь охватывает достаточно широкий круг эмоциональных явлений, различающихся глубиной, силой, предметной направленностью и прочим: от сравнительно слабо выраженных одобрительных отношений (симпатии) до целиком захватывающих человека переживаний, достигающих силы страсти. Слитность сексуальной потребности индивида, обеспечивающей в конечном счете продолжение рода, и любви как высшего чувства, дающего оптимальные возможности личности быть продолженной, идеально представленной в другом значимом, практически не позволяет в рефлексии отделить одно от другого. Это обстоятельство послужило одной из причин того, что разные философские и психологические направления допускали неправомерную абсолютизацию либо биологического начала в любви, сводя ее к половому инстинкту (любовь как секс); либо, отрицая и принижая физиологическую сторону любви, трактовали ее как чисто духовное чувство (любовь платоническая). Хотя физиологические потребности - предпосылка появления и поддержания чувства любви, но в связи с тем, что в личности человека биологическое снимается и выступает в превращенном виде, как социальное, любовь в своих интимных психологических характеристиках - общественно-исторически обусловленное чувство, своеобразно отражающее социальные отношения и особенности культуры, выступающее как нравственная основа отношений в институте брака.

Исследования онтогенеза и функций любви показывают, что она играет большую роль в формировании личности и в становлении Я-концепции. Установлено, что фрустрация потребности в любви приводит к ухудшению соматического и психического состояния. Имеется тесная связь индивидуального чувства любви с традициями и нормами общества и с особенностями семейного воспитания: обе эти группы переменных являются источником принятых субъектом способов интерпретации своего состояния. В психологии предпринималось много попыток исследования внутренней структуры любви в целом и связи отдельных ее компонент с различными характеристиками личности. Самый важный из полученных результатов - установление связи между способностью к любви и отношением субъекта к самому себе. Этот факт и ряд других аналогичных, а также роль любви в создании семьи делают проблематику любви исключительно важной для психотерапии и консультирования психологического, для воспитания и самовоспитания личности.

Согласно З. Фрейду, ядром любви является половая любовь, имеющая целью половое соединение. Но от этого понятия неотделимо все, причастное слову любовь: себялюбие, любовь к родителям и детям, дружба, человеколюбие, преданность конкретным предметам и абстрактным идеям. Любовь ведет происхождение из способности Я удовлетворять часть своих влечений автоэротически, испытывая наслаждение от функции органов. Первоначально она нарциссична, затем переходит на объекты, кои сливаются с расширенным Я. Она тесно соединяется с проявлением позднейших сексуальных влечений и, когда их синтез закончен, совпадает с сексуальным стремлением в его полном объеме.

Согласно Э. Фромму, любовь - это установка, ориентация характера, задающая отношение человека к миру вообще, а также форма проявления чувства заботы, ответственности, уважения и понимания к другим людям, желание и способность зрелого созидательного характера - к активной заинтересованности в жизни и развитии объекта любви. Половое влечение - лишь форма проявления потребности в любви и соединении. Любовь - искусство, требующее разнообразных знаний и умений, в том числе - дисциплины, сосредоточенности, терпения, заинтересованности, активности и веры. В современном обществе любовные отношения следуют законам рынка и реализуются в многочисленных формах псевдолюбви (-> псевдолюбовь: форма нормальная).

Многие из нас, особенно в молодом возрасте, задумываются, что есть любовь, зачем она нужна, что она дает человеку и что отбирает? Существует множество высказываний великих людей на эту тему, да и почти каждый из обычных людей рано или поздно составляет свое суждение на этот счет. В этой статье мне хотелось бы дать определение, что такое любовь, с точки зрения различных наук.

Что такое любовь - определение с точки зрения химии

Как показывают исследования, утверждение, что люди любят всем сердцем, не соответствует действительности. На самом деле люди любят частью мозга. Именно в определенных отделах мозга вырабатываются химические вещества, вызывающие бурю эмоций при влюбленности.

В мозгу влюбленного синтезируются такие вещества как 2-фенилэтиламин (относящийся к группе амфетаминов) и дофамин. Помимо ощущения эйфории, эти вещества способствуют повышению уровня адреналина, гормона, вызывающего такие ощущения как сердцебиение, прилив крови к лицу - симптомы, не раз описанные в любовных романах.

Помимо этого, в мозгу влюбленных вырабатываются окситоцин, существенно влияющий на женский оргазм, и оксид азота - именно это вещество отвечает за мужскую эрекцию.

Любовь с точки зрения биологии

Для сохранения и воспроизводства любого вида животных (а человека с некоторой натяжкой тоже можно считать одним из видов животных) необходим некий стимул, заставляющий самцов и самок сначала спариваться, а затем заботиться о появившемся потомстве. Именно таким стимулом и является любовь. Конечно, у животных проявления любви гораздо примитивнее, чем у человека, тем не менее, картина во многом похожа: есть стадия ухаживания, стадия физической любви, и стадия взаимной заботы пары друг о друге, и о детях до их взросления. В каких-то случаях проявления любви у животных выглядят вполне человеческими - вспомните понятие «лебединая верность». Бывают, впрочем, и шокирующие исключения - самка каракурта съедает самца сразу после спаривания.

Как бы то ни было, наша любовь с точки зрения биологии, необходима только для воспроизводства человечества.

Определение слова «любовь» от психологов

Разные школы психологии совершенно по-разному трактуют понятие любви. Например, Стернберг считал, что любовь между мужчиной и женщиной может включать в себя три компонента: интимность(тесная связь между людьми), страстность(сексуальное влечение) и ответственность(готовность заботиться друг о друге). Идеальная любовь - такая, в которой все три компоненты представлены в достаточной мере. Вообще, неплохое определение.

Древние греки, кстати, выделяли целых четыре вида любви: эрос, сторгэ, агапэ, маниа. Эрос, как ясно из названия - любовь плотская. Сторгэ - любовь-дружба, взаимное уважение друг к другу. Агапэ- - самоотверженная, альтруистическая любовь. Мания - любовь-безумие, одержимость. Кто усомнится в мудрости древних греков? В жизни мы можем среди своих знакомых увидеть примеры взаимоотношений, в большей или меньшей степени соответствующие одному из этих определений.

Что такое любовь - определение с точки зрения философии

Возможно, мы слишком зациклились именно на любви мужчины и женщины? Ведь есть же еще любовь ребенка к родителям, любовь гражданина к Родине, любовь ученого к науке... Дадим слово философам, ведь философия - это не что иное, как любовь к мудрости. Так какое же определение слова любовь может дать философия?

С точки зрения философии, любовь есть первоначало человека и движущая сила человечества. Любовь не только является интимной стороной человеческой жизни, она также выступает фундаментальной характеристикой человеческого бытия.

Аристотель видел в любви, прежде всего, пользу как для человека и семьи, так и для общества в целом. А Платон считал любовь особой божественной силой, способной помочь человеку преодолеть свое земное несовершенство.

Согласно некоторым философским школам, любовь есть единство самоотрицания и самоутверждения личности. Любовь подразумевает, что личность должна быть способна отринуть себя с тем, чтобы утвердиться в ком-то или чем-то.

Любовь это … в высказываниях и цитатах философов, писателей, психологов, социологов, представителей искусства, гуманистов, богословов, педагогов, историков, государственных и общественных деятелей, ученых, поэтов, и просто известных и выдающихся людей. Яркие, интересные с юмором и серьезные, глубокие, а иногда и очень простые… В общем самые интересные мысли о том, что же это — любовь.
Любовь - это восхитительный обман, на который человек соглашается по доброй воле.
Александр Пушкин

Любовь - это эгоизм вдвоем.
Жермена де Сталь

Любовь - это… проявление бессмертного начала в существе смертном.
Платон

Любовь - это взаимное святотатство.
Кароль Ижиковский

Любовь - это счастье, которое дрожит от страха.
Д. Х. Джебран

Любовь - это океан чувств, отовсюду окруженный расходами.
Томас Дьюар


Поль Жеральди

Любовь - это счастье, которое дарят друг другу.
Жорж Санд

Любовь - это краткий промежуток времени, когда лицо противоположного пола точно такого же мнения о нас, как и мы сами.
Магдалена Самозванец

Любовь - это бесценный дар. Это единственная вещь, которую мы можем подарить и все же она у тебя остаётся.
Лев Николаевич Толстой


Пауло Коэльо

Любовь - это награда, полученная без заслуг.
Рикарда Хух

Любовь - не жалобный стон далекой скрипки, а торжествующий скрип кроватных пружин.
Сидни Перлмен

Любовь - это самый проверенный способ преодолеть чувство стыда.
Зигмунд Фрейд

Любовь - это игра в карты, в которой блефуют оба: один, чтобы выиграть, другой, чтобы не проиграть.
Анри Ренье

Любовь - это чудо цивилизации.
Стендаль

Любовь - это способ услышать «Дорогой» или «Дорогая» после занятий сексом.
Джулиан Барнс

Любовь - это торжество воображения над интеллектом.
Генри Луис Менкен

Любовь - это все. И это все, что мы знаем о ней.
Эмили Дикинсон

Любовь - это энергия жизни.
Роберт Браунинг

Любить - это не значит смотреть друг на друга, любить - значит вместе смотреть в одном направлении.
Антуан де Сент-Экзюпери

Любовь - это все, что тебе нужно.
Джон Леннон

Любовь - это сплошные ловушки и капканы. Когда она хочет дать знать о себе, то показывает лишь свой свет, а порождаемые им тени скрывает и прячет.
Пауло Коэльо

Любить - это значит утверждать неповторимое существование другого человека.
С. Л. Рубинштейн

Любовь - это самое великое чувство, которое вообще творит чудеса, которое творит новых людей, создает величайшие человеческие ценности.
А. С. Макаренко

Любовь - это дар небес, который требует, чтобы его лелеяли самые совершенные души и са-мое прекрасное воображение. Пылкие наслаждения усыпляются браком, дар небес утрачива-ется под влиянием грубого и безвкусного разврата, а выгода превращает его в товар.
К. Гельвеций

Любовь - это не один из атрибутов Божества, а сумма всех Его атрибутов.
Д. Гиббонс

Любовь - неистовое влечение к тому, что убегает от нас.
М. Монтень

Любовь - это всегда путь к другому, поиски «себя другого»…
Н. А. Бердяев

Любовь - это самый короткий путь от одного сердца к другому: прямая линия.
М. Бедиль

Любовь - это сознание своей истинной жизни, единой во Всем. Дети, приходя ОТТУДА, еще ясно чувствуют эту жизнь и ее единственное вполне доступное нам проявление в любви. Сознание своей личной жизни есть самообман. Старость понемногу освобождает от него. Совсем освобождает смерть.
Л. Н. Толстой

Любовь - это средоточие человеческой жизни.
Т. Гьятсо
Любить - значит вместе смотреть в одном направлении? Возможно, но только, если смотрят не в телевизор.
Жильбер Сесброн

Любить - значит перестать сравнивать.
Бернар Грассе


Франсуа Мориак

Любовь - самая лучшая косметика.
Джина Лоллобриджида

Любовь не есть начало жизни, а только признание сознания начала жизни, Бога.
Л. Н. Толстой

Любовь - это высочайшая и предельная цель, к которой только может стремиться человек. Спасение человека заключено в любви и достигается через любовь.
В. Э. Франкл

Любовь - это заблуждение, будто одна женщина отличается от другой.
Генри Луис Менкен

Любовь - лучшая косметика. Но косметику купить легче.
Ив Сен-Лоран

Любовь - это зубная боль в сердце.
Генрих Гейне

Что такое любовь?.. Вероятно, это мозаика чувств, из которой нельзя выкинуть ни одного ка-мушка.
А. Б. Мариенгоф

Любить - значит видеть чудо, невидимое для других.
Ф. Мориак

Любовь есть чудо, нравственное чудо.
В. В. Розанов

Любовь - настоящий Орфей, поднявший человечество из животного состояния.
Э. Ренан

Любовь - есть благоговейное, религиозное восприятие конкретного живого существа, виде-ние в нем некого божественного начала. Всякая истинная любовь - все равно, отдает ли себе отчет в этом сам любящий или нет, - есть по самому существу религиозное чувство.
С. Л. Франк

Любовь твоя - это алтарь мой.
Еврипид

Любовь есть высшая реальность, первопричина… Любовь есть конечная цель мировой исто-рии, аминь вселенной.
Новалис

Любовь - вечное преуспеяние.
Иоанн Лествичник

Любовь - это боль, любовь - это шрамы, любовь - это раны и отметины.
Love hurts, love scars, love wounds and marks
Nazareth

Любовь есть истинное, высшее благо, которое разрешает все противоречия жизни и не только уничтожает страх смерти, но и влечет человека к жертве своего существования для других.
Л. Н. Толстой

Любовь - причина всех благ.
Ефрем Сирин

…Любовь есть вообще драгоценное благо, счастье и утешение человеческой жизни - более того, единственная подлинная ее основа…
С. Л. Франк

Любовь есть благо. Недаром в самом деле во все времена почти у всех культурных народов любовь в широком смысле и любовь мужа к жене называется любовью. Если любовь часто бывает жестокой и разрушительной, то причина тут не в ней самой, а в неравенстве людей.
А. П. Чехов

Высшая ценность на этой Земле - Любовь.
А. А. Блок

Любить - значит желать другому того, что считаешь за благо, и желать притом не ради себя, но ради того, кого любишь, и стараться по возможности доставить ему это благо.
Аристотель

Любовь - соль добродетелей.
Ефрем Сирин

Любовь - высоким помыслам сестра.
С. П. Щипачев

Любовь по Богу есть переход от зла.
Иоанн Лествичник

Любовь - враг излишеств. В ней, как и в еде, следует отдавать предпочтение не количеству, а качеству.
А. и С. Голон

Любовь есть как бы некое умиленное пение из глубины; но глубина неодухотворенного ин-стинкта может умилиться на соблазн и петь от наслаждения грехом.

Любовь есть доброта - не только потому, что она окружает сочувствием свой любимый предмет, печется о нем, страдает и радуется вместе с ним, но и потому, что любовь, сама по себе, дает человеку счастье и вызывает у счастливого потребность - осчастливить все и всех вокруг себя и наслаждаться этим чужим счастьем как излучением своего собственного.
И. А. Ильин

Любить - это единственный смысл жизни. И смысл смыслов, смысл счастья.
П. Верлен

Любовь - последняя и самая тяжелая детская болезнь.
Автор неизвестен

Любовь - наше второе рождение.
О. Бальзак

Любовь есть возрождение.
В. В. Розанов

Любовь - это казна счастья: чем больше она дает, тем больше получает.
В. Мюллер

Любовь есть не что иное, как желание счастья другому лицу.
Д. Юм

Любовь - огонь, тоска по счастью.
Его неодолимой власти
Любая тварь подчинена.
Лопе де Вега

Любовь - девиз человеческой жизни.
Д. Д. Минаев

Любовь есть сама жизнь; но не жизнь неразумная, страдальческая и гибнущая, а жизнь бла-женная и бесконечная.
Л. Н. Толстой

…Любовь - корень жизни.
В. В. Розанов

Любовь - сладкая сердцевина жизни.
Нем.

Любовь - апофеоз жизни.
А. И. Герцен

Любовь есть единая и полная деятельность истинной жизни.
Л. Н. Толстой

Любовь - это желание жить.
М. Горький

Любовь - вещь идеальная, супружество - реальная; смешение реального с идеальным никогда не проходит безнаказанно.
Иоганн Вольфганг Гете

Любовь - как бы универсальная энергия жизни, обладающая способностью превращать злые страсти в страсти творческие.
Николай Александрович Бердяев

Любовь является великим украшением жизни. Она заставляет природу цвести, играть краска-ми, петь чудеснейшие песни, танцевать великолепные танцы.
А. В. Луначарский

Любовь - это апофеоз красоты, красота - это сама женщина.
Д. Д. Минаев

Любовь - пышный, изящный цветок, венчающий и оканчивающий индивидуальную жизнь; но он, как все цветы, должен быть раскрыт одною стороною, лучшей стороной своей к небу всеобщего.
А. И. Герцен

Любовь есть соединение любимого человека со своими искреннейшими идеями, осуществле-ние через него своего смысла жизни.
А. П. Платонов

Любовь - и смысл, и цель всей сути сущей, -
Одной любовью жив любой живущий.
Хафиз Хорезми

…Но если любовь… есть стремление к вечному обладанию благом, то наряду с благом нельзя не желать и бессмертия. А значит, любовь - это стремление к бессмертию.
Сократ

Любовь - величайшая награда для человека.
Д. Д. Минаев

Любовь представляет собой активное действие, а не пассивное принятие. Это «стояние в…», а не «падение куда-то». В самом общем виде активный характер любви можно описать утверждением, что любовь означает прежде всего давать, а не принимать.
Эрих Фромм

Любовь - это бесценный дар. Это единственная вещь, которую можно подарить, и все же она у тебя останется.
Автор неизвестен

Любовь - подарок добровольный.
И. Гёте

Любовь - самое утреннее из наших чувств.
Б. Фонтенель

Любовь есть интимно-личная сфера жизни, в которую общество не смеет вмешиваться.
Николай Бердяев

Любовь - самое мощное из человеческих чувств; дружба же самое благородное и самое де-ликатное дополнение к любви.
Неизв. автор

Любовь - высочайшее чувство; она столько выше дружбы, сколько религия выше умозрения, сколько восторг поэта выше мысли ученого. Религия и любовь, они не берут часть души, им часть не нужна, они не ищут скромного уголка в сердце, им надобна вся душа, они не делятся, они пересекаются, сливаются.
А. И. Герцен

Любовь есть не просто субъективное чувство, в силу которого то, что мы любим, «нравится» нам, доставляет нам радость или удовольствие. Предмет любви часто, напротив, доставляет нам огорчения и страдания…
С. Л. Франк

Любовь - прекрасное, волнующее, трогательное чувство.
Ж. Бедье

Любовь - дитя иллюзии и одновременно мать разочарования.
Мигель де Унамуно

Любовь - самое интимное и неприкосновенное чувство.
В. А. Сухомлинский

Любовь - вернейшее родство.
И в мире ближе нет его.
Лопе де Вега

Любовь - это попытка мужчины удовлетвориться одной-единственной женщиной.
П. Жеральди

Любовь - главный способ бегства от одиночества, которое мучит большинство мужчин и женщин в течение почти всей их жизни.
Б. Рассел

Любовь - кольцо, а у кольца нет конца.
Русская народная пословица



error: