Виды мужских рубашек — приталенные и свободные, как отличить классическую от спортивной, правильный размер рубашки. Все виды мужских рубашек: подробная классификация с фотографиями Как называется рубашка без пуговиц

Красивая и правильно подобранная рубашка всегда украшает любого мужчину и является неотъемлемым атрибутом гардероба. Однако, только одной рубашкой не обойтись. В гардеробе должно быть минимум 3-5 рубашек: одна – для вечеринки, вторая – для официальной, деловой встречи, и третья – на особый случай. Каждая рубашка отличается кроем, типом воротника и застёжек.

Классическая и спортивная рубашка: в чём отличие

В общем, весь арсенал мужских рубашек делится на две большие группы:

■ классические;
■ спортивные.

Для классических рубашек свойственно:

■ сдержанный цвет. Яркие и кричащие оттенки – недопустимы;
■ отсутствие рисунка и карманов. И если есть узор, то он практически незаметен;
■ жёсткий воротник, который предназначен для ношения галстука;
■ низ изогнутой формы;
■ мягкая ткань и тонкое плетение.

В свою очередь спортивные рубашки порадуют яркими цветами, разными декоративными застёжками, карманами, отсутствием жёсткого ворота.

Фасон рубашки

Различают мужские рубашки и по фасону:

■ приталенная рубашка типа Slim-Fit. Прекрасная вещь для мужчин с атлетическим телосложением;


■ рубашка классического кроя. Такая вещь носится под строгий костюм, сочетается со свитерами или жилетами;

■ рубашка свободного кроя, Custom-Fit. Универсальная вещь, так как прекрасно подходит под любой типаж фигуры. Такую рубашку рекомендуется носить под пиджак, и при выборе особое внимание обращать на то, чтобы вещь не была мешковатой.

Разновидности воротника

Особым элементом в мужской рубашке выступает воротник, который также принято делить на несколько видов:

■ классический: идеально подходит для квадратного лица;
■ широкий: красиво подчеркивает черты узкого, треугольного лица;
■ удлинённый: способствует визуальному вытягиванию круглого лица и удачно прячет длинную шею.

В мире моды принято различать такие воротники мужской рубашки:

■ акула (французский воротник): широкий, с краями, которые разведены в стороны;
■ бабочка: стойка с удлинёнными, острыми краешками, которые разведены в стороны под углом в 45 градусов;
■ таб: имеет перемычку-пряжку и застёгивается на кнопку или пуговицу;
■ кромби: прямоугольный широкий воротник, края которого смотрят вниз;
■ баттен-даун: стойкий и плотно отложной воротник, у которого длинные края пристёгнуты к рубашке пуговицами;
■ варно: воротник идёт из очень плотной ткани и благодаря этому его уголки не касаются рубашки. Вот поэтому такие воротники предпочтительно носят со свитерами или жилетами;
■ мандарин: неширокая полоска-стойка, хорошо облегающая шею;


■ итонский: это закругленный воротник.

Выбирая рубашку, не каждый мужчина обратит внимание на такую миниатюрную деталь, как воротник. А между тем именно он дополняет образ, делает его завершённым и ярким. К тому же по воротнику легко определить, стоит ли совершать покупку: для этого нужно просто застегнуть рубашку на верхнюю пуговицу. Если шею не стягивает и вы чувствуете себя комфортно - берите.

Как правильно подобрать воротник?

  • Неизменное правило гласит: обязательно учитывайте свой тип лица, а также длину шеи. Например, если вы обладатель слишком длинного лица в форме овала, то короткий широкий воротник без проблем визуально скорректирует его.
  • Высокий воротник - табу для мужчины с короткой шеей, а вот низкий воротник-стойка или плоский вариант будет выглядеть идеально.
  • Если у вас, напротив, длинная шея, то как нельзя лучше подойдёт высокий воротник-стойка.
  • Для тех, чьи параметры можно охарактеризовать словом «средние», эксперименты под запретом: нужно выбрать простой воротник средней длины.
  • Мужчинам с круглым лицом и толстой шеей ни в коем случае не стоит надевать рубашку с воротником, который пристёгивается пуговицами. Небольшой отложной воротник тоже не пойдёт, а вот модель с острыми углами - вполне.
  • Не забывайте, что воротник и лацкан пиджака должны быть примерно одинаковой ширины.

Типы воротников

Существует несколько основных типов воротников, и у каждого есть свои уникальные характеристики. Если вы будете свободно ориентироваться в них, то без труда сможете выбрать идеальную рубашку.

Классический воротник

Лучше всего подходит для тех, кто предпочитает вечную классику вне зависимости от выбора детали гардероба. За последние годы эта модель претерпела некоторые изменения, и теперь расстояние от верхней пуговицы до конца воротника составляет 7 см, но в остальном он - всё тот же.

Лучше всего смотрится с двубортным пиджаком и костюмами в мелкую полоску.

Итальянский воротник

Этот воротник - спасение для невысоких худощавых мужчин, которых не устраивает их внешность: он визуально расширяет скулы и плечи. Сейчас такой тип воротников очень популярен.

Кент

Данный воротник можно охарактеризовать как нечто среднее между двумя предыдущими видами. Его главное отличие - острые углы, концы которых устремлены вниз. Это универсальный вариант, вписывающийся в любой гардероб. Он выглядит уместно и стильно вне зависимости от обстановки.

Чтобы сделать образ более ярким, к рубашке с таким воротником можно купить однотонный галстук с жаккардовым переплетением.

Бабочка

Название этого типа говорит само за себя: лучше всего он смотрится в сочетании с галстуком-бабочкой. Это небольшой воротник-стойка с заострёнными концами, которые загибаются в сторону (под углом 45 градусов).

Существует и другая его разновидность - двойной воротник-бабочка. Он состоит из двух слоёв ткани, при этом верхний чуть меньше и открывает нижний.

Мандарин

Это низкий, плотно облегающий шею воротник-стойка. Рубашку с таким воротником сложно с чем-то сочетать, но в его защиту стоит сказать, что чаще всего воротник «мандарин» предпочитают дизайнеры, которые обращаются к смелым, необычным вариантам.

Этот воротник - очень жёсткий и строгий, больше популярный на Западе, чем у нас. Его отличительная черта - планка на специальной застёжке, благодаря которой концы воротника притягиваются друг к другу, а его положение жёстко фиксируется. Не стоит носить его с расстёгнутыми верхними пуговицами и игнорировать галстук.

Дресc-коды, шоппинги, обновление гардероба с учетом последних модных тенденций – все это часто оборачивается непосильным трудом для нашей сильной половины. Чтобы помочь мужчине справиться с такими премудростями, женщине, необходимо, прежде всего, самой научиться в них разбираться. Для этого в рубрике «Гардероб» периодически будут появляться «шпаргалки» по мужской тематике.

Арсенал мужской одежды довольно минемалистичен, поэтому небольшие детали, например, форма воротничка сорочки, или оригинальные манжеты позволяют вносить некоторое разнообразие в гардероб. К тому же, фасон воротника диктует, в каком случае следует надеть ту или иную сорочку, определяет тип галстука и вид узла.

Есть наиболее распространенные виды воротничков и масса вариаций на их тему.

Основные модели воротников мужских сорочек в Росси принято называть следующим образом (европейские названия не всегда соответствуют нашим):

Классический воротник - отложной воротник с заостренными концами, направленными чуть в стороны. Его размер и форма немного варьируются. Но при этом сохраняется классическая линия. В Европе такие воротнички чаще всего называют традиционными (Traditional), распространенными (Spread Collar)), воротничками с острыми уголками (Point Collar), или просто прямыми (Straight Point Collar). Классический воротник – беспроигрышный вариант для любого официального мероприятия. Здесь, уместны и галстук и бабочка.

Еще один классический воротник с более широкими и расставленными углами у нас иногда называют итальянским – (в Европе – «европейским» Euro Style Collar, а иногда просто широким воротником – Wide Collar). В принципе, все это классика, к которой естественно идет галстук, также не исключена и бабочка.

Кент - эту модель также причисляют к классическим.. Отложной воротник, с более длинными и острыми концами, чем у классического. В застегнутом виде образует остроугольный треугольник. Рубашка с таким воротником, как и две первые модели, универсальна, никогда не выходит из моды и прекрасно сочетается с галстуком и деловым костюмом любого покроя, единственное, узел галстука не должен быть очень массивным. Европейцы же считают, что эта модель не Кент, а Оксфорд (оксфордское острие) и обозначают ее – Oxford Point Collor.

Французский воротник (он же «акула»), - отложной воротник с концами различной формы (острыми, срезанными, закругленными и т.д.) широко разведенными в стороны. В застегнутом виде образует тупоугольный треугольник, а иногда, почти прямую линию. Галстук к такому воротнику следует подбирать из плотной ткани, в расчете на крупный узел.
Можно надеть и «бабочку». Рубашка с французским воротником хорошо сочетается с классическим деловым костюмом, но не подходит для смокинга. В Европе мнения разделились, одни производители согласны, что это French Collor, другие классифицируют его, как Euro Style. Правда, идет такой воротник не всем, так как разворот его углов дает горизонтальную линию, и если шея короткая, то укоротит ее еще больше.

Воротник «Таб» - отложной воротник, концы которого очень плотно прилегают к стойке. Раньше, для плотного прилегания, края такого воротничка скрепляли специальной перемычкой, подтягивающей их друг к другу и скрытой под узлом галстука. Сейчас это не обязательно, так как новые технологии позволяют воротничку плотно прилегать к стойке без всяких ухищрений. Такой воротник нередок для стиля Casual. Впрочем, это вполне «галстучная» модель, если ткань и расцветка сорочки соответствуют деловому стилю. Обозначение «Таб» (Tab Collar) принято и в Европе.

Воротник «Варио» (варно) - бывает у сорочки, верхнюю пуговицу которой вполне можно не застегивать. У него широкие отложные края, концы которых довольно сильно расходятся в стороны. Иногда они не острые, а срезанные, такие уголки по европейским стандартам обычно именуют cutaway. В застегнутом виде у этой модели воротничка образуется дугообразная линия.
Рубашка с воротником «варио» считается неофициальной формой одежды, хотя с костюмом и галстуком выглядит неплохо, просто данный вариант не для официальных и праздничных мероприятий, а вот в будни он уместен. Кроме того, сорочку с таким воротником, у которого, кстати, немало интерпретаций, можно носить с джемпером, пуловером и свободными брюками. Для европейцев эта модель либо широкий воротник (Wide Collor), либо воротник с изгибающейся линией (Curve Collor).

Воротник «Баттен-даун» - отложной, с разнообразными концами («баттен-даун» может быть и классическим, и острым как «Кент», и т.д.), уголки которого пристегиваются с помощью пуговиц к ткани сорочки. К нему подходит узкий галстучный узел, но рубашка с «баттен-дауном» не требует обязательного ношения галстука и часто носится с расстегнутыми верхними пуговицами. Надевать ее на официальные мероприятия не стоит. Зато можно носить с неформальной одеждой - джемперами, пуловерами или кардиганами. «Баттен-даун» и в Европе Button-down.

Воротник-стойка (или мандарин – напоминает китайский воротник) – полоска ткани, облегающая шею, без отложных краев, с небольшим расстоянием между краями под подбородком. Концы воротника – прямоугольные углы, четкие или округленные. Пуговицы рубашки с воротником этого фасона могут быть спрятаны под планку. Рубашку с воротником «мандарин» принято носить только с френчем. У рубашек в стиле Casual тоже бывает воротник стойка, но выглядит он несколько по иному. Понятно, что такой вариант не для костюма. Международное обозначение – No Collar, т.е. просто - без воротника.

Воротник «Бабочка» - тоже стойка, но с удлиненными и заостренными концами, отложенными в стороны под углом 45°. Предназначена для галстуков «бабочка», «пластрон» - (платок, который завязывается узлом на груди и закалывался специальной декоративной булавкой, его британский вариант - «эскот»), или «лавальер» - (белый шейный платок, который в настоящее время чаще всего продается уже завязанным в небольшой узел, его свободно спадающие концы красиво драпируются).
Сорочку с элегантным воротником-стойкой с отгибающимися уголками надевают в особо торжественных случаях с фраком, смокингом или визиткой. А в Европе это вовсе и не бабочка, а крылышки – Wind Collar.

Ну а когда производители проявляют фантазию, на свет появляются различные нюансы, например, в виде закругленных уголков ворота, или дополнительных пуговичек на стойке под воротничком, очень вытянутых и острых уголков, срезанных углов и т. д.

Чтобы окончательно постичь «рубашечную тему», нужно знать некоторые особенности.

  • Классические сорочки под костюм и неформальные сорочки casual принципиально отличаются по дизайну, фактуре и тканям. Самые дорогие классические мужские сорочки изысканы, строги и просты.
  • Гладкая натуральная ткань – классика для консервативного бизнеса, протокольных мероприятий, переговоров высшего уровня. Чем проще рисунок, тем дороже смотрится ткань. А выигрышнее всего однотонность. Хотя полоска на рубашке допустима, но лишь едва заметная. И чем тоньше, тем лучше. Компромиссный вариант - однотонная ткань в жаккардовую полоску.
  • Правда натуральные ткани требуют почти профессиональной стирки, крахмаления и безупречного отглаживания. Идеальный вариант, когда такие ткани пропускают через специальный горячий пресс, или обрабатывают химическими составами. Ткань становится супергладкой и гораздо меньше мнется. Можно выбрать сорочку из ткани с небольшим содержанием синтетики, которая хорошо гладится, быстро сохнет и практически не мнется.
  • Для повседневного ношения качественной синтетики бояться не стоит, благодаря особым микроволокнам ткани, она отлично пропускает воздух, легко стирается и долго не теряет внешний вид.
  • А еще хорошая, дорогая классическая сорочка кроме, разумеется, качества кроя, отличается от дешевых собратьев особо прочными стежками - на каждый сантиметр шва приходится примерно 7 – 8 машинных стежков, чем больше стежков имеет шов, тем он прочнее.
  • Дорогая сорочка для официального случая или торжества должна быть без кармана. Карманы на груди предусмотрены у немее формальных сорочек. Накладной карман должен быть совершенно пуст - никаких ручек, визиток, платков и т.д.
  • У «официальных» жестких воротничков внутрь ворота вставлены пластмассовые или латунные съемные пластинки, сохраняющие его форму и предотвращающие загибание уголков. Это важно для рубашек, которые носят строго с галстуком.
  • Воротник не должен быть как слишком тесным, так и слишком свободным. В идеальном варианте между воротником и шеей свободно проходят пальцы руки.
  • Края воротничка сорочки должны прикрываться лацканами пиджака. Если же этого не происходит, то это говорит о плохом крое воротничка или неправильно подобранном пиджаке.
  • Галстучный узел должен «сесть» в треугольник воротника, а для этого нужно соблюдать соответствие размеров первого и второго.
  • Длина рукава у сорочки заканчивается на точке, где рука соединяется с кистью. Манжеты, бывают 2-х видов - на пуговицах (обыкновенные), и на запонках (французские). Они обязаны «выглядывать» из-под пиджака примерно на 1 сантиметр. А вот форма манжет, это опять таки фантазия и вкус производителя. КАРТИНКА
  • Низ рукава должен иметь несколько складок в месте соединения с манжетом. В очень дорогих сорочках петля для дополнительной пуговицы на рукаве располагается не вертикально, а горизонтально. Нередко все петли обрабатываются вручную.
  • Сорочку нужно правильно подбирать по длине. Иначе она может выбиваться из брюк.
  • Обычно сорочечные пуговицы бывают в 4-мя дырочками, с 3-мя - это особый шик дорогих экземпляров. Что касается материала для пуговиц, то это либо перламутр, либо высококачественная пластмасса, имитирующая его. Сейчас подобные подмены нередки, так как перламутр материал хрупкий и иногда ломается.
  • Традиционные консервативные цвета сорочек - белый и почти белый – экрю (экрю от франц. ecru - некрашеный, неотбеленный). Голубой, бледно-розовый, бледно-сиреневый и бледно-желтый, тоже можно считать уместными для бизнеса. Классикой считаются сорочки в тонкую полоску.
  • По правилам этикета на официальное мероприятие, к черному смокингу или просто темному вечернему костюму необходимо надеть белую рубашку. В обычные дни белые рубашки носят только руководители и сотрудники, работающие с клиентами.

Ну а остальные цвета, если их правильно сочетать с костюмом, джемпером, кардиганом, остаются для тех случаев, когда строгий дресс-код, к счастью, не нужен!

Обязательная вещь мужского гардероба - рубашка. Мнение о том, что все рубашки у мужчин одинаковы и похожи друг на друга, - ошибочное. При всем сходстве рубашек модельеры сумели так разнообразить изделия, что можно составить обширную классификацию их.

Все мужские рубашки можно разделить на 2 основных типа - классические и спортивные.

Классический тип

Классические изделия - это строгость, сдержанность, универсальность. Их шьют из мягкого тонкого полотна.

Они не привлекают излишнего внимания своим цветом. Для классических сорочек считается уместной только однотонная расцветка, белый или светло-голубой оттенок, неяркие, спокойные тона светлых расцветок. Допустимым отступлением от цветового единообразия является мелкая, неброская более тёмная полоса на светлом фоне.

Рубашки классического типа элементам официального костюма, их носят с галстуком. Поэтому воротники классических изделий - жёсткие. Нижний срез классических сорочек традиционно выполняют изогнутым, более коротким по боковым швам, удобным для заправления в брюки.

Спортивный тип

Спортивные рубашки не имеют таких строгих ограничений. Кроме тонкого и мягкого полотна, при их изготовлении используют и более плотные, даже грубоватые ткани (деним). Разнообразно и качество полотна: хлопчатобумажные, шерстяные, фланелевые материалы.

Абсолютно свободны портные спортивных рубашек в отношении цвета. Он может быть практически любым: светлым и тёмным, ярким и спокойным, однотонным, с различными рисунками (широкая и узкая полоса, клетка разного размера, цветочные принты и пр.).

Спортивные рубашки носят в неофициальной обстановке, без галстука, не заправляя в брюки, поэтому их воротники - мягкие, а нижний срез - прямой

Виды рубашек по их фасону: (приталенные, классические, свободные)

Модельеры предлагают мужчинам рубашки, которые отличаются кроем спинки и полочек, а также тем, как они сидят на туловище.

Различаются 3 основных фасона рубашек: классический, приталенный, свободный.

Классический фасон

Классические изделия (Regular Fit) выкраиваются по основным размерам туловища, между тканью и полотном имеется небольшой зазор (1,5 – 2 см). Их носят под пиджаком, жилетом (в официальной ситуации) или свитером (неофициальная ситуация), при этом не возникает чувство неудобства. При заправлении в брюки над ремнём впереди образуется небольшая складка, на спине складок нет.

Справка! Изделия классического фасона может быть в гардеробе любого мужчины, независимо от его возраста и особенностей фигуры.

Приталенный фасон

Крой приталенной рубашки (Slim Fit) позволяет ей плотно сидеть по фигуре и подчёркивать её строение. Их часто носят не заправленными, поверх брюк, а при заправлении над ремнём не должно быть складок.

Справка! Приталенный фасон выигрышнее всего сидят на мужчинах, которые занимаются спортом и имеют атлетическую фигуру. Главное - следить за тем, чтобы не была натянута и не расходилась планка с пуговицами, а на спине полотно не слишком сильно обтягивало мышцы.

Сорочки свободного фасона (Custom Fit) позволяют чувствовать себя комфортно любым мужчинам. Стилисты рекомендуют носить их с пиджаком, иначе они выглядят излишне мешковато.

Справка! Изделия свободного фасона можно носить как под пиджак, так и навыпуск.

Современный фасон

Modern Fit - это самый подходящий вариант для мужчин, которые хотят выглядеть актуально. Этот фасон - сочетание всего лучшего и комфортного из традиционных вариантов.

Разнообразие видов рубашек по дизайну

Отдельные детали изделий (воротник, карманы, застёжки и т.д.) вносят большое разнообразие в классификацию рубашек.

По крою воротника

В зависимости от кроя воротника мужские сорочки делятся на следующие виды:

С классическим воротником

Классический воротник, который получил название благодаря имени английского герцога - Кент, имеет среднюю высоту, подходит к любому галстуку, допускается расстегивание на 1 (в некоторых случаях 2) пуговицы. Сорочки с таким воротником не имеют ограничения в носке, их сочетают с костюмом, курткой, джемпером.

С французским воротником

Французский воротник (или акула) - более широкий, его концы заметно отделены друг от друга в разные стороны.

Совет! Воротник акула желательно сочетать с галстуком, имеющим массивный узел.

С воротником-бабочкой

Бабочкой называют воротник с острыми и удлинёнными уголками, разделёнными прямым углом (45°). Такие рубашки очень требовательны к окружающим вещам. Они сочетаются только с галстуком-бабочкой, поэтому их воротники имеют сходное название. Поверх этих изысканных вещей надевают только фраки или смокинги.

Совет! Вместо галстука-бабочки сорочки с такими воротниками можно сочетать с мужским шейным платком.

С прямоугольным воротником

Разновидность классического воротника - кромби. Его отличие - прямоугольные концы, а также более широкий размер.

С пряжкой

Края воротника таб соединяет специальная пряжка из ткани, имеющая застёжку (кнопка, пуговица). Таб носят с галстуком, при этом перемычка скрывается под ним.

Справка! В неформальной обстановке допустимо надеть изделие с воротником таб без галстука (под джемпер, свитер с V-образным вырезом и т.д.). Пряжка в таком случае обязательно должна быть застёгнута.

С неформальными воротниками

Кроме перечисленных форм важной детали рубашки модельеры предлагают изделия с неформальными воротниками.

В них края уголков имеют пуговицы для крепления на ткань полочек (баттен-даун). Такую одежду носят без галстука, из пиджаков наиболее подходящи те, которые сшиты из плотной ткани.

К свитеру больше всего выбрать сорочку с жёстким воротником (варно), края которого не опущены на полочки. Этот вариант также уместен с жилетом.

С облегчённой курткой, с пиджаком модели френч хорошо смотрятся изделия, имеющие воротник, состоящий из одной стойки, без уголков (мандарин).

В гардеробе мужчин, которые носят приталенные пиджаки, обязательно должны быть сорочки с воротниками, имеющими не заострённые, а закруглённые (итонские) края.

Виды рубашек по наличию или отсутствию карманов

Немаловажной декоративной деталью мужских сорочек являются карманы.

Они тесно связаны со стилем и предназначением изделий.

  • Официальный вариант - карманы отсутствуют.
  • Полуофициальный вариант - на изделии допускается 1 карман. Сорочку надевают с костюмом, под пиджак, но её также можно носить отдельно от костюма.
  • Неофициальный вариант - вещи с 2-мя карманами. Одежда с карманами предназначена для использования в неформальной обстановке.

Виды рубашек по застёжке на манжетах

На мужских вещах используются разные способы застёжек на манжете.

  • Обычная застёжка: пуговица на одной стороне манжеты и петля на другой стороне.
  • Французская застёжка: с двух сторон на краях манжеты имеются петли, манжета застёгивается при помощи запонок.

Виды рубашек по застёжке

Неодинакова и застёжка, соединяющая две полочки изделия. Все застёжки отличаются по способу выполнения. В зависимости от их оформления сорочки делятся на 3 группы.

С обычной застёжкой

В большинстве изделий ткань для застёжки выкраивается вместе с полочкой, а затем подворачивается на изнаночную сторону. На одном подвороте делаются петли, к другой пришивают пуговицы.

С планкой

Второй слой ткани на застёжках с планкой обеспечивается таким же подворотом или дополнительной частью материала. В любом случае место застёжки (планку) оформляют строчкой.

С потайной застёжкой

Более сложный вид застёжки - потайная (супатная). Своё название она получила, потому что петли выполнены на нижнем слое планки, накрывающей пуговицы. Верхний слой этой планки полностью скрывает петли с застёгнутыми пуговицами.

Виды рубашек по ткани, из которой они сшиты

Дополнительным параметром классификации сорочек является полотно, из которого они сшиты.

По виду ткани рубашки делятся на:

Хлопчатобумажные

Экологичный, комфортный вариант, имеющий одно неудобство - сорочки быстро мнутся. В последнее время к хлопку добавляют небольшое количество вискозы, что позволяет рубашкам выглядеть хорошо в течение длительного времени.

Льняные

Натуральный лён стал настоящим спасением для мужчин. Льняные рубашки летом незаменимы в жарком климате, они позволяют чувствовать себя комфортно, независимо от высоких температур. Недостаток льняной ткани тот же - она сильно мнётся.

Шелковые

Рубашки из натурального - изделия не на каждый день. Они относятся к элитным вещам, придают особый шик и роскошь их владельцам.

Из искусственных волокон

Синтетические волокна часто используются в производстве мужской одежды. Они снижают цену вещей, делают их доступными для покупателей. Однако специалисты не советуют постоянно носить только вещи из синтетики, их лучше сочетать с изделиями из натуральных тканей.

Такое разнообразие рубашек позволяет каждому мужчине выбрать ту, в которой он будет выглядеть наиболее привлекательно.

Справочник предназначен для судебно-медицинских экспертов и экспертов-криминалистов. В тексте справочника имеется 51 рисунок с обозначениями.
Львов, 1976

библиографическое описание:
Справочник по описанию одежды, как вещественного доказательства (методические рекомендации для студентов) — 1976.

код для вставки на форум:
Справочник по описанию одежды, как вещественного доказательства (методические рекомендации для студентов) — 1976.

wiki:
— 1976.

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ УССР

ЛЬВОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ ИНСТИТУТ КАФЕДРА СУДЕБНОЙ МЕДИЦИНЫ

СПРАВОЧНИК ПО ОПИСАНИЮ ОДЕЖДЫ, КАК ВЕЩЕСТВЕННОГО ДОКАЗАТЕЛЬСТВА

Мужская одежда

ПАЛЬТО

Пальто обычно состоит из верха, подкладки и докладов - волоса, ватина, мешковины и т д. В зависимости от наличия ватина и подкладки нужно различать зимнее пальто (на ватине и подкладке), пальто демисезонное (на подкладке, без ватина) и пальто летнее (без ватина и без подкладки, или только с подкладкой в верхней части пальто).

Фасоны

В зависимости от покроя различают: пальто прилегающее (рис 1), пальто полуприлегающее (рис. 2) и пальто свободное (рис. 3).

Все они бывают однобортные или двубортные Некоторые из них могут иметь хлястик (рис. 2, 1) и прорешку или пояс и прорешку.

В указанных пальто воротник, как правило, бывает типовым (рис. 3, 1). В шубах воротник бывает из меха, по фор­ме шалевый (рис. 5, 1). Карманы пальто - накладные или прорезные (рис. 3, 2). Прорезные карманы бывают прямым и (рис. 3, 2) или косыми (рис. 4, 2). На­кладные и прямые прорезные карманы прикрываются кла­панами (рис. 2, 2). Все вышеперечисленные карманы рас­полагаются на наружной поверхности пальто, на обеих полах его.

На внутренней поверхности пальто слева, а также часто и справа, в подкладке имеются прорезные карманы - внутренние, с застежкой или без нее. Прорезь этих карманов располагается обычно в верхней части пальто.

Составные части пальто

В пальто различают следующие части: спинка (рис. 3, 3), пола правая (рис. 2, 3), пола левая (рис. 2, 4), рукав правый (рис. 2, 5), рукав левый (рис. 2, 6) и воротник (рис. 3,1).

Спинка соединяется с полами правым боковым швом (рис. 5, 4), левым боковым швом (рис. 5, 3), правым плечевым швом (рис. 5, 5) и левым плечевым швом (рис. 5, 6).

В полах различают свободный нижний край (рис. 4, 3) и свободный боковой край (рис. 3, 4), которого продолжением является боковой край отво­рота полы. Отворот этот носит название - лацкана (рис. 3, 5). Передняя поверхность отворотов пол образуется за счет внутренней нашивной планки пол. В лацкане различают верхний свободный край лацкана (рис. 3, 6). Пальто с шалевым воротником лац­канов не имеет.

Свободные края пол при­крывают друг друга и застегиваются благодаря наличию прорезных петель на левой поле и пуговиц на правой. В некоторых фасонах пальто к боковому свободному краю полы пришиты нашивные петли - прорезные отсутствуют (например, в шубах с шалевым воротником).

В типовом воротнике пальто различают верхний кран воротника (рис. 3, 7), пере­гиб воротника и ниж­ний край конца воротника (рис. бывает правым и левым. Воротник прикреплен к пальто двумя швами - швами втачки воротника, которые бывают передним (рис. 2,8) и задним.

Спинка может быть из одного цельного куска материала, но чаще посередине ее имеется шов скрепления двух поло­винок спинки - центральный шовспинки (рис. 4, 4).

В большинстве случаев центральный шов спинки не доходит до нижнего свободного края пальто, в результате чего образуется прорешка. Различают правый и левый сво­бодные края прорешки спинки пальто. На спинке, соответственно талии, может быть хлястик (рис. 2, 1), ко­торый чаще всего вшит в боковые швы пальто. В хлястике отличают верхний свободный и нижний свободный края.

Рукава скрепляются с полами и со спинкой круговым швом - швом втачки рукава (рис. 5. 7). Рукав состоит из наружной и внутренней половинок и иногда манжета. Манжет называется также обшлагом. Половинки рукава скрепляются локтевым швом (рис. Б, 8) и передним швом. Различают свободный край рукава (рис. 5, 9) и при наличии манжета - верхний край манжета.

Имеются также пальто со шлевками, пришитыми со­ответственно талии, в которые пропускается пояс. В поясе имеется верхний и нижний свободные края. К одному из концов пояса прикреплена пряжка.

В подкладке пальто различают, в основном, те же швы, что и в верхе пальто.

ШИНЕЛЬ

Рис. 6

Особенностями шинели являются верх из грубошерстного материала (сукно, драп), наличие подкладки только до уровня талии, прорезные боковые карманы (косые - в солдат­ских шинелях, прямые с клапанами - в других видах шинелей), наличие хлястика, прикрепленного к столбикам (рис. 6, 1), наличие прореш­ки (рис. 6, 2) маскируемой складкой (контрафалдом) и наличие обшлагов (рис. 6, 3) на рукавах. Застегива­ется шинель на пуговицы или на крючки (солдатская ши­нель). Как правило, на шине­лях имеются знаки различия - погоны (рис. 6, 4), петлицы (рис. 6, 5) и нашивки.

Наименование основных частей шинели и швов ее идентично с наименованием частей пальто и швов его.

ПИДЖАК

Фасоны

В зависимости от покроя различают пиджаки при­легающие, полуприлегающие и свободные. Пиджаки бывают однобортные (рис. 7) и двубортные (рис. 8). Некоторые из них могут иметь хлястик.

Воротники в пиджаках, как правило, бывают типовыми. Исключением являются воротники некоторых фасонов смо­кингов и пиджаков пижам, где воротники могут быть шалевыми.

Карманы в пиджаке бывают внутренними и на­ружными. Наружные карманы бывают прорезными (рис. 7, 1) или накладными (рис. 9, 1), а в зависимости от расположения - верхними (рис. 7, 2) и нижними (рис. 7, 1). Нижние прорезные карманы, как правило, прикрываются клапанами (рис. 8, 1), а накладные-только в некоторых фасонах. Нижние карманы располагаются на тех же местах, что и у пальто. Наружный верхний карман находится на левой поле и верхний край его располагается несколько выше уровня соска. Нередко этот карман бывает фальшивым т. е. без соответствующей прорези. Изображает его нашивная планка (рис. 8, 2).

Рис. 7 Рис. 8

Внутренние карманы, в количестве одного или двух, рас­полагаются в подкладке, соответственно передней поверхнос­ти грудной клетки, справа и слева.

Составные части пиджака

В пиджаке различают следующие части: иола правая (рис. 7, 3), пола левая (рис. 7, 4), спинка, рукав правый (рис. 7, 5), рукав левый (рис. 7, 6) и воротник (рис. 7, 7).

Полы соединяются со спинкой правым плечевым швом (рис. 8, 3), левым плечевым швом (рис. 8, 4), правым боковым швом и левым боковым швом. Спинка и пола соединяются с рукавом при помощи шва втачки рукава (рис. 8, 5).

Спинка может быть из одного или двух кусков материала, скрепленных при помощи центрального шва спинки. В спинке пиджака отмечается свободный край спинки (рис. 9, 2), а в полах кроме нижнего свободного края имеется также боковой свободный край правой полы (рис. 9, 3) и боковой свободный край левой полы (рис. 9, 4). Продолжением бокового свободного края любой полы является боковой край отворота полы (рис. 9, 5), который в свою очередь переходит в верхний край отворота полы (рис. 9, 6). Отвороты полы называются также лацканами (рис. 8, 6). Переход нижнего свободного края полы в боковой край полы может быть закругленным или образовывать собой прямой угол. У бокового свободного края полы имеются прорезные петли (рис. 8, 7) в количестве от одной до трех. Соответственно петлям, на противоположной поле, имеются пришитые пуговицы. Лацканы образуются благодаря отвороту пол. Передняя поверхность лацкана представляет собой внутреннюю нашивную планку полы.

Рис. 9

Задняя поверхность лацкана - это верхняя часть наружной поверхности полы. На левом лацкане имеется про­резная или фальшивая петля.

В воротнике пиджака различают стойку воротни­ка и откладную часть воротника. Стойка прикрепляется к пиджаку при помощи переднего и зад­него швов втачки воротника. Внутренняя поверх­ность стойки воротника, благодаря перегибу воротника, образует наружные передние, боковые и заднюю поверхности воротника. Внутренняя поверхность воротника из-за упомянутого перегиба образует наружную поверхность стойки воротника.

В рукаве различают верхнюю половинку и ниж­нюю половинку, которые скреп пены локтевым и передним швами. Локтевой шов сантиметров за 5 до свободного края рукава прерывается, в результате этого об­разуется свободный задний край верхней по­ловинки рукава. В этой области пришиты пуговицы, в количестве 2 -3 штук.

Внутренняя поверхность пиджака покрыта подкладкой, в которой различают спинку, две полы и два рукава, соединяю­щиеся между собой швами.

КИТЕЛЬ

Фасоны

В зависимости от покроя различают китель со стоя­чим воротником (рис. 10), являющийся форменной одеждой, и китель с отложным воротником (рис 11).

Составные части кителя

Рис. 10 Рис. 11

Составные части кителя во многом идентичны составным частям пиджака. Однако имеется ряд деталей, свойственных только этому изделию. В кителе со стоячим воротником кроме пол и спинки имеются правый бочек (рис. 10, 1) и левый бочек (рис. 10, 2). Бочек скреплен с полой пе­редним швом бочка и со спинкой - задним швом бочка (рис. 10, 3). По наружной поверхности каждой полы кителя, в верхней части ее, имеется прорезной карман с клапаном (рис. 10, 4). Кроме этого, в кителе с отложным воротником по наружной поверхности каждой полы в нижней части ее имеется по одному прорезному карману с клапа­ном (рис. 11, 1). Нижняя часть рукава кителя - представ­лена обшлагом (рис. 10, 5), в котором различают верх­ний шов обшлага (рис. 10, 6). В форменном кителе у свободного края воротника имеется окантовка (рис. 10, 7) из материала по цвету отличающегося от кителя. Китель застегивается на пуговицы или крочки, а воротник кителя, как правило, на крючки. В некоторых фасонах кителей име­емся центральный шов спинки, который, начиная от талии пли ниже, переходит в прорешку.

БРЮКИ

Фасоны

Взависимости от покроя различают брюки длин­ные - навыпуск (рис. 12), брюки шаровары или, как их иначе называют - брюки галифе (рис. 14), брюки с напуском (рис. 15) и брюки лыжные (рис. 16).

Составные части брюк

В брюках различают следующие части: передняя по­ловинка (рис. 12,1), задняя половинка (рис. 13, II) и поясная часть (рис. 13, III).

В передней половинке различают правую часть (рис. 12, 1) и левую часть (рис. 12, 2), а в задней поло­винке различают также правую часть (рис. 13, 2) и левую часть (рис. 13, 3). Передняя и задняя половинки соединяются между собой правым боковым наружным швом, левым боковым наружным швом (рис. 13, 6) и шаговыми швами. Различают правый шаговый шов (рис. 13, 7) и левый шаговый шов в зависимости от штанины, на которой они располагаются - правой или левой. Шаговые швы соединяются в шве сиде­ния (рис. 13, 4), который скрепляет правую и левую часть задней половинки брюк и на некотором протяжении правую и левую часть передней половинки брюк. Шов сидения пере­ходит в переднюю прорешку - ширинку, которая застегивается на внутреннюю застежку.

Рис. 12 Рис. 13

Внутренняя застежка образуется за счет свободного края левой части передней половинки брюк (рис. 12, 5) и пришитой на некотором расстоянии от него планки - гульфика (рис. 12, 7). В гульфике имеются петли (рис. 12, 6). Свободный край передней половинки брюк вместе с гульфиком полностью закрывают свободный край правой части передней половинки брюк (рис. 12, 3), который образуется откосом (рис. 12,8).

В некоторых фасонах брюк передняя прорешка может отсутствовать (брюки морского образца или лыжные брюки) Вместо нее на передней поверхности брюк имеется перед­ний срединный шов (рис. 16, 1), доходящий до пояс­ной части брюк. В таких брюках боковые швы не доходят до пояса или доходят только с одной стороны, образуя боковую прорешк) (рис. 16, 2). Боковая прорешка может застегиваться при помощи пуговиц и петель или замка-«молнии».

К низу от поясной части брюк, На передней их поверхности, симметрично располагаются правая вытачка (рис. 12, 4) и левая вытачка (рис. 12, 9).

Рис. 14 Рис. 15

По бокам брюк, несколько ниже от поясной части, имеются затяжники (рис. 13, 5), предназначенные дли уменьшения окружности поясной части брюк. Затяжники могут застегиваться при помощи пуговицы или металлической пряжки. В затяжнике различают фиксированную и свободную части.

В брюках имеются наружные прорезные или накладные (в спортивных образцах) карманы. Различают правый боковой карман, левый боковой карман и задний карман с клапаном и пуговицей или толь­ко с пуговицей (рис. 13, 1).

Спереди, у нижнего края поясной части брюк, слева или справа, бывает прорезной часовой карман (рис. 12, 10). В прорезных карманах имеются передний и задний свободные края. Боковые карманы заделыва­ются в боковых швах или на передней половинке брюк (рис. 14, 1) что чаще бывает в брюках галифе, где эти карманы могут располагаться горизонтально или косо. Задний карман может прикрываться клапаном" с петлей иди кла­паном с внутренней застежкой.

Для брюк навыпуск характерным является ширина низка штанины 28-32 см. Штанины брюк навыпуск заканчива­ются, как правило, манжетами, но могут быть и без манжет (рис. 12, 11). Манжеты могут быть при­шивными (искусственными) или являются перегибом низка штанины. В спортивных брюках с напуском манжет застегивается на 1-2 пуговицы под коленом, а от колена идет напуск штанины. В лыжных брюках манжет за­тягивается у лодыжек. Вместо манжета в низок штанин мо­жет быть заделана резинка.

Рис. 16

Брюки галифе предназначены для носки в сапоги. Они плотно облегают голень и от колена кверху с боков дугообразно расширяются. Боковой наружный шов брюк галифе не доходит до нижнего края штанины, в результате чего образуется прорешка штанины (рис. 14, 2). В прорешке штанины --различают передний и задний свободные края. Они могут застегиваться на пуговицу или завязываться тесемками. К низку штанин брюк галифе иногда бывает пришита тесьма - стремя.

К половинкам брюк, в верхней их части, пришита поясная часть брюк. По окружности ее, с наружной стороны, распо­лагается 5-6 шлевок (рис. 13, 8). Соответственно внутрен­ней поверхности поясной части брюк расположена подклад­ка, к которой пришиты пуговицы для подтяжек. Подкладка, чаще шелковая, может также пришиваться к передним поло­винкам брюк изнутри.

РУБАШКА

Фасоны

В зависимости от покроя различают: верхнюю ру­башку с пришивным воротником (рис. 17), верхнюю рубашку с пристегивающимся во­ротником (рис. 18), верхнюю рубашку с отлож­ным воротником (рис. 20) и верхнюю рубашку со стоячим воротником (рис.21).

Составные части рубашки

В рубашке различают следующие составные части: передок (рис. 20, 1), спинка (рис. 19, 1), рукава (рис. 20,11), воротник (рис.20, III), манжеты (рис. 20, IV) и иногда нашивная передняя планка (рис. 20, V) и задняя поперечная планка-кокетка (рис. 19, II).

Рис. 17

Спинка и передок соединяются правым боковым швом (рис. 18, 1) и левым боковым швом (рис. 17, 1). Боковые швы обычно не доходят до низка рубашки, в результате чего образуются правая прорешка (рис. 18, 2) и левая прорешка 17, 2). В прорешке различают передний (рис. 18, 3) и задний свободный край (рис. 18, 4). В передке, как и в спинке, различают нижний свободный край (рис. 17, 3). На передней поверхности рубашки имеется разрез передка (рис. 17, 4), нередко доходящий до нижнего свободного края рубашки. В результате этого различают правый и левый свободные края передка рубашки. В недалеке от них на левой половинке передка имеются прорезные петли (рис 17, 5), а на правой половинке передка - пуговицы.

Посередине спинки рубашки имеется продольно расположенная складка спинки (рис. 19, 1). Вместо складки могут быть сборки спинки, которые, как и складка, под­ведены под кокетку.

Рукава соединяются со спинкой и передком круговым швом (рис. 19, 2). В рукаве бывает один или два локтевых шва (рис. 19, 3), расположенных вдоль длинника его.

Рис. 18 Рис. 19
Рис. 20 Рис. 21

Рукав скреплен при помощи шва притачки манжета (рис. 19, 4) с манжетом, у верхнего края которого имеютсч сборки (рис. 19, 5). Манжет и нижний край рукава имекп прорешку рукава. В прорешке различают свобод­ные края, вдоль одного из которых имеется нашивная планка прорешки рукава. Манжет имеет нижний свободный край и боковые свободные края.

Застегивается манжсм при помощи пуговицы и петли или петель и запонок. Манжеты могут быть одинарными или двойными - перекладными в результате перегиба манжета.

В пристегивающихся, пришивных и отложных воротниках имеется стойка воротника (рис. 17,6) и собствен­но воротник (рис. 17, 7). В собственно воротнике отме­чается верхний свободный край воротника (рис. 17, 8) п передний край конца воротника (рис. 17, 9). У шва прикрепления собственно воротника к сгойке имеется перегиб воротника (рис. 17, 10). Участок пространства, огибаемый воротником, называется горловиной.

ТРУСЫ

Составные части трусов

В трусах различают следующие части: передняя по­ловинка, задняя половинка и ластовица (рис. 22, III).

Рис. 22

В передней половинке различают правую часть (рис. 22, 1) и левую часть (рис. 22, II). Такие же части имеются в задней половинке. Передняя и задняя половинки скреплены правым боко­вым швом (рис. 22, 1) и левым боковым швом. Части передней и задней поло­винок скреплены передне-задним швом (рис. 22, 2). В верхний край трусов заделана резинка, при помощи которой осуществляется их крепление на теле.

Ластовица расположена соответственно промежности и представляет собой ромбовидной формы вставку (чаще дву­слойную). Через средину ластовицы проходит передне-задний шов и перпендикулярно к нему правый шаговый шов (рис. 22, 3) и левый шаговый шов (рис. 22, 4).

КАЛЬСОНЫ

Составные части кальсон

В кальсонах различают следующие части: передняя половинка, задняя половинка и поясная часть (рис. 23, I).

Рис. 23

В передней половинке различают: правую часть (рис. 23, II) и левую часть (рис. 23, III), а в задней также правую и левую части.

Передняя и задняя половинки соединяются между собой правым боковым швом (рис. 23, 1), левым боковым швом (рис. 23, 8), правым шаговым швом и левым шаговым швом (рис. 23, 2).

Правая и левая часть задней половинки кальсон скрепляются швом сидения, который на некотором протяжении скрепляет также правую и левую часть передней половинки. Шов сидения спереди переходит в переднюю прорешку, (рис. 23, 3) или как ее называют - ширинку, которая в пояс­ной части кальсон застегивается на пуговицы. Соответственно поясной части кальсон сзади шов сидения переходит в заднюю прорешку (рис. 23, 4), скрепляющуюся тесемками или затяжниками (рис. 23, 5). Шаговый шов внизу штанины кальсон обычно переходит в прорешку штанины (рис. 23, 6), свобод­ные края которой скрепляются тесемками (рис. 23, 7).

НОСКИ

Фасоны

Различают носки длинные (с удлиненным паголенком) и носки короткие (с укороченным паголенком). В зависимости от способа изготовления различают носки машинной вязки и носки ручной вязки.

Рис. 24

Составные части носка

В носке различают следующие составные части: ластик (рис. 24, I), паголенок (рис. 24, II), верхняя часть следа (рис. 24, VI), нижняя часть следа (рис. 24, V), высокая пятка (рис. 24, III), пятка (рис. 24, IV) и мысок (рис. 24, VII), который прикрепляется к следу при помощи кетельного шва.

ЖЕНСКАЯ ОДЕЖДА

ПАЛЬТО

Женское пальто по его составным частям в основном не отличается от мужского пальто. Разница между ними заключается в покрое.

Фасоны

Различают следующие фасоны женского пальто: одно-бортноепальто (рис. 25) .двубортное пальто (рис. 26) и пальто бортооборт (рис. 27). Все они могут быть прилегающими, полуприлегающими и свободными. По типу покроя рукава различают пальто со вшитыми рукавами (рис. 27) .пальто «реглан» (рис.25) и пальто «я п о н-к а», в котором увеличена прой­ма и рукава цельнокроенные. Некоторые фасоны пальто бы­вают не цельного покроя, а от­резными по линии талии (рис. 26). Как правило, в женских пальто соответственно груди имеются вытачки. Воротники женских пальто отличаются разнообразием формы и раз­меров.

Рис. 25
Рис. 26
Рис. 27

Терминология, применяемая при описании мужского пальто, целиком приемлема при описании женских пальто.

БЛУЗКА

Фасоны

В зависимости от покроя различают много фасонов блузок. Основные из этих фасонов: блузка с пришив­ными рукавами (рис. 28), блузка с цельными рукавами (рис. 29), блузка с рукавами, входя­щими в горловину (рис. 30), блузка без рукавов (рис. 31).

Составные части блузки

В блузке различают следующие части: правая по­лочка (рис. 28, I), левая полочка (рис. 28, II), спинка (рис. 28, III),рукав правый (рис. 28, IV), рукав левый (рис. 28, V) и воротник (рис. 28, VI).

Полочки различают только в тех фасонах, которые засте­гиваются спереди или скреплены центральным пе­редним швом (рис. 31, I), В остальных фасонах различают просто перед блузки (рис. 30, 1). В верхней части полочки может быть кокетка (рис. 28, VII). По форме различают: кокетки ровные, кокетки круглые, кокетки остроконечные и кокетки фигурные. В некоторых фасонах блузок в полочках могут быть выточки от талии до высокой точки груди или от плечевого шва до высокой точки груди (рис. 31,2). Застежка блузки может располагаться спереди, сзади или по плечевому шву.

Рис. 30

Спинка блузки может быть цельной (рис. 28, III) или иметь центральный шов спинки (рис. 29, 1). В некоторых фасонах блузок в верхней части спинки имеется кокетка (рис. 31, I). Низ спинки и полочок может заканчиваться поясом (рис. 28, VIII), у верхнего края которого различают сборки (рис. 28, I).

Рукава блузок бывают короткие или длинные. Длинные рукава внизу собраны резинкой в сбор­ки или заканчиваются манжетами (рис 28, 2). В зависимости от формы различают: манжет высокий (рис. 32, 1), манжет мысом (рис. 32, 2), манжет фигурный (рис. 32, 3), манжет остроконечный (рис. 32, 4), манжет фигурный (рис. 32, 5), и рукав цельный с манжетом (рис. 32, 6). В зависимости от количества швов различают одношовные и двушовные рукава.

Рис. 31

Манжеты могут иметь отвороты (рис. 28, 2). Короткие рукава разли­чают типа «фонарик» или типа «крылышки».

Воротник блузок бывает стоячий, стояче-отложной или отложной. Отложные воротники различают: круглые (рис. 30, 3), мысообразные (рис. 29,1), шалевые или типа «матроска». Некоторые фасоны блузок имеют не пришивной, а цельнокроенный воротник или вооб­ще не имеют воротника.

Рис. 33

Вырез горловины в блузках имеет круглую форму (рис. 33, 1), форму «каре» (рис. 33,2), форму «мысом» (рис. 33, 3) или форму «лодочкой» (рис. 33, 4). В отдельных фасонах вырез горловины может быть фигурный.

ЮБКА

Фасоны

Различают три основных фасона юбок: юбка покроя прямой формы (рис. 34), юбка покроя зауженного книзу (рис. 35) и юбка покроя клеш (рис. 36), когда полотнище ее расширены от бедер книзу.

Составные части юбки

В юбке различают следующие части: поясная часть рис. 34,1), переднее полотнище (рис. 35, I), зад­нее полотнище и иногда карманы.

Поясная часть юбки - отрезная и скрепленная швом с по­лотнищами, бывает только в некоторых фасонах.

Рис. 34 Рис. 35

Обычно верхняя часть полотнища юбки только подшита изнутри узкой лентой, выполняющей функцию пояса.

Переднее и заднее полотнища юбки скреплены пра­вым боковым швом и левым боковым швом.

Рис. 36 Рис. 37
Рис. 38 Рис. 39

В некоторых фасонах может быть только один боковой шов (продольный) или несколько продольных швов. В зависи­мости от этого различают: одношовные юбки, дву-шовные юбки, трех-шовные юбки и т. д. Ле­вый боковой шов юбки, реже правый, в верхней части ее пе­реходит обычно в про­решку с застежкой на крючки, кнопки или пугови­цы. В прямых или заужен­ных книзу фасонах юбок, в - нижней части их также мо­жет находиться прореш­ка (рис. 35, 1). В верхней части соответственно талии юбка собрана в сборки или вытачки (рис. 35, 2). Полотнища юбки могут быть собраны в одну или несколько продольных скла­док. В зависимости от ха­рактера загиба ткани различают встречную складку (рис. 37, 2), байтовую складку (рис. 37, 1) и складки, заложенные в од­ну сторону (рис. 37, 3). Юбка, полотнища которой на всем протяжении собраны в продольные складки, называется юбка-«солнце» (рис. 39). Юбка, сильно расширенная в нижней части, называется юбка-«колокол». Верхняя часть юбки может быть представлена кокеткой (рис. 38). В некоторых фасонах юбок могут быть подрезные бока (рис. 34).

Карманы бывают не во всех фасонах юбок. Они могут быть прорезными или накладными. Форма на­кладных карманов самая разнообразная.

ПЛАТЬЕ

Фасоны

В зависимости от покроя различают цельные платья (рис. 40) и отрезные платья (рис. 41), состоящие из лифа (блузки) и юбки, скрепленных в области талии швом. В отдельных фасонах только перед платья может быть цельным, а лиф отрезным сза­ди или наоборот. Шов, соединя­ющий лиф с юбкой, бывает прямым или выпуклым (рис. 41, 1). У этого шва юбка может быть собранной в складки или сборки.

Рис. 40 Рис. 41

Цельнокроенное (цельное) платье может быть с фигур­ными подрезами (рис. 40) или шестишовное.

Отрезные платья могут иметь удлиненную талию (рис. 41), когда шов, соединяющий юбку и лиф, расположен ниже талии. Талия может быть удлиненной только по бокам или сзади.

Застежка в платье располагается сзади или спереди. Если застежка спереди расположена вдоль всего платья, оно носит название платье-халат.

Изложенное в разделах «Блузка» и «Юбка» полностью относится к платьям.

СОРОЧКА

Фасоны

В зависимости от покроя и отделки различают сорочку на бретельках (рис. 42), сорочку с цельными плечиками (рис. 43) и комбинацию, представляю­щую собой сорочку на бретельках отделанную кружевами пли вышивками и имеющую порой более сложную форму кроя (с выточками, подрезными бочками, сборками в области талии и т.д.).

Рис. 42 Рис. 43

Составные части сорочки

В сорочке различают следующие составные части: передняя часть (рис. 42, I), задняя часть (рис.42. II) н бретельки (рис. 42, III).

Передняя и задняя части сорочки скреплены правым боковым швом (рис. 42, I) и левым боковым швом.

Бретельки сорочки пришивные и делаются из лент, тесе­мок, кружева или из застроченной в тесьму ткани.

БЮСТГАЛЬТЕР

Фасоны

Различают два основных фасона бюстгальтеров: бюст­гальтер с чашечками (рис. 44) и бюстгальтер с получашечками (рис. 45). Оба фасона могут быть с бретельками или без них.

Составные части бюстгальтера

Рис. 44 Рис. 45

В бюстгальтере различают следую­щие части: чашеч­ки - правую (рис. 44, I) и левую (рис. 44, II) или получашечки - правую (рис. 45, I) и левую (рис. 45, II), пояс (рис. 45, III) или передок (рис. 44, III) в бюстгальтере с чашечками, спинка - правая половина (рис. 44, IV) и левая половина (рис. 44, V), бретельки - правая (рис. 44, VI) и левая (рис. 44, VII) и петли спинки (рис. 44, VIII).

Чашечка состоит из нескольких кли­ньев, скрепленных радиальными швами чашечки (рис. 44, 1) и прикреплена к пе­редку бюстгальте­ра циркуляр­ным швом ча­шечки (рис. 44, 2).

Получашечка может состоять из двух половинок - наружной (рис. 45, I) и внутренней (рис. 45, II) или верхней и нижней. Наружная и внутренняя половин­ки получашечек скреплены вертикальным швом соединения получашечки (рис. 45, 3). Верхняя и нижняя половинки получашечки скреплены горизон­тальным швом соединения получашечки. Обе получашечки соединяются планкой соединения получашечек (рис. 45, 4). В некоторых образцах бюстгаль­теров в месте этой планки располагается застежка на петли и пуговицы. В бюстгальтере без бретелек в верхней части получашечек могут находиться штывники, обеспечивающие правильное расположение бюстгальтера на груди.

Пояс бюстгальтера скреплен со спинкой правым боковым швом (рис. 45, 5) и левым боковым швом. У свободных концов спинки находятся петли и пуговицы или другие типы застежек.

Бретельки скрепляют получашечки со спинкой или передок со спинкой.

ЧУЛКИ

Фасоны

Различают чулки с задним швом и чулки без заднего шва (бесшовные). Для производства заднего шва могут применяться нитки, отличающиеся по цвету от ткани чулка.

Составные части чулка.

Названия основных частей чулка идентичные с названия­ми основных частей носка.

ОБУВЬ

ТУФЛИ

Фасоны

В зависимости от способа крепления на ноге и покроя различают очень много моделей туфель. Вместе с этим все они состоят из одинаковых по названию составных частей.

Составные части туфли

В туфле различают следующие основные части: верх (делается из мягкой кожи или ее заменителей - керзы, парусины и т. п.) и подошва (делается из плотной кожи или ее заменителей - каучука, кожемита, резины и т. п.).

Рис. 46

В верхе туфли различают следующие части: правая берца (рис. 46, I), левая берца, правая половинка задника (рис. 46, II). левая половинка зад­ника, союзка (рис. 46, III). в которой различают боко­вые и верхнюю поверхности и носок (рис. 46, IV). Все по перечисленные части туфли скреплены между собой швами. В некоторых фасонах берца и задник, а также союзка и носок представляют одно целое - т. е. между ними отсутствуют швы крепления.

В берцах различают верхний свободный край (рис. 46,2) и передний свободный край (рис. 46, 1). У переднего свободного края берцы, как правило имеются отверстия шнурков (рис. 46, 4). В их могут быть вделанны­ми металлические блочки (рис. 46, 3). Берцы соединяются между собой задним швом берцы, на кототором имеется кожаная задняя накладка берцы (рис. 46, 5).

Задник, берцы, союзка и носок соединяются между собой швами крепления, называемыми шов крепления берцы с задником (рис. 46, 6), шов крепления со­юзки с носком и т. д. Изнутри берца может быть покры-1 а мягкой кожей или матерчатой тканью

В подошве различают следующие части: передняя часть или носок (рис. 46, 7), средняя часть или пеленочная (рис. 46, 8), задняя часть или каблук (рис. 46, 9). На переднюю часть подошвы может быть набита подметка.

Рис. 47

Носок по форме может быть острым (рис 47,I, 1), удлиненно-прямоугольным (рис. 47, II, 1), прямоугольно-широким (рис. 47, III, 1) или круглым (рис. 47, IV, 1).

Задний край подметки по форме может быть прямым (рис. 47, II, 2), косым (рис. 47, III, 2) или фигурным (рис.47, IV, 2).

Передний край каблука по форме может быть прямым (рис. 47, I, 2), выпуклым (рис. 47, II, 3), вогнутым (рис 47, III, 3) или фигурным (рис. 47, IV, 3).

Задний край каблука по форме может быть закругленным (рис 47, I, 3) или реже четырехугольным (рис 47, IV, 3).

Прикрепление подошвы к верху туфли (или других видов обуви) осуществляется при помощи ранта (рис 48, 5) путем сшивания, склеивания, заливки или гвоздевания. Бывают ранты с круговым выступом или только с выступом, доходящим до каблука

БОТИНКИ

Фасоны

Различают два основных фасона ботинок: шнурован­ные ботинки, характеризующиеся тем, что берцы спереди скрепляются шнурками и штиблеты, характеризующиеся тем, что в обеих берцах по средине их вшита резина, а спереди обе берцы скреплены швом

Составные части ботинка

Составные части ботинка носят те же названия, что и составные части туфля.

САПОГИ

Фасоны

В основном различают следующие фасоны сапог - прусские сапоги (с мягкими голенищами и твердой подошвой), сапоги-ичаги (с мягкими голенищами и мягкой подошвой), английские сапоги (с высокими задника­ми и твердой задней частью голенищ), венгерские сапоги (со шнурованными и застегивающимися на ремешки голенищами) и охотничьи сапоги (с высокими голенищами закрывающими колени и часть бедер)

Составные части сапога

Сапог состоит из верха и подошвы.

Рис. 48

В верхе сапога различают голенище (рис. 48, I), головку (рис. 48, III)и задник (рис. 48, II)

В голенище различают свободный край голенища (рис 48, 6) и задний шов голенища.

Голенище, перед и задник соединяются между собой швами, называемыми - шов крепления голенища с головкой, шов крепления голенища с задником и шов крепления задника с головкой

Изнутри верх сапога может быть покрыт кожей, а низ стелькой из плотной ткани

В подошве различают - носок, голсночную часть (рис 48, 2) и каблук (рис 48, 3). К носку подошвы может быть прикреплена подметка (рис. 48, 1). В некоторых фасонах сапог подошва бывает твелоиной (рис. 48, 1, 4)

ШЛЯПА

Составные части шляпы

В шляпе различают поля (рис. 49, I) и головную часть или так называемую тулью (рис. 49, II), частью которой является донышко (рис. 49, III). Вокруг тульи, у полей, прикреплена лента (рис. 49, IV). С внутренней стороны шляпы, соответствен но ленте, имеется внутрен­ний околыше к, чаще всего кожаный. Он прикреп­лен к нижнему краю головной части круговым швом крепления. Головная часть шляпы изнутри бывает покры­та подкладкой.

Козырек представляет собой кусок картона или плотной резины, обтянутых с обеих сторон материалом. Бывают ко­зырьки пластмассовые, не обтянутые материалом. В козырь­ке различают верхнюю поверхность, нижнюю по­верхность и свободный край Козырек прикреплен к околышку швом втачки козырька. У места при­крепления козырька, слева и справа, обычно пришиты пу­говицы, к которым прикрепля­ется матерчатая план­ка. В этой планке различают верхний, нижний и бо­ковые края.

Околыш имеет нижний свободный край. К верхнему краю околыша пришиты квартирки, скрепленные передним швом квартирки (рис. 50, 1) и задним швом квартирки.

К верхнему краю квартирки пришито донышко круго­вым швом донышка (рис. 50, 2).

На внутренней поверхности фуражки различают под­кладку и внутренний околыш.

ШАПКА-УШАНКА

Составные части шапки-ушанки

В шапке-ушанке различают верх (рис. 51, V), козырек (рис. 51,1), наушники (рис. 51, III) и натыльник (рис. 51, II).

В большинстве случаев верх шапки-ушанки делается из матерчатой ткани или кожи, а остальные части из меха.

Наушники, как правило, прикреплены к натыльнику и могут опускаться вместе с ним. В верхе шапки-ушанки различают передний шов верха (рис. 51, 1), задний шов верха (рис. 51, 2), а также правый и левый боковые швы верха.

В козырьке различают верхний дугообразный край, а в наушниках передний свободный край (рис. 51, 3) и задний свободный край (рис. 51, 4), который переходит в верхний свободный край натыльника (рис. 47, 5).

Наушники в верхних своих отделах скреплены тесем­ками (рис. 51, 6). Внутри шапки-ушанки имеется подкладка, чаще всего стеганная на вате.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Бронникова М.А., Гаркави А.С. Методика и техника судебно-медицинской экспертизы вещественных доказательств М., 1963.
  2. 1Мртель Л.М., Ямпольська А.М., Головнша М.В., Черницька М.В. Кр1Й та 11ОШИТТЯ 6Ш13НИ. КИiВ, 1959.
  3. Головшна М.В., Черницька М.В., ЕЛртель М.В., Ямпольська А.М. Крш дитячого одягу. КиТв, 1958. 4 Домоводство Раздел «Кройка и шитье». М., 1957.
  4. Исланкина Т.Ф. Пошив легкого женского платья. М., 1951
  5. Кустанович С.Д. Исследование повреждений одежды в судебно-медицинской практике . М., 1963.
  6. Лабораторные и специальные методы исследования в судебной медицине . Под редакцией В.И. Пашковой, В.В. Томилина, М., 1975.
  7. Морозович Б.Р., Авербух Д.М. К вопросу о единой терминологии при описании одежды как вещественного доказательства «Восьмая расширенная конференция Ленинградского отделения научного общества судебных медиков и криминалистов. Тезисы докладов». Л.,1954.
  8. Рудометкина В.П., Рудометкина М.П. Шейте сами. Сталино-Донбасс, 1959.
  9. Селиванов Н.А., Теребилов В.И. Первоначальные следственные действия. М., 1956
  10. Скопин И.В. Судебно-медицинское исследование повреждений рубящими орудиями. Саратов, 1960.
  11. Царев Н.И. Конструирование женской верхней одежды. М. 1952
  12. Ципковский В.П. Описание огнестрельных повреждений одежды. Винница, 1958.
  13. Янчевская Е.А,. Изотова М.А. Пособие по конструированию женской верхней одежды с цельнокроенными рукавами покроя реглан. М. 1959.


error: