Как организовать и провести занятие по конструированию в средней группе детского сада. Людмила Куцакова - Занятия по конструированию из строительного материала в средней группе детского сада. Конспекты занятий Конструирование маски животного из бумажных т

Базиян Рена Ашотовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 12
Населённый пункт: г.Ярцева Смоленской области
Наименование материала: Программа дополнительной образовательной деятельности
Тема: "Лего-конструирование" для детей 4-5 лет
Дата публикации: 16.05.2018
Раздел: дошкольное образование

Программа

дополнительной образовательной деятельности

«Лего-конструирование»

для детей 4-5 лет

Составила:

Базиян Р. А.

1. Пояснительная записка………………………………………………….….3

2. Актуальность …………………………….……………………………….3-4

3. Цели и задачи ……………………………………………………………….5

4. Работа с родителями………………………………………………………...5

5. Принципы программы……………………………………………………...6

6. Условия реализации программы…………………………………………...6

7. Модель системы работы……………………………………………………7

8. Ожидаемые результаты освоения программы…………………………….7

9. Формы организации обучения……………………………………………8-9

10. Интеграция образовательных областей…………………………………9-10

11. Перспективный план…………………………………………………….11-17

12. Формы проверки результатов освоения программы……………………18

13. Диагностика…………………………………………………………….18-19

14 .Литература…………………………………………………………………20

1. Пояснительная записка

Рабочая программа по конструированию для детей 4 – 5лет «Лего-

конструирование» разработана в соответствии со следующими

нормативными документами:

1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской

Федерации»;

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного

образования (утвержден приказом Министерства образования и науки

Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и

организации режима работы дошкольных образовательных организаций»

(утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача

Нормативными

регионального,

муниципального

локальными актами МБДОУ детского сада № 12.

Задачи и базовое содержание (федеральный компонент) составлены на основе

примерной общеобразовательной программы «От рождения до школы», под

редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, реализуемой в

ДОУ. Основой рабочей программы является программа Комаровой

Л.Г.«Строим из лего», программа Мельниковой О.В. «Лего-

конструирование».

Настоящие программы описывают курс подготовки по конструктивной

деятельности детей 4-5лет. Они разработаны на основе обязательного

приведенной в конце данного раздела.

Актуальность

Мы живем в период изменений требований к системе образования. Введение

ФГОС связано с тем, что настала необходимость стандартизации содержания

дошкольного образования, для того чтобы, обеспечить каждому ребенку

равные стартовые возможности для успешного обучения в школе. Развитие

ребенка – дошкольника осуществляется в игре, а не в учебной деятельности.

Ведущими видами детской деятельности являются: игровая,

коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская,

продуктивная и др. Необходимо отметить, что каждому виду детской

деятельности соответствуют определенные формы работы с детьми.

ЛЕГО - педагогика – одна из известных и распространенных сегодня

педагогических систем, использующая трехмерные модели реального мира и

предметно-игровую среду обучения и развития ребенка. Универсальный

конструктор побуждает к умственной активности и развивает моторику рук.

ЛЕГО - технология актуальна в условиях внедрения федеральных

государственных образовательных стандартов дошкольного образования

Позволяет осуществлять интеграцию образовательных областей.

(«Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие»,

«Художественно-эстетическое развитие».)

Дает возможность педагогу объединять игру с исследовательской и

экспериментальной деятельностью.

Позволяют педагогу сочетать образование, воспитание и развитие

дошкольников в режиме игры (учиться и обучаться в игре);

Способствует формированию познавательных действий, становлению

сознания; развитию воображения и творческой активности; умению работать

в коллективе.

В силу своей педагогической универсальности ЛЕГО - технология служит

важнейшим средством развивающего обучения в образовательных

учреждениях.

Выбор темы экспериментальной деятельности обусловлен социальным

заказом семьи. По результатам анкетирования на 1 место родители поставили

успешность ребенка, которую определяют способность самостоятельно

мыслить, сотрудничать с партнером, и самое главное – чувство уверенности в

В этой связи усилия педагога должны быть направлены на создание в

образовательном процессе детского сада педагогических условий,

способствующих формированию потенциальных возможностей ребенка в

соответствии с их возрастными, индивидуальными особенностями и

склонностями, обеспечивающих создание ситуации успеха.

Цели и задачи .

Цель программы: развитие интеллектуально-творческого потенциала

личности ребенка через совершенствование его конструктивных

способностей.

Задачи:

1. развитие познавательных потребностей и творческих способностей;

2. развитие пространственных представлений, логики, мышления;

3. Создать единое социально – образовательное пространство, включающее

ДОУ и семью, направленного на поддержку и развитие познавательной

инициативности, социальной и творческой активности детей дошкольного

возраста.

Работа с родителями .

Главными задачами во взаимодействии с родителями считаю:

Установить партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника и

объединить усилия для развития и воспитания детей

Создать атмосферу общности интересов.

Активизировать и обогащать воспитательские умения родителей ;

Изготовление совместно с детьми поделок на выставки совместного

творчества.

*Анкетирование, проведение опросов «Отношение к конструктивной

деятельности дошкольников».

*Творческие задания детям и родителям.

Таким образом, использование современных методик, совмещение различных

видов деятельности, позволят достигнуть определённых результатов:

Принципы программы:

1. Непрерывности и преемственности содержания, в котором материал

располагается в последовательности с учетом возрастающей детской

компетентности.

2. Интеграции программных областей знаний, которая позволит охватить не

только конкретное содержание, но и целостную картину мира.

3. Развивающего характера обучения, основанного на детской активности в

экспериментировании, решении проблемных ситуаций, усвоении

обобщенных способах действия.

4. Предоставления самостоятельности и самоопределения в соответствии с

индивидуальными способностями и интересами.

5. Рационального сочетания разных видов деятельности (интеллектуальные,

двигательные, эмоциональные нагрузки) .

6. Обеспечение психологического комфорта, повышенного внимания к

здоровью детей.

7. Отношение к ребенку как к личности, ориентация на его интересы,

эмоциональную и мотивационную сферу.

8. Сотрудничества между детьми, педагогами и родителями.

Условия реализации программы.

Программа «Лего-конструирование» рассчитана на один год обучения.

Возраст детей – средний дошкольный возраст (4-5лет)

Количество воспитанников – 10 детей.

Обучение направлено на обучение самостоятельному созданию проектов из

конструктора Лего.

Режим проведения занятий.

1 раз в неделю, 4 раз в месяц, 36 в год

График работы кружка:

Среда – 15.15-15.35

Длительность занятий -20 минут.

Участниками образовательного процесса являются дети, родители (их

законные представители), педагоги. В соответствии с этим разработана

модель системы работы.

Модель системы работы:

Ожидаемый результат реализации программы

1.Формирование конструктивных умений и навыков у детей.

2. Развитие умения работать в команде, группе, парах и самостоятельно.

3. Снятие эмоционального напряжения, успешная социализация, развитие

воли и целеустремленности.

4. Развитие умения творчески подходить к решению задачи..

5. Развитие умения классифицировать материал для создания модели.

6. Развитие умения работать по предложенным инструкциям.

7. Развитие умения доводить решение до работающей модели.

8. Развитие умений излагать мысли в четкой логической последовательности,

отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно

находить ответ на вопросы путем логических рассуждений.

Конструирование

Самостоятельная

деятельность

Совместная

деятельность

Пополнение

предметно-

развивающей

среды

Непосредственно-

образовательная

деятельность

Образовательная

деятельность в ходе

режимных процессов

Формы организации обучения

С целью развития детского конструирования как деятельности, в процессе

которой развивается ребёнок, использую различные формы организации

обучения

Формы

Конструирование по

Д етям предлагают образцы построек,

выполненных из деталей конструктора, и

показывают способы их воспроизведения.

Конструирование по образцу, в основе,

которой лежит подражательная деятельность,

Важный обучающий этап, где можно решать

задачи, обеспечивающие переход детей к

самостоятельной поисковой деятельности

творческого характера.

Конструирование по

Конструирование по

условиям

Детям в качестве образца, предъявляют

модель, скрывающую от ребёнка очертание

отдельных её элементов. Эту модель, дети

должны воспроизвести из имеющихся у них

деталей конструктора. Таким образом, им

предлагают определенную задачу, но не дают

способа её решения. Конструирование по

модели – эффективное средство активации

мышления дошкольников.

Не давая детям образца постройки, рисунков

и способов её возведения, определяют лишь

условия, которым постройка должна

соответствовать и которые, как правило,

подчёркивают практическое её назначение. В

процессе такого конструирования у детей

формируется умение анализировать условия и

на основе анализа строить практическую

деятельность достаточно сложной структуры.

Данная форма организации обучения

способствует развитию творческого

конструирования.

Конструирование по

простейшим чертежам

Моделирующий характер самой

деятельности, в которой детали

строительного материала воссоздаются

внешние и отдельные функциональные

особенности объектов, создаёт возможности

для развития внутренних форм наглядного

моделирования. В результате у детей

формируются мышление и познавательные

способности.

Конструирование

по замыслу

Дети сами решают, что и как будут

конструировать. Данная форма – не средство

обучения детей созданию замыслов, она лишь

позволяет самостоятельно и творчески

использовать знания и умения, полученные

Конструирование по

Детям предлагают общую тематику

конструкций, и они сами создают замыслы

конкретных построек, выбирают материал и

способы их выполнения. Основная цель

конструирования по заданной теме –

закрепление знаний и умений.

Интеграция образовательных областей через ЛЕГО-конструирование

Для воспитателей детского сада конструктор ЛЕГО является великолепным

средством, помогающим обеспечить интеграцию различных видов

деятельности и образовательных областей.

Образовательная область

Область применения ЛЕГО-

конструирования, в соответствии с

целевыми ориентирами ФГОС ДО.

Социально-коммуникативное

развитие

Создание совместных построек,

объединенных одной идеей, одним

проектом.

развитие общения и взаимодействия

ребенка со взрослыми и

сверстниками;

формирование готовности к

совместной деятельности со

сверстниками;

формирование позитивных установок

к различным видам труда и

творчества.

Познавательное развитие

Техническое конструирование –

воплощение замысла из деталей

ЛЕГО-конструктора.

формирование первичных

представлений о себе, других людях,

объектах окружающего мира, о

свойствах и отношениях объектов

окружающего мира (форме, цвете,

размере, материале, звучании, ритме,

темпе, количестве, числе, части и

целом, пространстве и времени,

движении и покое, причинах и

следствиях и др

Речевое развитие

Работа с педагогом над развитием

фонетического слуха, звуковой и

интонационной культуры речи

словообразованием, формированием

звуковой аналитико-синтетической

активности как предпосылки

обучения грамоте.

Художественно-эстетическое

развитие

Творческое конструирование –

создание замысла из деталей

ЛЕГО-конструктора.

реализация самостоятельной

творческой деятельности детей -

конструктивно-модельной.

Физическое развитие

Координация движения, крупной и

мелкой моторики обеих рук.

Перспективный план работы по ЛЕГО–конструированию

образовательн

ой ситуации

Сентябрь

«Детский

сад детям

Конструирова

Активизировать конструктивное

воображение детей;

Стимулировать создание детьми

собственных вариантов построек,

освоенных на занятиях, внесение в

знакомые постройки элементов

Закреплять знание конструктивных

свойств материала и навыки

правильного соединения деталей.

без красок

перекраси

«Осенний

Закреплять умение строить лесные

Учить отличать деревья друг от

Закреплять названия деталей и

принесла»

Конструирова

ние фруктов

продолжать знакомить детей с

конструктивными возможностями

различных деталей, используемых

для придания формы разных

предметов (овальная деталь,

полукруг и т.д.);

Формировать чувства симметрии и

умения правильно чередовать цвет в

своих постройках;

Развивать умения анализировать

образец – выделять в нем

функционально значимые части

(края, основание), называть и

показывать детали конструктора, из

которых эти части построены.

лесные деревья;

«У каждой

Построим

Ознакомить детей с назначением

профессии

фургон для

доставки

магазины

грузовых машин – фургонов;

Определить конструктивные

особенности машин – фургонов;

Обучить выделению внутреннего

пространства;

Развивать умения следовать

инструкциям педагога, размещать

постройку на плате;

Развивать конструктивное

воображение.

«Бабушка

рядышком

дедушкой»

Цветущие

растения

Повторить названия комнатных

цветущих растений,

Вспомнить основные правила

ухода за комнатными растениями;

Повторить строение цветка;

Учить подбирать детали по цвету

соответствующие данному цветку

«Животны

е забавные

они такие

славные»

Кормушка для

Закреплять навыки строить по

Учить строить кормушку из лего-

конструктора;

Распределять детали лего-

конструктора правильно.

«Если хочешь

здоров…»

«Жил на свете

один человечек»

Развить навыки анализа

образца и моделирования в

соответствии с образцом

фигурки человечка.

«Посмотри,

как хорош,

котором ты

«Моя улица»

Дать детям основные понятия

городского пейзажа, вспомнить

особенности городских

построек;

Развивать умение передавать

форму объекта средствами

конструктора;

Закрепить навык скрепления

«Если вместе

«Прогулка по

грибной поляне»

Выделять основные части

постройки, определять их

назначение;

Закреплять умения скреплять

детали разными способами (со

смещением, на плато, скрепляя

2 детали одной);

Закреплять умения

анализировать готовую

постройку;

Развивать активное внимание

тонкой моторики рук;

Учить составлять и

отгадывать загадки.

«Я всегда

внимательным

обязательно»

Контруирование

по замыслу

Повторить правила дорожного

движения;

Закрепить умение строить

разные виды городского

транспорта;

Учить заранее обдумывать

постройки, давать ей описание;

Развивать творческую

инициативу и

самостоятельность

«Детство это

радость»

Подъемный мост

Закреплять умение детей

конструировать по заданной

тематике с использованием

опорных схем. Активизировать

внимание, мышление.

Воспитывать интерес к

сооружению построек, навыки

коллективной работы

« Есть разные

планете»

Дом для собаки

со щенками

Учить строить по

предложенным инструкциям,

учитывая способы крепления

деталей; передавать

особенности предметов

средствами конструктора

LEGO; - закрепить

представление о строительных

деталях, их свойствах;

определять назначение частей

предметов, их

пространственное

расположение; выбирать

правильную

последовательность действий;

« Вот какая

она, наша

Конструирование

по замыслу

Учить заранее обдумывать

постройки, называть ее тему,

давать общее описание;

Развивать творческую

инициативу и

самостоятельность;

Закреплять полученные

« Хорошо что

каждый год к

нам приходит

Новый Год!»

Новогодние

Развивать фантазию и

воображение детей;

Закреплять навык скрепления

Учит строить более сложную

постройку.

поём, вот

как весело

Детский сад

Продолжать знакомить с

новыми деталями

конструкторов;

Учить самостоятельному

конструированию модели дома;

Закрепить знания о строении

Знакомить с новыми

возможностями крепления

кирпичиков ЛЕГО;

Конструирование

по замыслу

Закрепить навык обдумывать

постройки, называть ее тему,

давать общее описание;

Развивать творческую

инициативу и

самостоятельность;

Закреплять полученные

живёшь ты

домашний и

Животные на

Закреплять знания о домашних

животных;

Учить анализировать образец,

выделять основные части

животных;

Развивать конструктивное

воображение детей.

«Маленькие

волшебники

Учить заранее обдумывать

постройки. Развивать

творческую инициативу,

самостоятельность.

Развивать речь: загадки о

космосе, чтение стихов.

Строительство летательных

аппаратов

словечко,

словечко»

Занятие – конкурс

конструированию

Развивать ориентировку в

пространстве, развивать

внимание, мелкую моторику,

творческое мышление.

Воспитывать

самостоятельность, интерес к

конструированию из ЛЕГО.

«Сильные и

защитники

Отечества-

Военная техника

(самолет)

Дать детям знания об армии,

сформировать у них первые

представления о родах войск,

познакомить с военной

техникой

Закреплять умение строить

самолет по схеме, используя

имеющиеся навыки

конструирования.

праздником

Полевые цветы

Продолжать учить создавать

конструкцию на плоскости;

сестренки,

подружки и

девчонки!»

Учить анализировать объект:

повторить строение цветка;

Учить с помощью цвета

создавать модель похожую на

оригинал

« В стране

народных

умельцев»

Учить находить необходимые

детали. Учить моделировать

бабочку по образцу,

предложенному педагогом.

Поощрять самостоятельность

«Театра мир

откроет нам

Избушка на

курьих ножках

Развивать навыки

анализировать образец,

выделять его основные

конструктивные части.

Закреплять умение строить

ступенчатую крышу.

« По дороге

с книгой»

сказочные герои

Развивать фантазию и

воображение. Учить умению

планировать работу на основе

анализа особенностей образов

сказочных героев; передавать

характерные черты.

чудо света»

Букет маков

Развивать фантазию и

творческое конструирование.

Учить конструировать букет

маков, передавая средствами

конструктора характерные

особенности цветов.

чудесной!»

Перелетные

Повторить строение птицы;

Продолжать учить создавать

конструкцию по замыслу;

Учить передавать особенности

определённой птицы путём

подбора цвета и деталей

Дом для наших

учить строить дом по схеме,

анализировать образец

постройки, различать и

называть строительные детали.

Способствовать проявлению

творчества, самостоятельности.

«Детский

сад второй

Живые цветы

Познакомить детей с

разнообразием бабочек и их

строением;

Учить строить симметричные

изображения на плоскости;

Продолжать учить строить по

замыслу, опираясь на

имеющийся опыт

приглашаем

Выставка работ

для родителей и

педагогов в

центре ЛЕГО.

развивать внимание,

способность сосредоточиться,

память, мышление

учить воображать,

фантазировать, творчески

овладение умением мысленно

разделить предмет на

составные части и собрать из

частей целое;

учатся общаться друг с

другом, устраивать

совместные игры, уважать

свой и чужой труд;

Формы проверки результатов освоения программы:

Участие в конкурсах, выставках детского творчества;

Открытые занятия.

Использование Лего – конструктора в процессе диагностики

образовательных результатов

Еще одно важное направление применения Лего- конструктора

использование его в диагностике. Такой метод, как наблюдение

самостоятельной и коллективной игрой, индивидуальными играми дает

много важной информации педагогу о проблемах, которые возникают во

время игры.

Свободная конструктивно-игровая деятельность детей с Лего- конструктором

позволяет не только быстрее установить контакт между педагогом, детьми и

родителями, но и полнее раскрыть некоторые особенности ребёнка, с точки

зрения сформированность эмоционально-волевой и двигательной сфер,

выявить речевые возможности ребёнка, установить уровень его

коммуникативности.

В процессе конструктивно-игровой деятельности педагог, опираясь на

непроизвольное внимание детей, активизирует их познавательную

деятельность, совершенствует сенсорно-тактильную и двигательную сферы,

формирует и корригирует поведение, развивает коммуникативную функцию и

интерес к обучению.

Уровень развития умений и навыков.

Навык подбора необходимых деталей (по форме и цвету)

Высокий (++): Может самостоятельно, быстро и без ошибок выбрать

необходимые детали.

Достаточный (+): Может самостоятельно, но медленно, без ошибок выбрать

необходимую деталь.

Средний (-): Может самостоятельно выбрать необходимую деталь, но очень

медленно, присутствуют неточности.

Низкий (--): Не может без помощи педагога выбрать необходимую деталь

Нулевой (0): Полное отсутствие навыка

Умение проектировать по образцу

Высокий (++): Может самостоятельно, быстро и без ошибок проектировать

по образцу.

проектировать по образцу.

Средний (-): Может проектировать по образцу в медленном темпе исправляя

ошибки под руководством педагога.

Низкий (--): Не видит ошибок при проектировании по образцу, может

проектировать по образцу только под контролем педагога.

Умение конструировать по пошаговой схеме

Высокий (++): Может самостоятельно, быстро и без ошибок конструировать

по пошаговой схеме.

Достаточный (+): Может самостоятельно исправляя ошибки в среднем темпе

конструировать по пошаговой схеме.

Средний (-): Может конструировать по пошаговой схеме в медленном темпе

исправляя ошибки под руководством педагога.

Низкий (--): Не может понять последовательность действий при

проектировании по пошаговой схеме, может конструировать по схеме только

под контролем педагога.

Нулевой (0): Полное отсутствие умения

Литература:

1. Образовательная программа дошкольного образования МБДОУ № 37

2. М.С. Ишмаковой «Конструирование в дошкольном образовании в условиях

введения ФГОС»)

3. Комарова Л. Г. Строим из LEGO (моделирование логических отношений и

объектов реального мира средствами конструктора LEGO). - М.: ЛИНКА-

ПРЕСС, 2011.

4. Лиштван З.В. Конструирование. - М.: Владос, 2011. – 217 с.

5. Парамонова Л. А. Конструирование как средство развития творческих

способностей детей старшего дошкольного возраста: учебно-методическое

пособие. - М.: Академия, 2010. - 80 с.

6. Парамонова Л. А. Теория и методика творческого конструирования в

детском саду. – М.: Академия, 2014. – 97 с.

7. Фешина Е. В. «Лего-конструирование в детском саду». Издательство

Сфера,2012 год.

8. Бедфорд «Большая книга Лего». Издательство Манн, Иванов и

Предлагаемое методическое пособие поможет педагогам и родителям в организации занятий конструированием из строительного материала и конструкторов c детьми 4–5 лет. В книгу включен разнообразный познавательный и развивающий материал (по развитию пространственной ориентации, по обучению построению схем, планов, чертежей; формированию элементарных географических, астрономических и прочих представлений), а также занимательные игры и упражнения, направленные на развитие и коррекцию умений детей.

Книга адресована педагогам дошкольных образовательных учреждений, родителям, гувернерам.

Л.В. Куцакова
Занятия по конструированию из строительного материала в средней группе детского сада. Конспекты занятий

Библиотека "Программы воспитания и обучения в детском саду" Под общей редакцией:

доктора педагогических наук Т. С. Комаровой, кандидата педагогических наук В. В. Гербовой.

Людмила Викторовна Куцакова – педагог-методист, старший преподаватель института, отличник просвещения, лауреат международного конкурса "Школа 2000", автор более 20 методических пособий, посвященных проблемам художественно-эстетического, интеллектуального и нравственного воспитания детей.

Введение

Конструирование из строительного материала и конструкторов полностью отвечает интересам детей, их способностям и возможностям, поскольку является исключительно детской деятельностью.

Благодаря этой деятельности особенно быстро совершенствуются навыки и умения, умственное и эстетическое развитие ребенка. У детей с хорошо развитыми навыками в конструировании быстрее развивается речь, так как тонкая моторика рук связана с центрами речи. Ловкие, точные движения рук дают ребенку возможность быстрее и лучше овладеть техникой письма.

Ребенок – прирожденный конструктор, изобретатель и исследователь. Эти заложенные природой задатки особенно быстро реализуются и совершенствуются в конструировании, ведь ребенок имеет неограниченную возможность придумывать и создавать свои постройки, конструкции, проявляя любознательность, сообразительность, смекалку и творчество.

Ребенок на опыте познает конструктивные свойства деталей, возможности их скрепления, комбинирования, оформления. При этом он как дизайнер творит, познавая законы гармонии и красоты. Детей, увлекающихся конструированием, отличают богатые фантазия и воображение, активное стремление к созидательной деятельности, желание экспериментировать, изобретать; у них развиты пространственное, логическое, математическое, ассоциативное мышление, память, а именно это является основой интеллектуального развития и показателем готовности ребенка к школе.

В настоящее время специалисты в области педагогики и психологии уделяют особое внимание детскому конструированию. Не случайно в современных программах по дошкольному воспитанию эта деятельность рассматривается как одна из ведущих.

Предлагаемое методическое пособие поможет педагогам и родителям в организации занятий по конструированию с дошкольниками 4–5 лет. В пособие также включен разнообразный познавательный и развивающий материал по развитию пространственной ориентации; по обучению построению схем, планов, чертежей; по формированию элементарных географических, астрономических представлений, а также занимательные игры и упражнения, направленные на развитие и коррекцию умений детей.

При разработке данного материала использовались исследования Н. Н. Поддъякова, Л. И. Парамоновой, А. Л. Венгера, А. Н. Давидчук, О. М. Дьяченко, В. В. Холмовской и др.

Материал апробирован в ДОУ № 32, 1415, 1039, 1268 и других дошкольных образовательных учреждениях г. Москвы и является технологией к программе "Конструирование и ручной труд", рекомендованной Министерством общего и профессионального образования РФ (1998 г.)

Предлагаемая система занятий рассчитана на один учебный год. Занятия разбиты по темам. Каждая тема может быть реализована в течение месяца на специально организованных занятиях и в свободное от занятий время. Задания можно варьировать, включать в задачи из игровых заданий; сокращать, перенося в свободную деятельность; проводить по частям в течение дня или нескольких дней или использовать для занятия все время, отведенное для всех занятий в определенный день недели, перенося, например, ручной труд, рисование, аппликацию на другой день.

Задания построены с учетом постоянной смены деятельности, насыщены игровыми приемами и прочими занимательными моментами, поэтому исключают переутомление детей. Игровые задания ориентированы на подгрупповую форму организации. Одно занятие в месяц проводится фронтально.

Пособие адресовано воспитателям дошкольных образовательных учреждений, педагогам дополнительного образования, гувернерам и родителям.

Конспекты занятий

Тема 1. Загородки и заборы

Цель. Упражнять детей в замыкании пространства способом обстраивания плоскостных фигур; в различении и назывании четырех основных цветов (красный, синий, желтый, зеленый) и геометрических фигур (квадрат, треугольник, круг, прямоугольник); закреплять представления об основных строительных деталях и деталях конструктора (куб, кирпич, брусок); учить понимать взрослого, думать, находить собственные решения.

Материал. Кубик (красный кубик из строительного набора, на одну грань которого наклеены глазки и рот), коробка со строительным материалом, конверт, бумажные плоскостные модели разной формы, карандаши, фломастеры.

Ход работы

Заинтересуйте детей сказочным сюжетом, эмоционально их настройте, постарайтесь вызвать ожидание необычного, волшебного, загадочного. Познакомьте их с Кубиком. Пообщайтесь с ними от лица Кубика, пригласите ребят к нему в гости в волшебную страну Формандию, куда можно попасть, лишь выполнив задания. Загадайте загадку:

Есть коробка у меня,

В ней живут мои друзья.

Они очень разные,

Анна Лоева
Конспект занятия по конструированию для детей 4–5 лет «Мебель»

Конспект образовательной деятельности

по образовательной области

«Художественно - эстетическое развитие» (Конструирование)

На тему: «Мебель».

Для детей 4-5 лет

Воспитатель: Лоева Анна Александровна

Цель: формирование у детей стремление конструировать по замыслы.

Обучающие:

Учить детей использовать свойства строительного материала (пропорций, размеров, формы) для создания конструкций.

Развивающие:

Развивать логическое мышление, память, внимание, конструированные навыки.

Развивать интерес к творчеству.

Воспитательные:

Воспитывать ответственное отношение к результату выполненной работы.

Оборудование: набор строительного материала, иллюстрации с изображением различной мебели, мебель из набора «Лего», набор «Лего».

Ход образовательной деятельности:

1. Введение в игровую ситуацию

Воспитатель: Ребята, подойдите ко мне. Скажите, вы любите сказки?

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в сказку. А в какую вы узнаете, если отгадаете загадку:

Возле леса на опушке,

Трое их живет в избушке.

Там три стула и три кружки,

Три кровати, три подушки.

Отгадайте без подсказки,

Кто герои этой сказки?

Дети: три медведя.

Дети: Л. Толстой.

Воспитатель: Правильно, ребята, и мы отправимся в сказку «Три медведя».

Скажем волшебные слова:

Крутись – вертись,

Дети в сказке очутись.

Воспитатель: вот мы и в сказке.

2. Мотивационная игра

Воспитатель: Перед вами стоит дом. Но он пуст? Скажите мне, что не хватает в этом доме?

Дети: Мебели.

Воспитатель: Конечно же. А какую мебель вы знаете? (ответы детей)

Ребята, посмотрите, что это?

Дети: Шкаф.

Воспитатель: Скажите, а для чего он может потребоваться нашим мишкам?

Дети: Мишки туда будут складывать свою одежду.

Воспитатель: А это что такое?

Дети: Стол.

Воспитатель: Для чего он нужен?

Дети: Чтобы за ним кушать.

Воспитатель: А для приема пищи мишкам достаточно будет одного стола?

Дети: Нет! Мишкам нужны стулья.

Воспитатель: А какую еще мебель вы здесь видите?

Дети: Диван и кресло.

Воспитатель: Ребята, подумайте и скажите, как может называться эта комната, где стоит стол, кресло и диван?

Дети: Гостиная.

Воспитатель: Правильно ребята! А что делают в этой комнате, кто мне ответит?

Дети: Принимают гостей.

3. Затруднение в игровой ситуации.

Воспитатель: Правильно ребята, здесь медведи принимают гостей.

Но у мишек есть еще и спальня.

Что же может стоять в спальне?

Дети: Кровати

Воспитатель: А вы их здесь видите?

Воспитатель: Сколько их?

Воспитатель: Как же так? Кроватей 2, а Медведей – трое. Как же нам быть?

4. Выход из затруднительной ситуации.

Дети: Нужно сделать еще кровать. Тогда всем хватит.

Воспитатель: Да, ребята, вы здорово придумали!

Из чего мы можем построить кровать и недостающие в гостиной стулья?

Дети: из набора «Лего».

Воспитатель: Но прежде чем преступить к постройки давайте немного отдохнём.

Физкультминутка:

Три медведя шли домой.

Папа был большой – большой.

Мама с ним, поменьше ростом,

А сынишка, просто крошка.

Очень маленький он был,

С погремушкою ходил.

5. Открытие нового знания.

Воспитатель: Что бы нам легче было договориться, кто какую мебель будет строить, я приготовила прямоугольники разного цвета. Пусть голубым будут – стулья, а розовым – кровати. Я подойду к вам, а вы возьмете один прямоугольник, какой захотите.

Воспитатель: А сейчас, ребята, мы подойдем к столам и посмотрим, где мы будем стоить мебель для столовой, а где для спальни. (Ответы детей).

Воспитатель: Расскажите из каких деталей состоит стул?

Дети: Списка, сиденье, ножки.

Воспитатель: Расскажите составные части кровати.

Дети: место для матраца, две боковые спинки.

Воспитатель: А сейчас разделимся и найдем место, где мы будем стоить каждый предмет мебели. Возьмите себе стулья и присаживайтесь за столы.

6. Включение нового знания в систему знаний

Выполнение работы: постройка мебели в комнатах трёх медведей. Воспитатель наблюдает и советует.

7. Заключительная часть. Рефлексия.

Вижу с работой, вы справились. Давайте полюбуемся на то, как красиво стало в доме у трёх медведей.

Расскажи, Вика, какой вид мебели ты построила?

Артём, а ты что построил? Расскажи, с чего ты начинал свою постройку?

Молодцы, ребята, думаю, медведи будут рады своей новой мебелью. А нам пора возвращаться в детский сад, смотреть мультфильм, который так и называется «Три медведя», скажем все волшебные слова:

Крутись – вертись,

Дети в детском саду очутись!

Ну что ребята вам понравилось наше занятие?

Перед вами стоят три ежа, красный зеленый и желтый. Поставьте, карандаш в зелёного ежа, ели на занятии вам было легко и всё понятно, поставьте карандаш в желтого ежа, если у вас были трудности на занятии и поставьте карандаш в красного ежа, если вам было на занятии трудно.

Публикации по теме:

Интегрированное занятие в средней группе на тему «Мебель» Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «художественно-эстетическое.

Тема: Мебель. Цель: Развитие связной речи. Задачи: Коррекционные: - уточнение, расширение, активизация словаря по теме «Мебель»; - развитие.

Конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками второй младшей группы по лексической теме: «Мебель» Конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками второй младшей группы по лексической теме: «Мебель» Интеграция образовательных.

Конспект НОД (конструирование для детей 5–6 лет) «Мебель для игрушек» Закреплять умение работать с различными конструкторами, учитывая в процессе конструирования их свойства и выразительные возможности. - Развивать.

Конспект НОД по развитию речи детей старшей логопедической группы по лексической теме «Мебель» Коррекционно-образовательные цели: - Уточнение и расширение представлений о мебели, ее назначении. - Совершенствование грамматического.

Конспект викторины для детей подготовительной к школе группы по теме «Мебель» при реализации индивидуальных образовательных маршрутов..

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №1» г. Кашира

«Домик для лесных жителей» (лего)

Учить строить сарай, располагать кирпичики вертикально на узкой, короткой грани (стены), располагать кирпичики горизонтально на широкой, длинной грани (крыша); огораживать небольшое пространство кирпичиками и пластинами, устанавливая их вертикально и горизонтально (друг на друга), делать перекрытия, сочетать в сооружениях детали по цвету; слушать и понимать объяснения, действовать в соответствии с ним. Упражнять в произношении слов, определяющих пространственные понятия: внизу, наверху, позади, впереди.


1 Игра –мотивация

« Времена года»

2 Проблемная ситуация

« Ветер поломал в лесу деревья и разрушил (жилища) дома у зверей»

Поможем построить им новые дома?

3 Синичка принесла конверт(маленький). В конверте схемы деталей в 3-х проекциях.

Игра « Из каких деталей можно строить дом?» - Что же нарисовано на этих картинках?(куб, кирпич, полукуб, конус, арку, треугольную призму, брусок)

Ребята, какая деталь спряталась на этом рисунке? –Назовите её, найдите и поставьте перед собой так, как она нарисована. Обведите пальчиков квадрат (показ вид детали сверху). А с какой стороны на детали, мы видем этот квадрат?(сверху) и т. д.(аналогичные вопросы)

4 Физкультминутка « Ладошки вверх, Ладошки вниз……»

5Схема дома нарисованного по виду спереди. – Как вы думаете, что изображено на рисунке?(дом)

Основные части конструкции дома(фундамент, перекрытия, стены, крыша) – Из каких деталей вы будете строить стены дома? – Из каких деталей вы будете строить стены? – Из каких деталей вы будете делать перекрытия дома? Крышу?

6Самостоятельное строительство дома для животных» Обыгрывание.

7 итог Молодцы ребята спасли зверей от холода.

« Грузовая машина»(дерев. Констр.)

Продолжать учить исследовать образец, развивать способность к его целостному восприятию. Отрабатывать умения, обеспечивающие выделения присущих образцу признаков и свойств, формировать на этой основе обобщенные представления о конструируемом объекте. Учить сооружать знакомую конструкцию по графической модели, соотносить её элементы с частями предмета. Учить детей самостоятельно находить отдельные способы решения поставленной задачи, связанной с перестройкой конструкции с заданными условиями. Добиваться рассуждения вслух, поощрять подобные проявления.

К концу года дети должны уметь:

Под руководством педагога анализировать предстоящую работу и определять последовательность действий;

Сооружать постройки по условиям и по замыслу;

При работе с бумагой сгибать лист пополам, по диагонали, совмещая при этом стороны или углы;

Усложнять, преобразовывать работу;

Правильно использовать различные детали конструктора с учётом их свойств.


Текущая страница: 1 (всего у книги 3 страниц) [доступный отрывок для чтения: 1 страниц]

Л.В. Куцакова

Занятия по конструированию из строительного материала в средней группе детского сада

Конспекты занятий

Библиотека «Программы воспитания и обучения в детском саду» Под общей редакцией:

доктора педагогических наук Т. С. Комаровой, кандидата педагогических наук В. В. Гербовой.


Людмила Викторовна Куцакова – педагог-методист, старший преподаватель института, отличник просвещения, лауреат международного конкурса «Школа 2000», автор более 20 методических пособий, посвященных проблемам художественно-эстетического, интеллектуального и нравственного воспитания детей.

Введение

Конструирование из строительного материала и конструкторов полностью отвечает интересам детей, их способностям и возможностям, поскольку является исключительно детской деятельностью.

Благодаря этой деятельности особенно быстро совершенствуются навыки и умения, умственное и эстетическое развитие ребенка. У детей с хорошо развитыми навыками в конструировании быстрее развивается речь, так как тонкая моторика рук связана с центрами речи. Ловкие, точные движения рук дают ребенку возможность быстрее и лучше овладеть техникой письма.

Ребенок – прирожденный конструктор, изобретатель и исследователь. Эти заложенные природой задатки особенно быстро реализуются и совершенствуются в конструировании, ведь ребенок имеет неограниченную возможность придумывать и создавать свои постройки, конструкции, проявляя любознательность, сообразительность, смекалку и творчество.

Ребенок на опыте познает конструктивные свойства деталей, возможности их скрепления, комбинирования, оформления. При этом он как дизайнер творит, познавая законы гармонии и красоты. Детей, увлекающихся конструированием, отличают богатые фантазия и воображение, активное стремление к созидательной деятельности, желание экспериментировать, изобретать; у них развиты пространственное, логическое, математическое, ассоциативное мышление, память, а именно это является основой интеллектуального развития и показателем готовности ребенка к школе.

В настоящее время специалисты в области педагогики и психологии уделяют особое внимание детскому конструированию. Не случайно в современных программах по дошкольному воспитанию эта деятельность рассматривается как одна из ведущих.

Предлагаемое методическое пособие поможет педагогам и родителям в организации занятий по конструированию с дошкольниками 4–5 лет. В пособие также включен разнообразный познавательный и развивающий материал по развитию пространственной ориентации; по обучению построению схем, планов, чертежей; по формированию элементарных географических, астрономических представлений, а также занимательные игры и упражнения, направленные на развитие и коррекцию умений детей.

При разработке данного материала использовались исследования Н. Н. Поддъякова, Л. И. Парамоновой, А. Л. Венгера, А. Н. Давидчук, О. М. Дьяченко, В. В. Холмовской и др.

Материал апробирован в ДОУ № 32, 1415, 1039, 1268 и других дошкольных образовательных учреждениях г. Москвы и является технологией к программе «Конструирование и ручной труд», рекомендованной Министерством общего и профессионального образования РФ (1998 г.)

Предлагаемая система занятий рассчитана на один учебный год. Занятия разбиты по темам. Каждая тема может быть реализована в течение месяца на специально организованных занятиях и в свободное от занятий время. Задания можно варьировать, включать в задачи из игровых заданий; сокращать, перенося в свободную деятельность; проводить по частям в течение дня или нескольких дней или использовать для занятия все время, отведенное для всех занятий в определенный день недели, перенося, например, ручной труд, рисование, аппликацию на другой день.

Задания построены с учетом постоянной смены деятельности, насыщены игровыми приемами и прочими занимательными моментами, поэтому исключают переутомление детей. Игровые задания ориентированы на подгрупповую форму организации. Одно занятие в месяц проводится фронтально.

Пособие адресовано воспитателям дошкольных образовательных учреждений, педагогам дополнительного образования, гувернерам и родителям.

Конспекты занятий

Тема 1. Загородки и заборы

...

Цель. Упражнять детей в замыкании пространства способом обстраивания плоскостных фигур; в различении и назывании четырех основных цветов (красный, синий, желтый, зеленый) и геометрических фигур (квадрат, треугольник, круг, прямоугольник); закреплять представления об основных строительных деталях и деталях конструктора (куб, кирпич, брусок); учить понимать взрослого, думать, находить собственные решения.

Материал. Кубик (красный кубик из строительного набора, на одну грань которого наклеены глазки и рот), коробка со строительным материалом, конверт, бумажные плоскостные модели разной формы, карандаши, фломастеры.

Ход работы

Заинтересуйте детей сказочным сюжетом, эмоционально их настройте, постарайтесь вызвать ожидание необычного, волшебного, загадочного. Познакомьте их с Кубиком. Пообщайтесь с ними от лица Кубика, пригласите ребят к нему в гости в волшебную страну Формандию, куда можно попасть, лишь выполнив задания. Загадайте загадку:


Есть коробка у меня,
В ней живут мои друзья.
Они очень разные,
Желтые, красные,
Зеленые и синие,
Все дружные и сильные.
Вместе любят собираться
И в постройки превращаться.
(Коробка с кубиками, конструктор)

Работа с иллюстрацией «Дверь в Формандию». Обратите внимание детей на картинку (рис. 1) и скажите, что на ней изображена дверь в страну Формандию. Предложите найти внизу листа ключики к двери (квадратный, круглый, треугольный и прямоугольный), отрезать полоску, на которой они изображены, разрезать ее по линиям на части и вырезать фигуры.

Предложите детям «открыть» дверь в Формандию ключиками, наложив их на замочки соответствующей формы. Похвалите их за правильно выполненное задание, попросите собрать ключики и сложить в конверт.

От имени Кубика пригласите ребят в волшебную страну.

Работа с иллюстрациями «Идем в гости». Предложите каждому ребенку выбрать одну из предложенных картинок (рис. 2, 3, 4, 5).

Побеседуйте с детьми по содержанию картинок: «К кому мы пришли в гости? Что нарисовано на картинках?. Зачем зайке так много яблок? Какого цвета бывают яблоки? Сколько яблок везет зайчик в тачке? Что делает котик? И так далее».

Рис. 1


Рис. 2


Рис. 3


Рис. 4


Рис. 5


Предложите детям раскрасить картинки. Уточняйте, каким цветом и что они раскрашивают. Посоветуйте раскрашивать мелкие детали фломастерами, а большие – карандашами.

В процессе работы прочитайте детям стихи, соответствующие содержанию картинок:


У зайчишки в садике
Яблоки созрели.
Красными фонариками
На веточках горели.

Посмотрите на кота,
На кота, на маляра,
Котик красит и поет,
В гости нас к себе зовет: «Мур, мур!».

Вот зеленая подружка -
Пучеглазая лягушка,
У пруда с утра сидит
И на поплавок глядит.

Предложите детям посмотреть на раскрашенные картинки и определить, что нарисовано на всех четырех картинках. (Заборчики.) Пусть ребята внимательно рассмотрят заборчики.

Работа с иллюстрацией «Забор с узорчатой решеткой». Предложите детям рассмотреть иллюстрацию (рис. 6), подумать над вопросом: «Что может быть за этим забором?» и построить красивые заборчики из строительного материала. Научите их сооружать на столе несколько вариантов заборчиков из любых деталей 2–3 видов и цветов.

Рассмотрите с детьми заборчики, выделите знакомые детали. Пусть они выберут любые игрушки и построят для них загородки, заборы, ограждения (песочный дворик для кукол, бассейн для пловцов, пруд для уточек, загон для лошадей и пр.). Форму ограждения дети выбирают сами (берут листы цветной бумаги круглой, квадратной, прямоугольной, треугольной формы, кладут на стол и начинают обстраивать).

По окончании работы полюбуйтесь вместе с детьми постройками, рассмотрите, какие разные получились загородки, из деталей какого цвета и формы они состоят.

Затем предложите ребятам конструктор, например, кубики «Лего-Дупло». Пусть дети придумывают и сооружают из них любые заборчики. В процессе работы спросите у них, чем отличаются обычные строительные детали от деталей «Лего-Дупло» и благодаря чему детали «Лего-Дупло» скрепляются между собой.

Игровые задания. Строительство загородок, аквариумов, озер, клумб, стоянок для машин и пр. Сооружение загородок с использованием опорных моделей и без них по показу способов конструирования (по четырем углам устанавливаются ориентировочные детали, затем застраивается расстояние между ними).

Рис. 6


Советы воспитателю

Подводите детей к самостоятельному анализу построек; учите рассказывать о том, из каких деталей и каким образом они построены; побуждайте к гармоничному сочетанию деталей по форме и цвету, к самостоятельности, к контактам со сверстниками и взрослыми. Помогайте развивать игровые сюжеты; предлагайте аккуратно разбирать постройки, конструкции, раскладывать детали, убирать на место.

Заведите тетрадь для заметок (выводов о деятельности ребят, их успехах, неудачах, вопросах; записи детских словечек, оригинальных, необычных суждений, смешных замечаний, неординарных проявлений).


Ключевые слова

Квадрат, треугольник, круг, прямоугольник, куб, кирпичик, брусок.

Тема 2. Домики, сарайчики

...

Цель. Упражнять детей в огораживании небольших пространств кирпичиками и пластинами, установленными вертикально и горизонтально; в умении делать перекрытия; в усвоении пространственных понятий (впереди, позади, внизу, наверху, слева, справа); в различении и назывании цветов. Развивать самостоятельность в нахождении способов конструирования; способствовать игровому общению.

Материал. Фломастеры, строительные наборы.

Ход работы

Работа с иллюстрациями «Домики зверюшек». Предложите детям рассмотреть иллюстрации (рис. 7, 8, 9, 10), побеседуйте по их содержанию, прочитайте стихи:


Мишка-мишутка,
Коричневая шубка,
По лесу гуляет,
Грибы собирает.

Вот как ловко
Дергает морковку
Хитрая лисичка -
Рыжая сестричка!

Наш Дружочек очень рад -
Поспевает виноград,
И цветы вокруг цветут.
Как не радоваться тут!

Курочка семечки в кучку сгребает,
Сушит на солнце, в мешок собирает.
Будет зимой их курочка клевать,
Будет лето красное вспоминать.

Рис. 7


Рис. 8


Рис. 9


Рис. 10


Пусть каждый ребенок выберет картинку (по желанию) и раскрасит ее. В процессе работы уточняйте представления детей о коричневом, оранжевом, фиолетовом и черном цветах. Попросите определить, что нарисовано на всех четырех иллюстрациях. (Домики.) Рассмотрите строение домиков, подчеркните, какие они разные.

Работа с иллюстрациями. Подберите иллюстрации с разными домами. Рассмотрите их с детьми, определите особенности строений, их назначение. Предложите построить разные дома для человечков, сарайчики для зверюшек, гаражи для машин.

Соорудите в качестве образцов несколько строений (рис. 11). Для конструирования стен используйте кирпичики и пластины, устанавливая их в разных положениях.

Рис. 11


Активизируйте внимание детей на пластинах, их конструктивных свойствах (толстая пластина лежит и стоит на всех гранях, плоская пластина только лежит). Рассмотрите с ними постройки, проанализируйте, из каких частей они состоят, из каких деталей состоит каждая часть; в каком положении установлены детали, сколько их. Обратите внимание детей на цветовое решение построек.

Предложите детям сконструировать что-либо по желанию (используя в качестве образца ваши постройки и внося в них свои изменения или придумывая свои постройки). Не забывайте поощрять проявления инициативы и творчества.

Побуждайте ребят придумывать сопутствующие постройки (заборчики, ворота, скамейки и пр.); украшать сооружения дополнительными материалами (деревья, цветы); обыгрывать постройки, отбирая для этого игрушки по желанию, объединяясь в игре.

Дайте ребятам конструктор, например, строительные кубики «Лего-Дупло». Пусть они строят домики, сарайчики, приспосабливая при этом пластины, детали строительных наборов; используют для оформления построек мелкие игрушки и прочий дополнительный материал.

Игровые задания. Игра «Конструирование зоопарка». Поупражняйте детей в сооружении загородок разной конфигурации и площади, домиков разной конструкции, площадок для автостоянок; строительстве дорог, трамвайных путей, железных дорог (длинных, узких, широких) из разных деталей.

Игра «Перестрой ворота». Предложите детям построить ворота любой формы и размера. Возьмите машину, посадите в нее игрушку, которую можно сажать и ставить, и подъезжайте к каждой постройке со словами:


Вы ворота отворите
И машину пропустите!

Побуждайте детей перестраивать ворота, чтобы машина могла в них проехать (надстраивать в высоту; расширять, расставляя пошире столбики; удлинять перекладины и т. д.).

Игра «Угадай, где я». Предложите ребятам построить что-нибудь по замыслу. Возьмите игрушку, например, петушка и начинайте игру: петушок взлетает на крышу, прячется в домик, садится на заборчик, залезает под скамейку и т. д. и спрашивает: «Где я?». Дети отвечают.


Советы воспитателю

Способствуйте развитию детской поисковой деятельности; побуждайте ребят искать способы преобразования построек (в высоту, длину, ширину, подстраивая любыми подходящими деталями); предлагайте строить по словесной инструкции; показывайте варианты строительства одного и того же объекта, приемы перестраивания, внесения изменений в конструкции).


Ключевые слова

Длинная, короткая, тонкая, толстая пластина.

Тема 3. Терема

...

Цель . Развивать конструкторские навыки детей; упражнять в сооружении прочных построек с перекрытиями способом обстраивания бумажных моделей кирпичиками, делая перекрытия из пластин и плат, сооружая надстройки на перекрытиях, украшая крыши различными деталями; упражнять в различении и назывании основных геометрических фигур, в штриховке. Развивать фантазию, творчество, умение самостоятельно выполнять последовательность действий, обобщать, сравнивать, находить общее и выделить различия.

Материал. Цветные карандаши, строительный материал, плоскостные бумажные модели разных размеров и цветов (квадратные, прямоугольные, круглые, треугольные, овальные).

Ход работы

Работа с иллюстрациями «Зверюшки и фигуры». Предложите детям помочь зверюшкам обвести фигуры. Рассмотрите с ребятами изображения на каждой картинке (рис. 12, 13, 14, 15, 16). Предложите обвести геометрические фигуры в рамочках, изображенные пунктиром, сначала пальчиком, потом карандашом, а затем раскрасить.

Рис. 12


Рис. 13


Рис. 14


Рис. 15


Рис. 16


Работа с иллюстрациями. Прочитайте детям стихотворение:


Ранним утром, на заре,
Вырос терем на горе.
С куполами золотыми
И стенами расписными.

Подберите иллюстрации, на которых изображены разнообразные терема. Рассмотрите с детьми картинки, побеседуйте по содержанию. Напомните ребятам сказку «Теремок» и предложите построить теремки для зверюшек.

Постройте терем из строительного материала. Обратите на него внимание детей: рассмотрите, проанализируйте, уточните, какой формы у него фундамент, сколько этажей, сколько надстроек, как они украшены.

Предложите детям бумажные модели (разные фундаменты) – пусть они выбирают любые. Побуждайте ребят отбирать по несколько моделей для фундамента и объединять их, чтобы получились необычные по форме терема. Например, можно положить на стол прямоугольник, а перед ним вплотную на некотором расстоянии друг от друга два круга и т. д. Пусть дети назовут отобранные фигуры.

Сначала дети обстраивают бумажные модели, устанавливая кирпичики плотно друг к другу, вертикально и оставляя между ними расстояние для окошек и дверей. Потом делают перекрытия, используя разные по форме пластины (фанерные, картонные и пр.). Предложите им соорудить на образовавшихся перекрытиях различные надстройки и завершить строительство оформлением построек, сооружением сопутствующих конструкций.

В процессе работы оказывайте ребятам помощь. По окончании строительства обратите их внимание на то, что получился целый сказочный городок из красивых и разных теремков. Рассмотрите с детьми теремки, заселите их жителями (игрушками, человечками) и предложите ребятам поиграть.

Организуйте конструирование сказочного городка из конструктора «Лего-Дупло» (добавьте платы). Заселите его жителями (игрушками, человечками). Поиграйте вместе с ребятами, объединяя их деятельность общим сюжетом игры.


Советы воспитателю

Создавайте условия для проявления самостоятельности, инициативы, творчества; побуждайте детей к речевому и игровому общению; учите бережно относиться к своим постройкам и к конструкциям своих товарищей. Предлагайте убирать строительный материал на место, постепенно аккуратно разбирая сооружения.


Игровые задания. Строительство теремов, домиков для сказочных героев (из строительного материала и конструкторов). Предложите детям построить домики для деда, бабы и курочки Рябы; трех медведей, всех героев сказки «Репка». Показывайте варианты сооружения двух-, трехэтажных домиков; варианты наращивания сооружений в высоту (накладывая, устанавливая детали друг на друга или соединяя их). Предложите строить по условиям: «Построй высокий теремок, чтобы в нем мог жить этот зайчик».

Учите детей анализировать постройки (выделять основные части, различать их по форме, величине, устанавливать пространственное расположение частей относительно друг друга). Знакомьте с доступными им закономерностями (зависимость устойчивости сооружения от прочности основания, конструктивных возможностей деталей от их формы; взаимозаменяемость деталей в результате их комбинирования и т. д.).

Работа с иллюстрацией «Бусы и флажки». Предложите ребятам задание, которое подготовил для них Кубик: закончить рисование и раскрашивание бус и флажков (рис. 17). Поупражняйте их в различении и назывании фигур и цветов, в чередовании предметов в заданном порядке.

Рис. 17


Поупражняйте детей в умении находить одинаковые геометрические фигуры способами сравнения и выделения (рис. 18). Предложите отыскать в ряду фигур в рамке такую же фигуру, как та, что нарисована слева, и раскрасить ее в любой цвет. По окончании работы проверьте вместе с детьми правильность выполнения задания.

Рис. 18


Ключевые слова

Овал, пунктирная линия, перекрытие, надстройка.

Тема 4. Лесной детский сад

...

Цель. Учить детей организовывать пространство для конструирования; планировать деятельность, моделировать; конструировать различные предметы мебели; объединять постройки единым сюжетом. Побуждать к созданию новых вариантов уже знакомых построек, приобщать к совместной деятельности, развивать конструкторские способности, формировать представления о геометрических фигурах, развивать пространственное мышление.

Материал. Строительные наборы, клей, кисточки, ножницы.

Ход работы

Работа с иллюстрацией «Геометрические фигуры». Предложите детям задание, которое подготовил для них Кубик: найти лист, на котором изображена полоска с пятью геометрическими фигурами (рис. 19), отрезать ее и вырезать геометрические фигуры; затем найти оставленное для фигур свободное место на картинках (рис. 12 – 16) и наклеить их (например, рядом с зайчиком нужно приклеить шарик (кружок)).

Рис. 19


Предложите детям построить для зверюшек и птичек «Лесной детский сад». Побеседуйте о том, почему ребята так любят детский сад. Подведите детей к мысли построить в саду для зверюшек такие же комнаты, как в настоящем детском саду. Уточните, сколько комнат занимает группа, для чего нужна каждая комната, что находится в комнатах; какие помещения большие, какие – маленькие. Пройдите с ребятами по всем помещениям детского сада.

Упражняйте детей в использовании моделей для конструирования, учите планировать деятельность, строить элементарные схемы. Например, сначала ребята раскладывают на полу геометрические фигуры (заместители мебели): прямоугольники – кровати, диваны, шкафы; квадраты – столы, кресла, тумбочки и т. д., а затем строят прямо на фигурах или убирая их.

Предложите детям объединиться в группы (по желанию) и строить детские сады коллективно (на столах). Сначала напомните им, что нужно отобрать пол для всех четырех комнат детского сада (две большие и две маленькие модели), разложить их на столе; уточнить, где будет спальня, игровая, умывальная и раздевалка. Помогите ребятам договориться о том, кто что будет строить и в какой комнате, а затем приступить к конструированию.

Организуйте конструирование на данную тему из конструкторов «Лего-Дупло». Используйте платы, игрушки. Побуждайте детей к речевому и игровому общению.


Советы воспитателю

Показывайте детям новые приемы конструирования (открывающиеся двери; предметы мебели, которые они еще не сооружали), давайте советы; поощряйте самостоятельность, инициативность; хвалите за придуманные решения, принимайте участие в их играх. Предлагайте ребятам различный дополнительный материал для обыгрывания построек.


Игровые задания. Строительство внутренних помещений (квартира для кукол, кукольный театр, кинозал, комнаты для трех медведей, дом для веселых человечков).

Закрепляйте навыки моделирования, используя конструкторы «Лего-Дупло» и платы (они удобны тем, что сооруженную мебель можно быстро переставлять, не разбирая ее).

Внимание! Это ознакомительный фрагмент книги.

Если начало книги вам понравилось, то полную версию можно приобрести у нашего партнёра - распространителя легального контента ООО "ЛитРес".



error: