Как условие становления и развития духовно - нравственной личности школьника. Психолого-педагогическая модель духовно-нравственного воспитания подростков воспитания в дошкольной

Курбатова Т.М.

Муниципальное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №119»

Модель духовно - нравственного воспитания школьника. Опыт реализации

Создание системы духовно-нравственного воспитания детей и молодежи необходимо для духовного возрождения нашей страны. Российское общество переживает в настоящее время духовно-нравственный кризис. Кроме этого следует признать тот факт, что действующая система образования практически сняла себя функции по воспитанию и духовно-нравственному развитию. В результате этого мы имеем дело с поколением молодых людей, ценностные установки которых часто носят деструктивный характер.

Духовно-нравственный кризис порождает кризисные явления в политике, экономике, социальной сфере. В связи с этим задача духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения имеет чрезвычайную значимость, ее без преувеличения, необходимо осмыслить сегодня современной школе как одну из приоритетных.

Под духовно-нравственным воспитанием, понимается процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формирование у него:

Нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма);

Нравственного облика (терпения, милосердия);

Нравственной позиции (способности различению добра от зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний);

Нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли).

Для решения соответствующих задач была разработана определенная методическая модель духовно-нравственного воспитания, которая реализуется в нашей школе. В результате такого воспитания ребенок пробует себя в различных видах социально и личностно значимой деятельности, получает опыт принятия самостоятельных решений в ситуациях нравственного выбора в пользу общечеловеческих ценностей, стремится к самовоспитанию, непрерывному духовному саморазвитию в процессе реализации своих духовных идеалов в практике.

В разработке механизмов реализации данной модели духовно-нравственного воспитания мы опирались на следующие представления:

воспитательный процесс является одним из основных компонентов целостного педагогического процесса в образовательном учреждении наряду с учебным процессом;

- воспитание представляет собой создание условий для развития личности, процесс взаимодействия педагога и воспитанника, направленный на духовно-нравственное становление личности, ее ценностное самоопределение;

Значительным воспитательным потенциалом обладает содержание образовательных программ; его реализация зависит от специальной организации воспитывающей среды, содержания и форм взаимодействий детей и взрослых в процессе образования;

- определяющее значение в разработке современного содержания, целей, методов воспитания имеет гуманистическая идеология.

Итак, процесс воспитания можно представить в виде следующей методической системы, которая включает в себя такие компоненты: цели и направления воспитания, содержание, средства и способы организации воспитательного процесса, критерии оценивания результатов.

Целевой компонент методической системы характеризуется осознанием учителем и учащимися целей и задач воспитательного процесса. Цель воспитания духовно-нравственной личности для учителя определяется осознанием необходимости духовного развития личности школьника и привитие ему основополагающих принципов нравственности на основе патриотических, культурно-исторических традиций России. Содержательный компонент методической системы определяется с учетом государственных документов и корректируется с учетом личностных особенностей учащихся. Представлен он совокупностью дел, способствующих формированию духовно-нравственной личности.

Процессуально-деятельностный компонент методической системы базируется на основных направлениях воспитания, учете возрастных и индивидуально-психологических особенностях учащихся. Основные направления воспитания определяют формы воспитательной работы, направленной на формирование нравственной личности.

Выбор формы воспитательной работы обусловлен ситуацией, целями учителя, возрастными и психологическими особенностями детей.

Деятельность по воспитанию осуществляется в двух направлениях и реализуется в форме урока и различных видах учебной деятельности и во внеурочной деятельности.

Организационно-управленческий компонент представлен совокупностью разных форм организации воспитания на уровне школы, поэтому предполагает четкое взаимодействие администрации, которая обеспечивает процесс воспитания и осуществляет мониторинг качества, и педагога, который анализирует результаты воспитательной деятельности и осуществляет коррекцию и выбор пути нравственного воспитания с учетом индивидуальных и возрастных особенностей отдельного ученика или коллектива.

Результативно-оценочный компонент предполагает анализ и оценку уровня сформированности нравственных качеств, динамику развития личности, которые определяются методом наблюдения, статистических исследований, психологических диагностик.

На этапе разработки методической системы воспитательные цели были конкретизированы с учетом специфики образовательного пространства, в котором реализуется воспитательный процесс. Речь идет о таких факторах как резкое снижение воспитательного потенциала семьи; низкий уровень воспитания и духовно-нравственного развития родителей; повышенная занятость; сокращение времени общения родителей с детьми; значительное количество детей, воспитывающихся в неблагополучных семьях.

Для микроучастка школы характерно национальное, культурное и религиозное многообразие населения и, следовательно, необходимость формирования норм совместного проживания, отражающих это многообразие.

В силу удаленности от центра данный район города не слишком насыщен кружками, секциями и клубами, которые могла бы принимать активное участие в духовно-нравственном становлении личности. Ближайшие «соседи» детский клуб «Корчагинец», Кировский ДК и КТОС «Кировец-1» являются постоянными партнерами школы по реализации программ направленных на духовно-нравственное воспитание ученика.

Таким образом, объективные обстоятельства определяют тот факт, что школа становится центром духовно-нравственного воспитания.

Деятельность нашего образовательного учреждения осуществляется в нескольких направлениях:

1. учебно-воспитательное направление включает в себя следующие элементы, способствующие духовно-нравственному становлению

Военно-патриотический компонент (мероприятия, посвященные памятным датам, военно-спортивна игра «Зарница», смотр песни и строя, посвященный 23 февраля, тематичесие классные часы, тематические выпуски школьной газеты);

Историко-культурный компонент (тематические классные часы, выпуски школьной газеты, работа организованная на уроках, информационные пятиминутки «По страницам истории», работа по уходу за мемориалом, расположенным на микроучастке школы, мемориальной доской, расположенной на здании);

Личностно-ориентированный компонент (праздничные мероприятия, взаимодействие в коллективе, с товарищами и учителями, формирует представления и дает практический опыт честного, порядочного, ответственного отношения к делу, оценки своего поведения и поступков окружающих, участие в благотворительных акциях «Поделимся друг с другом добротой», «Весенняя неделя добра» и т.д., работа школьного самоуправления: заседания совета мэров, школьного совета, работа министерств, работа детского объединения «Сибирячок», посещение театров, музеев, выставок).

2. социальное взаимодействие включает в себя взаимодействие по двум направлениям:

Школа-ученик-семья (работа по налаживанию взаимодействия с семьей таким образом, чтобы семья оказалась включенной в жизнь школы и интересы ребенка: совместные мероприятия для учащихся и родителей (Осенний бал, День бегуна и т.д.), работа с родителями по привлечению их к участию в управлении школой (Школьный Совет, родительский комитет школы, Благотворительный фонд развития школы), психолого-педагогическое сопровождение и поддержка детей, попавших в сложную ситуацию (работа совета профилактики, социального педагога по преодолению кризисных явлений в семьях учащихся).

Школа – ученик – социальные партнеры школы (образовательное учреждение выполняет роль «проводника» ребенка к спортивным клубам, развивающим секциям, домам творчества и пр. Эти организации призваны стать опорой в становлении личности, но в силу объективных причин ученик не всегда имеет возможность попасть туда без помощи школы)

Таким образом, главным содержанием процесса воспитания становятся различные виды индивидуальной и коллективной деятельности ученика, которые обогащают его нравственным опытом.

Описанная методическая система позволяет создать оптимальные условия для достижения результатов воспитания и развития школьников.

В нашем образовательном учреждении наблюдается положительная динамика в следующих направлениях. По результатам диагностик и анкетирования отмечается

1. Повышение духовно-нравственного потенциала подрастающего поколения. Повышение уровня самосознания, самодисциплины, способность сделать правильный нравственный выбор.

2. Увеличение количества учащихся убежденных в том, что настоящий гражданин любит свою Родину, гордится ее славной историей, изучает историко-культурное наследие, верен своему гражданскому долгу и готов к защите Отечества.

3. Повышение эффективности взаимодействия семьи и школы в процессе духовно-нравственного воспитания, продолжение процесса оформления школы в качестве центра социокультурной среды.

4.Повышение в процессе реализации мероприятий Программы организационно-управленческого потенциала, авторитета администрации образовательного учреждения и педагогического коллектива в целом.

5. Снижение уровня разобщенности людей, повышение уровеня культуры отношений, профилактика национальной и религиозной нетерпимости, утверждение принципов толерантности, гражданской и социальной солидарности.

6. За два года было отмечено:

Снижение числа учащихся состоящих на внутришкольном контроле;

Снижение числа правонарушений среди учащихся;

Снижение числа учащихся, имеющих пристрастие к курению;

Рост числа учащихся, занятых в кружках, спортивных секциях и т.д.

О воспитании сказано много. Антуан де Сент-Экзюпери писал: «Воспитание имеет приоритет над образованием. Создает человека воспитание». Справедливость этого высказывания сложно оспорить. Задача современной школы заключается в создании таких условий обучения, которые позволят в полной мере развить личность.

Екатерина Курочкина
Создание модели духовно-нравственного воспитания дошкольников в образовательном пространстве ДОУ

Курочкина Екатерина Владимировна,

старший воспитатель МБДОУ

"Детский сад № 8"

Из Концепции государственной политики в области детей в Российской Федерации и защиты их нравственности : мировой исторический опыт свидетельствует о том, что экономические достижения государства и материальное благосостояние граждан, сами по себе, не гарантируют духовное и нравственное развитие общества. Именно на основе прочного духовно -нравственного фундамента складывается устойчивый менталитет нации, обеспечивающий ее историческую жизнеспособность. В разнообразии детства и опыте первых лет жизни заложен великий творческий потенциал каждого и всей нашей культуры. От того, какая система ценностей и какие нормы заложены в детстве, будет в буквальном смысле зависеть жизнь общества.

Началом нашей работы духовно-нравственного воспитания дошкольников стало изучение результатов анкетирования и анализ социального статуса семей воспитанников . Педагоги проанализировали результаты взаимодействия и педагогические наблюдения с дошкольниками . Используя полученные материалы, мы выявили проблемы :

Дефицит знаний детей о родном городе, стране, особенностях русских традиций;

Недостаточные образовательные теоретические и практические знания педагогов по проблеме духовно – нравственного воспитания дошкольников ;

Недостаточное формирование системы работы с родителями по проблеме духовно – нравственного воспитания в семье .

Появилась идея использования истории и культурного наследия наших предков как эффективного средства по духовно- нравственному воспитанию дошкольников .

Вопрос сохранения культурного и исторического наследия русского народа отражен в нормативных документах Российской Федерации, на которые опирается при работе наш детский сад. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Дошкольного Образования 2013 выдвигает среди приоритетов задачу объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно -нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.

Наш детский сад работает на основе методологической базы программы «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте» , направленной на развитие духовно -нравственного стержня личности, элементов управленческой культуры и эффективного общения. Авторами программы являются : Кузьмин Игорь Алексеевич, профессор РАЕН, Камкин Александр Васильевич, профессор ВГПУ. Программа соответствует светскому характеру образования , способствует приобщению в равной степени представителей всех национальностей к родным истокам в условиях многоконфессиональности России. Содержание программы основано на лучших отечественных культурных традициях. Цели деятельности : объединение усилий детского сада и семьи в духовно – нравственном развитии дошкольников , создание единого контекста воспитания и развития на основе общности цели, содержания и педагогических технологий.

Для достижения выбранной цели были определены задачи :

Развитие социокультурной основы личности, начиная с дошкольного возраста ;

Обеспечение единства умственного и эмоционально-нравственного развития детей;

создание единого социокультурного контекста воспитания и общения в образовательном учреждении и семье , повышение педагогической культуры родителей;

Интеграция знаний о среде, в которой живет и развивается ребенок, формирование опыта ее целостного восприятия ;

Обеспечение преемственности образования на разных этапах и в различных формах на основе единой цели, содержания, педагогических технологий;

Обеспечение педагога социокультурным инструментарием, эффективно развивающим внутренние ресурсы ребенка.

Под содержанием дошкольного образования мы понимаем социокультурный опыт ребенка, приобретаемый в непосредственной образовательной деятельности , в совместной со взрослым и самостоятельной деятельности детей. Каждая тема, которую дети осваивают на Истоках в дошкольном учреждении , прорабатывается во временной связи прошлого, настоящего и будущего. Именно это даёт возможность переживать как ценность человеческое бытие во всей истории в сфере сегодняшнего дня и в ближайшей, и отдалённой.

Педагоги используют в работе систему категорий курса «Истоки» . Это книги для развития детей 3–7 лет – новый вид образовательного инструментария , эффективное средство формирования системы духовно – нравственных ценностей у детей и их родителей. Серия этих книг помогает создать условия для приобщения детей и их родителей к базисным социокультурным ценностям Российской цивилизации, а также единый контекст воспитания и обучения в ДОУ и Семье. Универсальность книг для развития в том, что они с успехом могут быть интегрированы как парциальные программы для дошкольного образования .

Книги для развития предназначены для совместной работы педагогов, детей и их родителей :

В младшей группе осуществляется первичное прочувствованное восприятие социокультурных категорий : Слово, Образ , Книга;

В средней группе происходит первоначальное знакомство с истоками наиболее близкой ребенку социокультурной среды и деятельности в ней человека, дети и родители осваивают категории : Родной очаг, Родные просторы , Труд земной, Труд души;

В старшей группе обращается внимание на ценности внутреннего мира человека : Вера, Надежда, Любовь, Мудрость;

Серия книг для развития детей 6-7 лет «Сказочное слово» , «Напутственное слово» , «Светлый образ » , «Мастера и рукодельницы» , «Семейные традиции» направлена на приобщение читателей к отечественным традициям.

Необходимым условием для работы по духовно – нравственному воспитанию детей в дошкольном учреждении является :

создание развивающей предметно – пространственной среды для воспитательно - образовательного процесса ;

Обеспечение программно – методической художественной литературой;

Профессиональная подготовка воспитателей по данному вопросу .

За период работы по данному направлению в каждой возрастной группе нашего детского сада подобраны картотеки литературных произведений : пословиц, поговорок, потешек и пестушек, русских народных сказок. В группах имеются уголки по духовно -нравственному и патриотическому воспитанию , экологическому развитию.

Для развития профессиональной компетентности в ДОУ используются разнообразные формы организации педагогов, эффективные методы и приёмы :

Заседания педагогического совета;

Семинары;

Консультации индивидуальные и групповые;

Дни творчества;

Открытые просмотры воспитательно- образовательного процесса ;

Презентация результатов работы, распространение и внедрение инновационных наработок в образовательный процесс .

Духовно – нравственное развитие детей в рамках программы «Истоки» в нашем детском саду осуществляется интегрировано, системно, планируется в различных видах деятельности такие формы, как :

Непосредственная образовательная деятельность ;

Праздничные мероприятия;

Мини-музей;

Проекты, создание лепбуков ;

Кружок «Истоки» ;

создание развивающей предметно – пространственной среды

В рамках социокультурного системного подхода разработаны и успешно применяются в нашем ДО методики и педагогические технологии, устраняющие разрыв между обучением и воспитанием , обеспечивающие преемственность всех ступеней образования , создающие условия для гармоничного развития ребенка и воспитателя .

Используемые активные занятия – высокоинтенсивные истоковские педагогические технологии предусматривают :

Активное участие всех детей группы в практической деятельности;

Субъектами процесса обучения являются педагог, ребёнок и родитель;

Вырабатывается единый социокультурный контекст группы, изменяется социокультурная основа личности и группы.

Активные занятия способствуют приобретению детьми таких качеств, как чувство защищённости, уверенности в поддержке, доверие к оценке, позитивный опыт бесконфликтных взаимодействий .

С прекрасными традициями русского народа воспитанники нашего детского сада знакомятся через «Семейные традиции» . Они напоминают нам о гостеприимстве и радушии, почитании родителей и послушании, благодарении и милосердии.

Народные праздники – календарные, фольклорные, обрядовые, как средство выражения национального характера, яркая форма отдыха взрослых и детей, объединенных совместными действиями, общим переживанием, играют особую роль в приобщении ребенка к народной культуре.

Праздник является как итогом работы по определённой теме. Здесь дети демонстрируют то, чему научились, что нового узнали. К празднику готовится театрализованная постановка, приглашаются родители, которые становятся не просто наблюдателями , а непосредственными участниками праздника.

Через традиции нашей семьи дети узнают о том, что добрый мир – это мир, в котором, прежде всего, мы сами проявляем доброе и заботливое отношение ко всему окружающему.

Мероприятие «Верность родной земле» направлено на первоначальное прочувствованное восприятие детьми и родителями ценностей внутреннего мира человека : Веры, Надежды, Любви, Мудрости.

Такие мероприятия раскрывают детям истоки героических подвигов воинов-богатырей, подводит к пониманию того, что защитники Отечества были, есть и будут во все времена. Такая форма работы с воспитанниками способствует формированию у них чувства национального достоинства.

Праведный труд дошкольников , организованный в ДОУ, направлен на приучение ребенка к доброму делу, укреплению его в добре. Ребёнок знакомится с ценностями деятельности человека : труда на земле.

В дошкольном учреждении воспитанники учатся добрым делам , нравственным ценностям. В течение года организуем и проводим акции : «Сохраним елку - ценность наших лесов» , «Покормите птиц зимой» , «Доброе сердце» ко дню аутичных людей, «Солдатский платок» . Такое участие пробуждают в детском сердце чувство любви, сострадания, благодарности, а значит, помогает ребенку стать добрым.

Вариативной частью образовательной «Истоки» . Воспитательная групп : младшая (3-4 года) ; средняя (4-5 лет) ; старшая (5-6 лет) ; подготовительная к школе (6-7 лет)

Вариативной частью образовательной программы является кружковая работа по духовно-нравственному воспитанию «Истоки» . Воспитательная программа разработана для четырех возрастных групп : младшая (3-4 года) ; средняя (4-5 лет) ; старшая (5-6 лет) ; подготовительная к школе (6-7 лет) и ведётся на протяжении нескольких лет.

Портфолио дошкольника духовно-нравственного воспитания используется как способ накопления и оценки индивидуальных достижений ребенка в период его обучения в ДОУ. Работа над созданием портфолио позволяет сблизить всех его участников : родителей, педагога, ребенка.

Стержневой основой является проектная деятельность с детьми и родителями в контексте «Истоковедения» . Цель проектов : приобщение дошкольников и их родителей к культурно–историческому наследию, традициям и ценностям русского народа.

Итоговым продуктом проектов является создание лэпбука - как заключительного этапа самостоятельной исследовательской работы, которую дети проделали в ходе изучения данной темы.

Поскольку в текстах произведений русского фольклора, играх, используемые авторов в совместной деятельности с детьми, очень часто упоминаются предметы народного быта, педагог принял решение собрать некоторые предметы домашнего обихода, вышивки, кухонную утварь. Тем самым у детей появилась возможность получать более полные представления о жизни русского народа, его традициях и семейном укладе. Так в детском саду был оформлен и оборудован мини-музей «Русская изба» . Родители являются активными участниками по созданию среды музея .

Только в тесном взаимодействии всех участников педагогического процесса возможно успешное формирование личности дошкольника с высокими нравственными, морально-психическими и этическими качествами, которая позволяет чувствовать себя полноценным гражданином своей страны, Отечества.

Ведущую роль в становлении личности ребенка-дошкольника играет семья . Педагогу было бы сложно организовать работу с воспитанниками без поддержки их семей. Именно в семье на основе наблюдаемых форм поведения взрослых ребенок приобретает первый социокультурный опыт. На начальном этапе родители не проявили должный интерес к изучаемой проблеме, так как многие из них недооценивают значимость истории и культуры русского народа в жизни своих детей. Работа с родителями осуществляется через :

Организацию ресурсного круга с семьями;

Мастер-класс МАСТЕРА И РУКОДЕЛЬНИЦЫ «Золотые руки» ;

совместные конкурсы : "Светлая надежда", «Ожидание» , «Рождественская елочка» , «Пасхальное чудо» .

Ребёнок индивидуальная личность, для понимания родителями своего ребенка, воспитателями организована творческая мастерская «Моё семейное древо» .

Такая форма работы позволяют нам укрепить внутрисемейные связи, создать условия для духовно -нравственного становления детей вне детского сада, наладить контакт с семьёй.

Знакомясь с народным искусством и наследием прошлого и настоящего, ребенок осваивает бесценный культурный опыт поколений. И здесь сотрудничество с социумом открывает огромные возможност :.

Экскурсии в библиотеку, ДК, школу с проведением бесед, показа кукольных спектаклей, викторин;

Центр детского творчества помогает постичь глубину понятия «мастер своего дела» , приобщиться к удивительному явлению радости труда.

Вывод : из наблюдений за детьми, бесед с ними и родителями можно с уверенностью сделать вывод о том, что наши воспитанники любят своих родных и близких, детский сад, свою малую Родину, русскую культуру, интересуются народными традициями. Большинство детей успешно осваивают социальные навыки и нормы поведения, применяют полученные знания в добрых делах и поступках. Это свидетельствует о том, что за период работы у детей значительно повысился уровень сформированности духовно-нравственного воспитания . Проведенная в данном направлении работа дала свои положительные результаты.

Перспектива дальнейшей работы по формированию духовно -нравственных качеств личности дошкольников в детском саду это :

Совершенствовать систему работы по духовно -нравственному развитию детей, через использование эффективных методов, средств и формы работы с детьми, родителями и общественностью;

Выстраивать систему подготовки педагогических кадров на основе активных форм обучения;

Обеспечить систему преемственности духовно -нравственного развития со школой.

Выступление хочется закончить словами :

«Вера, совесть, честь, бессовестность – все это смысловые установки личности, которые формируются в деятельности, в делах и поступках, а не достаются в наследство от родителей и не передаются посредством самых правильных слов. Поэтому локомотивом развития ребенка служит содействие ребенка со взрослыми и сверстниками».

(А. Г. Асмолов)

Основные идеи разработки программы Обеспечение системного подхода в воспитательном процессе

Достижение общей цели - воспитание самодостаточной творческой личности ребёнка, способной строить жизнь, достойную Человека через ценностное отношение к окружающему миру.

Цель программы Воспитание самодостаточной творческой личности ребёнка, способной строить жизнь, достойную Человека через ценностное отношение к окружающему миру.
Задачи программы 1 . Развивать субъективность личности каждого учащегося, навыки самостоятельного и творческого труда через организацию деятельности на уроках и во внеурочное время.

2. Содействовать самовыражению индивидуальности младшего школьника в интеллектуальном, духовно-нравственном, коммуникативном, эстетическом и физическом аспекте.

3. Содействовать формированию классного коллектива и созданию в нём нравственно и эмоционально благоприятной среды для развития в нём учащихся.

4. Способствовать самоопределению и самовыражению личности ребенка в школьном коллективе, социальной группе с учетом ее возможностей.

Условия достижения цели и задач программы. Вступление в партнёрские отношения участников воспитательного процесса: дети-учителя.

Проведения мероприятий по реализации цели и задач программы.

Участие социальных партнеров.

Поддержка администрации школы и родительской общественности.

Срок действия. 2008 - 2009 уч.год - 2011 - 2012 уч.год
Основные направления. Духовно - нравственное воспитание осуществляется через:

изучение и становление детского коллектива

обеспечение творческого присвоения ребенком расширенного и углубленного объема знаний и умений.

использование технологии поэтапного формирования нравственной культуры

процесс общения и сотрудничества учителя и детей: это общение должно стать естественным качеством взаимоотношений.

Исполнители основных мероприятий программы Классный руководитель, дети, родители, педагоги, социальные партнеры.
Механизм реализации Первый этап -1 класс "Мы капельки". Этап формирование коллектива (моделирование).

Второй этап -2 класс "Мы - чистый ручеёк" этап развития внутриколлективных связей

Третий этап - 3класс "Мы - река мудрости" (стабильное функционирование).

Четвёртый этап - 4 класс "В океане друзей" (социализация, завершающий).

Ожидаемые результаты 1 . Развитие духовно-нравственного потенциала подрастающего поколения. Повышения уровня самосознания, самодисциплины, способность сделать правильный нравственный выбор.

2. Улучшение социально-психологического климата в классном сообществе.

3 . Повышение уровня интеллектуальных, нравственных, физических качеств учащихся в процессе сотворчества, сотрудничества, навыков общения и толерантности.

4 . Формирование коммуникативных умений, основ правильного поведения, общения, культуры.

Введение.

Воспитать человека интеллектуально, не воспитав его нравственно, значит вырастить угрозу для общества.
(Л.С. Выготский)

Как часто в жизни мы сталкиваемся с тем, что в прошлом воодушевленный, гордый за свой "статус первоклассника" ребенок через некоторое время отказывается от школы, от новых друзей, от всего того, что так недавно интересовало и заботило его. Настоящее потеряло свою значимость и актуальность для ребенка.

За всей яркостью и новизной впечатлений кроется очень серьезная и сложная проблема - общение. Ведь поступление ребенка в школу является переломным моментом в его жизни: он вступает в новый тип отношений с окружающими людьми, у него начинают складываться новые разнообразные формы деятельности. Поэтому, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом будет зависеть успешность его дальнейшего обучения.

Среди трёх аспектов школьной зрелости: интеллектуального, эмоционального и социального, последний аспект имеет чрезвычайно важное знание для решения проблемы общения. Под социальным аспектом понимается потребность ребенка в общении со сверстниками и умение подчинять свое поведение законам детских групп на основе усвоенных правил и норм поведения, которые в свою очередь являются регуляторами нравственных поступков личности.

Роль учителя начальных классов в формировании культуры общения младших школьников, безусловно, велика: он закладывает фундамент общения, хорошего поведения ребёнка.

Стремление детей стать школьниками является хорошим стимулом для нравственного воспитания. С приходом детей в школу круг их общения и обязанностей расширяется. Главным для детей становится учеба. Кроме того, в школе они должны научиться строить нравственные отношения с товарищами по классу и с учителем.

Наш принцип - совершенствовать личность ребёнка, его внутренний мир, внимательно изучать желания и потребности, воспитывать в ребёнке милосердие, доброту, вежливость, благородство. Главное для нас не убить в ребёнке индивидуальности, стремления к познанию жизни, желания творить. Вот тогда школа станет для детей школой радости.

Обоснование актуальности проблемы.

Духовно-нравственное воспитание детей является одним из ключевых моментов, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, проблема нравственного воспитания становится все более актуальной.

Именно учитель, решая задачи воспитания, должен опереться на разумное и нравственное в человеке, помочь каждому воспитаннику определить ценностные основы собственной жизнедеятельности. Этому поможет нравственное воспитание, органически вплетенное в учебно-воспитательный процесс и составляющее его неотъемлемую часть.

Нравственное воспитание - процесс, направленный на формирование и развитие целостной личности ребенка, и предполагает становление его к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе. Задача нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества превратить во внутренние стимулы личности каждого ребенка, такие, как долг, честь, совесть, достоинство. В процессе нравственного воспитания мы формируем у младшего школьника чувство патриотизма, товарищества, активное отношение к действительности, глубокое уважение к людям труда.

Смысл нашей работы по нравственному становлению личности младшего школьника состоит в том, чтобы помогать ему продвигаться от элементарных навыков поведения к более высокому уровню, где требуется самостоятельность принятия решения и нравственный выбор.

Кроме педагогического воздействия на формирование нравственных качеств личности оказывают влияние многие факторы: социальная среда, различные виды деятельности, ведущие типы общения, полоролевые различия детей.

Накапливая собственный нравственный опыт, ребёнок может ошибиться, неправильно поступить. Мы должны помочь ему осознать и пережить ошибочность, безнравственность его поступка; разумеется, надо помочь ему не только исправить поведение, но и повлиять на направленность мотивов, вызвавших то или иное действие.

Концептуальные основы программы.

Понятие "нравственное воспитание" достаточно широко. Сердцевина воспитания - развитие нравственных чувств личности. Когда воспитаны эти чувства, то человек как бы произвольно правильно ориентируется в окружающей жизни.

Перед нами ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств личности школьника.

Младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью к усвоению нравственных правил и норм. Им свойственны доверчивость, исполнительность и впечатлительность. Это позволяет заложить нравственный фундамент развитию личности. Стержнем воспитания является формирование гуманистического отношения и взаимоотношения детей, опора на чувства, эмоциональную отзывчивость.

Поэтому наша задача состоит в том, чтобы научить детей общаться, взаимодействовать друг с другом, развивать необходимые умения и навыки общения. Общение - один из важнейших факторов общего психического развития ребенка. Овладение средством и способом общения и познания является одним из самых важных приобретений ребенка в школьном возрасте.

Способность общаться, или коммуникативные способности, психологи определяют как индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие эффективность ее общения и совместимость с другими людьми. Способность к общению включает в себя:

1) желание вступать в контакт с окружающими ("Я хочу");

2) знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими ("Я знаю");

3) умение организовать общение ("Я умею").

В моральном сознании младших школьников преобладают императивные (повелительные) элементы, обусловливаемые указаниями, советами и требованиями учителя. Оно фактически функционирует в форме этих требований, причем при оценке поведения дети исходят, из того, что не надо делать. Именно поэтому они замечают малейшие отклонения от установленных норм поведения и немедленно стремятся доложить о них учителю. С этим же связана и другая черта. Остро реагируя на недочеты в поведении своих товарищей, дети зачастую не замечают собственных недочетов и некритически относятся к себе. Самосознание и самоанализ у младших школьников находятся на низком уровне, и их развитие требует от учителя внимания и специальной педагогической работы.

Система нравственного просвещения строится концентрически, т.е. в каждом классе дети знакомятся с основными нравственными понятиями. Но от класса к классу увеличивается объём знаний, углубляется осознание нравственных понятий и представлений. В воспитательном процессе используются различные приемы и методы: чтение и анализ притч, басен, назидательных рассказов; этические беседы, разъяснения, внушения, диспуты, пример, обсуждение жизненных ситуаций.

В начальной школе ребенок должен поступать нравственно не только на людях, но и наедине с самим собой. Очень важно учить детей радоваться радостям других, учить их сопереживать. В этом возрасте ребенок способен оценивать свое поведение, опираясь на нравственные нормы, которые приняты им. Задача учителя - постепенно приучать детей к такому анализу своих поступков.

Наша система воспитательной деятельности основывается на следующих принципах гуманистической педагогики:

1. Личностный подход в воспитании :

  • признание личности развивающегося человека высшей социальной ценностью;
  • уважение уникальности и своеобразие каждого ребенка.

2. Природообразность воспитания :

  • обязательный учет половозрастных и индивидуальных особенностей детей.

3. Гуманизация межличностных отношений :

  • уважительное отношение между педагогом и детьми,
  • терпимость к мнению детей,
  • создание ситуации успеха.

4. Деятельностный подход к воспитанию :

  • организация жизнедеятельности класса как основы воспитательного процесса.

5. Дифференциация в воспитании :

  • отбор содержания, форм и методов воспитания в соответствии с индивидуально-психологическими особенностями детей.

6. Принцип открытости :

  • участие в процессе воспитания максимального количества учреждений и людей.

7. Средовой подход в воспитании :

  • педагогически целесообразная организация среды в классе, а также использование воспитательных возможностей внешней среды (социальной, природной, архитектурной).

8. Непрерывность процесса воспитания :

  • преемственность организации воспитательной работы, учитывающей общие и индивидуальные особенности развития ребенка.

9. Принцип самореализации, означающий:

  • осознание детьми целей и перспектив деятельности, реализуемой в классе;
  • добровольность включения школьников в ту или иную деятельность;
  • поощрение достигнутого результата;
  • признание личности человека растущего и развивающегося высшей социальной ценностью.

10. Принцип включенности в социально значимые отношения, который предусматривает:

  • обеспечение школьникам гарантий свободного выбора деятельности и права на информацию;
  • наличие возможности переключения с одного вида деятельности на другой в рамках учебного года;
  • предоставление возможности и права отстаивать свое мнение;
  • взаимоуважение всех участников рабочего коллектива.

11. Принцип взаимосвязи педагогического управления и детского самоуправления , который предполагает:

  • создание ситуаций, требующих принятия коллективного решения;
  • формирование чувства ответственности за принятое решение, за свои поступки и действия;
  • защиту каждого члена коллектива от негативных проявлений.

12. Принцип динамичности (постоянной смены деятельности).

В процессе педагогической работы используются следующие методы педагогического воздействия , разработанные Щукиной Г. И, среди которых выделяют такие группы :

Методы разностороннего воздействия на сознание, чувства и волю учащихся в интересах формирования у них нравственных взглядов и убеждений (методы формирования сознания личности);

Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения;

Методы стимулирования поведения и деятельности.

Направление работы с детьми.

  • "Моя школа - мои друзья" (досуг, общение, работа над детским самоуправлением).
  • "Матушка - Русь! Я тобой горжусь" (гражданско-патриотическое воспитание).
  • "Я здоровье берегу - сам себе я помогу" (здоровый образ жизни).
  • "Мама, папа, я - дружная семья" (работа с родителями).
  • "Хочу всё знать" (учебная деятельность, познавательное воспитание).
  • "Умел ошибиться, умей и поправиться" (профилактика правонарушений).
  • "Природа дарит людям чудеса" (экологическое воспитание).
  • "Время пришло делать добро" (нравственное воспитание).
  • "Все профессии нужны - все профессии важны" (профориентация).

Изучение состояния и эффективности воспитательного процесса в классе.

Предмет изучения Методы и приёмы изучения Сроки проведения
Состояние межличностных отношений, выявление лидеров в классном коллективе. Социометрическое тестирование

Анкета "Оценка контактности учащихся".

Педагогическое наблюдение.

1 этап
Условия развития личности. Беседы с родителями. Посещение семей учащихся.

Методика Овчаровой Р.В. "Оценка собственного поведения в конфликтной ситуации". Анкетирование. Педагогическое наблюдение.

На всех этапах
Интересы и увлечения учащихся. Методика Байбородовой Л.В. "Цветик - семицветик".

Анкетирование "Мои увлечения".

1,2 этап
Самочувствие в классе, с друзьями. Защищенность и комфортность ребенка в школьном сообществе. Анкета "Оценка школьной мотивации".

Педагогическое наблюдение.

1 этап
Самооценка личности ребенка. Методика "Лесенка".

Методика "Я и мои друзья". Педагогическое наблюдение.

3 этап
Сформированность классного коллектива. Методика "Какой у нас коллектив?" (А.Н.Лутошкин)

Социометрический тест.

Педагогическое наблюдение.

1, 2, 3, 4 этапы

1, 2, 3, 4 этапы

Сформированность нравственного потенциала личности Методика Б.П. Битинас, М.И. Шилова. "Пять вопросов".

Методика ТисленковойИ.А.Диагностика воспитанности для детей 1-2 класса. Методика И.А. Тисленковой Диагностика отношения к выделенным качествам (3-4 кл)

Методика С.М. Петровой "Пословицы"

Методика М.И.Шиловой "Изучение воспитанности учащихся". Педагогическое наблюдение.

1, 2 этап
Сформированность коммуникативного потенциала личности Методика М. И. Рожковой "Изучение социализированности личности учащегося". Педагогическое наблюдение. 3 этап
Проявление индивидуальности ("лица") ученика Методика "Десять моих "Я" 3, 4 этап



Цели и задачи: «Насущная цель «Русской школы» - воспитание нравственной, духовной личности, одухотворенной идеалами добра, активно не принимающей разрушительных идей и способной им противостоять. Сверхзадачей обучения и воспитания в «Русской школе» остается целостное гармоничное развитие личности обучающегося, то есть формирование человека высоконравственного, образованного, духовно богатого, физически развитого, способного к самообразованию и творчеству. Коренной задачей школы является воспитание у обучающихся определенных качеств личности (не только знаний, умений и навыков!), обладающей гражданским, национальным и духовным самосознанием; возрождение утраченных критериев нравственности, «безусловных условностей» поведения, утверждение вечных общечеловеческих представлений о совести, чести, понятиях добра и зла в конкретных, исторически сложившихся формах; приобщение школьников ко всем сферам духовного опыта и образования.» (Концепция «Русской школы». Принята на педагогическом совете школы. Протокол 2 от года)


Воспитательная система школы Воспитательная работа проводится согласно программе «Русская школа» Специфика учебно-воспитательной работы русской школы заключается в создании особого воспитательного пространства, в котором созданы условия для активного приобщения ребенка к национальным традициям и обычаям, национальной истории и духовной культуре. Учебно-воспитательный процесс направлен на формирование нового русского человека – высоконравственного, духовно-богатого, трудолюбивого, способного к самообразованию и творчеству, любящего свое Отечество гражданина. Воспитание в русской школе включает в себя три взаимосвязанных блока: Система воспитательного процесса Воспитание в процессе обучения Воспитание во внеурочной деятельности Воспитание во взаимодействии с социумом


Воспитание в процессе обучения Реализуется через: - этнорусский компонент основных учебных предметов, формирующий национальное самосознание, - предметы этнорусского школьного компонента, позволяющие изучить традиции народа, воспитать гражданственность, патриотизм, народность (краеведение, изобразительное искусство, технология, история, обществознание, география России), - наполнение этнорусским компонентом содержания традиционных программ учебных предметов, т.е. включение краеведческого материала, - систему преподавания русского языка и литературы, истории, предметов естественно-географического цикла с учетом краеведческого материала, - разработку новых образовательных программ (курсы по выбору для 9-классников «Народные промыслы Тверского края», «Наши соседи» о соседних с Россией государствах, «Что я знаю о себе» и другие; «Духовная жизнь русского общества в ХХ веке» для 10 класса)


Воспитание во внеурочной деятельности Реализуется через: -духовно-нравственное и гражданское воспитание, направленное на формирование у обучающихся ценностей, присущих русскому человеку, гражданину, патриоту, а также на возрождение исторической памяти и преемственности, -этнокультурный компонент воспитательной системы, способствующей приобщению школьников к традиционной культуре, - закрепление и развитие сложившихся в школе традиций патриотического и духовно-нравственного воспитания, изучения народной культуры, - развитие системы школьного и классного самоуправления, отношений в коллективе на принципах товарищества, заботы старших о младших.






«Я» Понимание своей сущности каждым учеником, самоопределение, социализация. 1.Работа школьного психолога: Консультации. Тестирование. Индивидуальные беседы с обучающимися, их родителями и педагогами. Школа для родителей (выступления на родительских собраниях). 2. Профориентационная работа: Встречи со специалистами Бюро занятости (9,11 классы) Экскурсии в учебные заведения, на предприятия города. Организация встреч с представителями различных профессий. 3. Реализация программы «Путь к успеху»






«Я и моя семья» (программа «Семья») Возрождение традиции русской семьи, основанной на любви, нравственности и взаимном уважении. Восприятие учениками себя как носителей мужского или женского начала в русле российской традиции, знание своих корней. Освоение ценностей семейной жизни, формирование желания строить свою семейную жизнь на основе этих ценностей. Формирование потребности в сохранении семейных отношений. Обучение традиционному общению в семье на основе взаимоуважения и взаимопонимания. Ключевые дела: День матери родительские собрания психологические лектории День защитника Отечества Международный женский день День семьи


«Я и школа» Готовность и желание учащихся жить и работать в школьном коллективе. Ключевые дела: День знаний День Учителя Посвящение в первоклассники предметные и межпредметные недели Осенины Вечер встречи выпускников Новогодние вечера Святки День влюбленных Последний звонок выпускные вечера



«Я и окружающие меня люди» Умение общаться с окружающими людьми на принципах доброжелательности, доброты, чуткости, терпимости, сострадания, сопереживания, заботы и милосердия. Оказание помощи нуждающимся в заботе. Ключевые дела: День пожилых людей Акция «Дари радость детям!» Работа добровольческого отряда «От чистого сердца!»


Добровольческий отряд «От чистого сердца» Создан в 2006 году на базе школы Цель: объединение усилий общественных организаций для оказания помощи социальнонезащищенным категориям: одиноким пожилым людям, инвалидам, детям из неполных и неблагополучных семей. Задачи: 1. Воспитание доброты, чуткости, сострадания и сопереживания, терпимости и доброжелательности. 2. Возрождение лучших отечественных традиций благотворительности. 3. Развитие детской инициативы по оказанию помощи нуждающимся в их заботе и внимании престарелым и одиноким людям, ветеранам войны, детям из неблагополучных семей. 4. Сосредоточение главного акцента на деятельности обучающихся в микрорайоне, по месту жительства.




«Я и Отечество» Получение и расширение знаний о России: ее истории, культуре, традициях, обычаях. Воспитание любви к родному городу как малой Родине. Формирование гражданско- патриотического сознания, развитие чувства сопричастности к судьбам Отечества и ответственности за будущее России. Ключевые дела: Участие в Антониевской ярмарке День герба и флага Тверской области День народного единства День Конституции РФ День Победы Циклы классных часов «Святыни России», «Светочи России» Экскурсии по культурно-историческим местам Работа военно-патриотического клуба «Память»


Военно-патриотический клуб «Память» Создан в 2001 году. Цель: реализация интересов обучающихся, побуждающая его социальную активность. Основные задачи: 1. Воспитание гражданина и патриота России. 2. Воспитание сострадания, любви и взаимовыручки. Направления в работе: 1. Поиск тех, кто учился и работал в школе, ветеранов войны. 2. Изучение истории родного края. 3. Здоровый образ жизни. 4. Развитие основных физических качеств. 5. Основы подготовки к военной службе.
















Детская общественная организация «Наследники» Создана в 2005 году. На данный момент состоит из 3 отрядов 4-5 классов. Каждый отряд избирает председателя, из которых формируется Совет организации, и актив отряда. Стратегическая идея заключается в реализации широкого веера интересов ребенка, пробуждающего его социальную активность. Основы программы «Наследники» базируются на ценностях преемственности культурно- исторического наследия, уважения к опыту духовных исканий предков, служения своему Отечеству. Основные задачи: 1.Воспитание гражданина и патриота России. 2.Воспитание активности в делах класса и школы. 3. Воспитание настойчивости в достижении поставленных целей.


Направления в работе организации «Наследники». Не забудем наших предков (Изучение своей родословной). Аллеи наследников (Экологическое направление). Письма памяти (Патриотическое направление). Здоровый образ жизни. Мои права (Гражданско-правовое направление). Истоки родного края (Краеведение). Клуб «Память» вместе с организацией «Наследники» отвечают за работу школьного музея, ведут поисково- исследовательскую деятельность.



«Я и мое здоровье» Осуществляется через реализацию программы «Здоровье» Ключевые дела: Многоборье «Дружба» Турнир городошников Игра «Перестрелы» День здоровья Малые олимпийские игры Игра «Орленок» Игра «Зарница» Туристический слет «Безопасное колесо» Летний оздоровительный лагерь «Дружба» Эколого-туристический лагерь «Следопыт»



«Труд – основа жизни» Отношение к труду как к высшей ценности жизни, развитие потребности в творческом труде. Развитие навыков самообслуживания. Формирование уважительного отношения к материальным ценностям. Ответственность за порученное дело. Ключевые дела: Операция «Урожай» Межпредметная неделя «Дары осени» Акции по благоустройству Работа летней производственной бригады


Наши достижения Призовые места в смотрах, конкурсах, соревнованиях: учебный год «Испытай себя» - 1 место «Зарница» - 1 место Эколого-туристический слет – 1 место Военно-спортивная игра «Орленок» - 1 место «Безопасное колесо» - 1 место Районный конкурс патриотической песни «Я люблю тебя, Россия!» - 2 место Районный конкурс творческих работ «Выбери жизнь» - 1 место за лучшую художественную работу, 1 место за театрализованную постановку, 3 место за прикладное творчество Районный конкурс театрализованных постановок «Весь мир театр…» - 1 место Районный КВН – 2 и 3 места Три педагога школы – Белякова Надежда Викторовна, Гулуева Татьяна Евгеньевна, Орлова Галина Анатольевна являются победителями районного конкурса классных руководителей учебный год «День молодого избирателя» - 1 место Операция «Урожай – 2007» - 2 место Модель выпускника «Русской школы» ВЫПУСКНИК РУССКОЙ ШКОЛЫ: Человек, в деятельности которого преобладают мотивы самосовершенствования. Человек, сохраняющий интерес к познанию мира на протяжении всей жизни, постоянно занимающийся самообразованием. Человек свободный, осознающий свои права и признающий права других людей с их убеждениями и вероисповеданием. Человек, знающий свою родословную, малую и большую родину, уважающий и чтящий обычаи, традиции предков, их веру. Человек, в основе поступков которого превалируют гуманистические идеи и ценности. Человек, ориентирующийся на здоровый образ жизни, испытывающий постоянную потребность в саморегуляции и физическом совершенствовании. Человек, живущий интересами планеты, участвующий в межнациональном общении.

Духовная жизнь - это залог полноты, цельности и жизнеспособности человека, правильности его жизненного пути. В настоящее время слова «духовность» и нравственность стали пониматься поверхностно. Сегодня перед педагогикой стоит задача переосмысления идейных основ и практических методов. Среди проблем организации социально-психологических и педагогических методов работы с подростками в духовно-нравственном воспитании в образовательных учреждениях, как уже было отмечено в разделе 1.1. и подтвердили результаты исследований, представленные в разделе 2.2., можно выделить следующие:

  • - крайне слабое сопровождение воспитательного процесса в семье,
  • - невысокий уровень духовно-нравственной воспитанности подростков,
  • - слабое воспитание патриотизма
  • - слабо развитая мотивация к учебной деятельности и культурному развитию,
  • - низкий уровень трудолюбия,
  • - сниженное чувство собственного долга и ответственности.

В связи с этим была разработана психолого-педагогическая модель духовно-нравственного воспитания подростков в образовательном учреждении.

Психолого-педагогическая модель духовно-нравственного воспитания подростков в образовательном учреждении

1. Этапы реализации модели

Формирование и действие модели осуществляется в три этапа.

1 этап - подготовительный

Первый этап подразумевает анализ, обобщение и систематизацию данных по духовно - нравственному воспитанию подростков, а также поиск новых методов и способов воспитания.

2 этап - практический

Использование социально-психологических и психолого-педагогических методов в учебно-воспитательном процессе, направленных на духовно-нравственное развитие подростков.

3 этап - обобщающий

Обработка и подведение итогов по полученным результатам, с проверкой выполнения поставленных целей и задач программы. (Приложение 2)

2. Цель модели духовно-нравственного воспитания

Создание условий для развития духовно-нравственного воспитания подростков, обучающихся в __________________________.

  • 5. Задачи, направленные на реализацию модели
  • 1. Провести анализ социальной, психолого-педагогической литературы с целью обобщения разных подходов к проблеме духовно-нравственного развития подростка.
  • 2. Изучить уровень и особенности духовно-нравственного воспитания подростков в ____________________ на начальном этапе внедрения программы.
  • 3. Разработать и апробировать личностно-ориентированную модель преподавания, способствующую нравственному развитию подростка.
  • 4. Создать условия способствующие развитию психологически здоровой, духовно развитой, полноценной личности подростка.
  • 5. Провести сравнительный анализ между начальным этапом внедрения программы и завершающим, для подведения итогов, по эффективности полученных результатов.
  • 6. Задачи, направленные на духовно-нравственное воспитание подростков:
  • 1. Сформировать осознание принадлежности к общественной жизни, создать психологически положительный микроклимат в коллективе, с воспитанием сознательного отношения подростков к учебе и будущему выбору профессии.
  • 2. Воспитать дух гражданского патриотизма, любовь и уважение к родному краю.
  • 3. Сформировать нравственное самосознание, подготовить обучающихся к самовоспитанию.
  • 7. Принципы реализации модели.
  • · Целостность учебного процесса.
  • · Доступность - возможность получения помощи для всех нуждающихся в ней.
  • · Интеграция - аккумуляция полученной информации в замкнутую систему, обеспечивающую полное сохранение анонимности участников программы.
  • · Комплексность - сотрудничество различных специалистов для решения индивидуальных проблем личности.
  • · Личностно-ориентированный подход - подход с учетом индивидуальности личности каждого подростка в отдельности.
  • 8. Ожидаемые результаты:
  • 1. Социально-адаптированные личности, владеющие навыками культуры поведения и общения.
  • 2. Личности, обладающие нормами духовной культуры, нравственности, понимания патриотизма, гуманности, совести и чести, умения принимать и уважать права других людей.
  • 3. Личности, обладающие способностями к самосовершенствованию.
  • 7. Основные направления работы:
    • § Общечеловеческие ценности - формирование основ духовно-нравственного воспитания, гражданского долга и ответственности.
    • § «Отечество… как много в этом звуке» - воспитание патриотизма
    • § Знания и современный мир - воспитание стремления к познанию
    • § Можно ли трудиться с увлечением? - воспитание трудолюбия.
  • 8. Мониторинг

Для наиболее эффективного проведения воспитательной работы в рамках

духовно-нравственного воспитания, применены следующие направления

мониторинга:

  • 1. Изучение личностных особенностей обучающихся:
    • - общие сведения;
    • - уровень воспитанности.
  • 2. Изучение межличностных отношений методом наблюдения:
    • - особенности поведения;
    • - способы взаимодействия между подростками;
    • - социально - психологический климат.
  • 3. Формы диагностики:
    • - тестирование;
    • - опрос;
    • - беседа;
    • - наблюдение.
  • 9. Рекомендуемые дополнительные формы работы с родителями

Взаимодействие родителей и педагогов является одним из важнейших аспектов в работе над формированием духовной нравственности подростка. Только с осуществления взаимной работы, поддержки и уважения друг друга можно достичь целостности в осуществлении воспитания ребенка.

Формы работы с родителями: лектории; распространение информационно - просветительских материалов; наблюдение; родительские собрания (тематические, организационные, консультативные и др.); беседы; тестирование или анкетирование.

Психолого-педагогическая работа по направлениям модели была проведена в рамках «Часов нравственности». В таблице 3 отражен тематический план занятий по запланированным направлениям.

Таблица 3 Тематический план занятий «Часы нравственности»



error: