Гребля академическая - правила. Академическая гребля, для новичков Академическая гребля скорость движения

Кто хоть раз видел соревнования по академической гребле, тот никогда не забудет этого красивого зрелища. По сверкающей водной глади стремительно скользят длинные, узкие лодки. В необыкновенно четком ритме, как один человек, взмахивают веслами сидящие в них стройные, загорелые гребцы. Кому, глядя на них, не захочется попробовать и свои силы!

Гребля - чудесный вид спорта и замечательное средство физического воспитания молодежи. Свежий воздух, вода, солнце, постоянная смена впечатлений, нагрузка на различные группы мышц, ритмичность движений благотворно влияют на сердце, легкие и нервную систему человека. Занятия греблей развивают ловкость, координацию движений, закаляют волю. Гребля в составе команды воспитывает чувство коллективизма, приучает к дисциплине - ведь отсутствие одного человека может сорвать тренировку всей команды.

Гребля имеет и большое практическое значение. Тем, кто готовится к работе на водном транспорте, на рыбных промыслах или на сплаве леса, умение грести совершенно необходимо.

Первые лодки появились очень давно. С их помощью человек преодолевал водные пространства. Но уже. в далекой древности гребля начала приобретать и спортивный характер. Первое упоминание о соревнованиях гребцов встречается у римского поэта Вергилия в поэме «Энеида».

Современная история спортивной гребли начинается с 1716 г., когда в Англии были проведены первые соревнования по гребле. Особенной популярностью в Англии пользовалась академическая гребля. Начиная с 1829 г. там стали проводиться соревнования студентов Оксфордского и Кембриджского университетов, а в 1839 г. впервые были проведены соревнования в г. Хенлее. Ныне Хенлейская регата - самое популярное в мире соревнование по гребле.

В 1893 г. впервые было организовано первенство Европы по академической гребле для мужчин, а в 1900 г. академическая гребля для мужчин была включена в программу Олимпийских игр.

В 1936 г. в программу Олимпийских игр были включены соревнования по гребле на каноэ и байдарках. Они проводятся для двоек и одиночек. С 1948 г. в Олимпийских играх на байдарке на 500 м выступают и женщины.

По более широкой программе, чем на Олимпийских играх, проводятся соревнования на первенство мира и Европы.

Гребной спорт давно существует и в нашей стране; В 1718 г. по повелению Петра I в Петербурге был создан яхтклуб и на Неве появилась флотилия из 141 лодки. Петр I обязал владельцев этих лодок принимать участие в парадах на Неве. Для этого создавались специальные команды гребцов. Жители Петербурга явились инициаторами и первых соревнований. В 1860 г. состоялось открытие Петербургского речного яхтклуба и были проведены первые соревнования по гребле. Этот год официально считается годом «рождения» гребного спорта в России.

Особенно широко стал развиваться гребной спорт в конце XIX и начале XX в. Во многих городах России возникали гребные клубы, началось освоение академической гребли. Среди русских гребцов появились выдающиеся спортсмены: чемпион Москвы и России Митрофан Свешников, несколько раз побеждавший сильнейших иностранных гребцов; неоднократный чемпион России Г. С. Шустов; чемпион России Анатолий Переселенцев, завоевавший звание чемпиона Европы; участник Олимпийских игр 1912 г. М. Кузик и др.

Однако гребной спорт в царской России не получил широкого распространения. Дорогой инвентарь и большие членские взносы в клубах делали его доступным лишь состоятельным людям.

Только при Советской власти этот вид спорта стал в нашей стране массовым. Сейчас гребным спортом в секциях спортивных обществ, детских спортивных школах и клубах ДОСААФ занимаются десятки тысяч человек.

Советские гребцы добились замечательных успехов и в международных соревнованиях. Впервые они выступили (и успешно) на Олимпийских играх в 1952 г. Звания чемпионов Олимпийских игр в 1956 г. добились: по академической гребле - В. Иванов, Ю. Тюкалов, А. Беркутов; по байдарочной гребле - Е. Дементьева; по гребле на каноэ - П. Харин и Г. Ботев. Многие гребцы заняли призовые места.

Большое внимание в Советском Союзе уделяется развитию гребного спорта среди молодежи. Созданы детские спортивные школы и юношеские секции в спортивных обществах. Юношеские соревнования проводятся для двух возрастных групп: 15-16 и 17 -18 лет. Для старшей группы с 1948 г. проводятся Всесоюзные соревнования. С 1958 г. соревнования по гребле на байдарках включены в программу Всесоюзной спартакиады учащихся. С 1958 г. проводятся также молодежные соревнования по гребле для юношей и девушек не старше 22 лет.

Гребной спорт делится на несколько видов.

Народная гребля. Этот вид гребли наиболее распространен. Народные (прогулочные) лодки в некоторых местах называются также яликами, гичками. Это широкие, устойчивые, снабженные рулем лодки. Они рассчитаны на одну или две пары весел, которые закрепляются в уключинах на бортах лодки. Гребец сидит на скамейке (банке), его ноги упираются в специальные упоры. Народная лодка устойчива и наиболее пригодна для начинающих заниматься гребным спортом. Упражнения на ней могут быть хорошей основой для изучения других видов гребли. До 1951 г. по народной гребле проводились соревнования на первенство СССР.

Академическая гребля. Лодка для академической гребли (скиф) состоит из легкого и прочного каркаса и обшивки из тонких листов красного дерева. Она очень низкая, едва возвышается над водой. Длина лодки-одиночки 7-8 м при максимальной ширине 28-30 см; весит она 12-15 кГ. Самая большая лодка - восьмерка - имеет 18-20 м в длину и 55-60 см в ширину. Вес ее 80-100 кГ. Уключины в такой лодке выносятся за борт на специальных кронштейнах. Гребцы в лодке сидят друг за другом на подвижных банках, которые позволяют гребцу использовать при гребле силу ног и увеличивать длину гребка.

Лодки для академической гребли в зависимости от числа гребцов называются одиночками, двойками, четверками и восьмерками. На восьмерке всегда есть рулевой, четверки и двойки могут быть с рулевым и без него, на одиночке рулевого нет, и гребец управляет лодкой только веслами.

Есть два вида академической гребли: парная (когда у каждого гребца по два весла) и распашная (когда у гребца одно весло).

Хорошие гребцы могут развить на гоночной лодке большую скорость. Например, мужская восьмерка проходит 2000 м за 6 мин. Но для достижения таких результатов от гребца требуется отличная физическая подготовка и большое мастерство владения веслами.

Учатся академической гребле на специально предназначенных для этого более широких и устойчивых лодках.

Байдарочная гребля. Прообраз спортивных байдарок - каяки народов Севера. За рубежом лодки такого типа и сейчас называются каяками.

Байдарки имеют длинный вытянутый корпус. Такая форма позволяет уменьшить сопротивление воды. Остов байдарки деревянный, а обшивка делается из парусины, резины или из дерева. Байдарка-одиночка около 5 м длины и 50 см ширины. Вес ее не меньше 12 кГ. Двойки-6,5 м длины и 55 см ширины; вес их не менее 18 кГ; длина четверок 11 м, ширина 60 см, вес 30 кГ.

Гребец в байдарке сидит лицом вперед на невысоком сиденье и гребет двухлопастным веслом попеременно с каждой стороны. Уключин байдарка не имеет. Нос и корма ее закрыты водонепроницаемой тканью (декой), а отверстие, в котором сидит гребец, закрывается специальным «фартуком». Это предохраняет лодку от попадания в нее воды.

Соревнования проводятся для мужчин на одиночках, двойках и четверках на 500, 1000 и 10 000 м, для женщин на одиночках и двойках на 500 м. Проводятся также эстафеты.

Гребля на каноэ. Прототипом этих лодок были пироги народов Африки, Азии и Южной Америки. Каноэ - это довольно широкая (75 см), невысокая лодка длиной больше 5 м. Она очень неустойчива. Гребец располагается в каноэ лицом по направлению движения, он стоит на одном колене на специальной подушке, набитой мелкой пробкой. Так как центр тяжести гребца находится очень высоко, неустойчивость лодки еще более увеличивается. Спортсмен гребет с одной стороны лодки однолопастным веслом. Лодка не имеет руля, поэтому гребец во время гребка подруливает веслом, чем и сохраняет прямолинейность движения. Все это требует большого умения. В соревнованиях на каноэ выступают только мужчины на одиночках и двойках на 1000 и 10 000 м. В Советском Союзе гребля на каноэ стала быстро развиваться после включения ее в программу Спартакиады народов СССР.

Заниматься гребным спортом могут только умеющие хорошо плавать. Там, где существуют секции гребли, лучше всего записаться в юношескую секцию и обучаться гребле под руководством инструктора или тренера.

Проще всего начинать с народной гребли. Первоначально проверьте и подготовьте инвентарь (подгоните рукоятку весла, поставьте на нужное расстояние упор и др.). Во время занятий весла держите пальцами свободно, не напрягая рук в кистях. Гребок производите тяговым движением корпуса и рук. Корпус в заключительной части гребка значительно отклоняйте назад. В конце гребка быстро вернитесь в исходное положение, а весла также быстро выньте из воды. После окончания гребка спокойно заносите весла для следующего. Добивайтесь ритмичности всех движений.

Первые тренировки на воде не должны быть длительными. Продолжительность их нужно увеличивать постепенно. Длительные тренировки, вырабатывающие выносливость, проводятся в умеренном темпе. На этих же занятиях надо проходить небольшие отрезки в быстром темпе. После 1-2 месяцев такой подготовки можно прогрести какую-либо дистанцию (500-1000 м) на время. В период подготовки к соревнованиям больше внимания уделяется тренировкам на средние и короткие дистанции, отработке старта и финиша. При достаточной подготовке в начале сезона можно тренироваться 2-3 раза в неделю, а в разгар сезона - 3-4 раза.

По такому же плану тренируются и гребцы на байдарке.

Весло для байдарочной гребли подбирается такой длины, чтобы гребец доставал конец его вытянутой вверх рукой. Гребок производится так: вытянув вперед руку, гребец погружает в воду всю лопасть весла и тянет его к себе, возможно ближе к борту лодки. Вторая рука помогает гребку, делая толкательное движение вперед приблизительно на уровне глаз. Надо следить за тем, чтобы толкающая рука не уходила вверх. В конце гребка корпус разворачивается в сторону тянущей руки и весло быстро вынимается из воды. После небольшой паузы начинается гребок с другой стороны. В байдарочной гребле тоже очень важна ритмичность движений.

Мы не даем советов для занятий академической греблей и греблей на каноэ, так как лодки для академической гребли и каноэ имеются только в спортивных секциях, где занятия проводят тренеры.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Обычно лодки хранятся в эллинге уже снаряжённые и настроенные. А если спортсмены приезжают на соревнования, или просто готовят себе новую лодку, то её необходимо настроить. Навинчиваются кронштейны и регулируются вертлюги, чтобы выставить оптимальный угол лопатки, относительно воды. Если он будет не точен, то весло может либо "лететь", то есть вылетать из воды раньше окончания гребка или на оборт "тонуть" - уходить глубже чем надо, тогда требуется больше усилий, что бы вынуть лопатку в конце гребка. Для настройки существуют специальные уровни.

Так выглядит 4-ка изнутри. Можно рассмотреть полозки и подножки (упоры).

Подножки это лёгкие кросовки, у которых есть дополнительная "липучка" на заднике, что бы проще было мокрые ноги вынимать. Кросовки эти жёстко привинчены. Но как и полозки, подножка регулируется вперёд-назад. В фокус не попали, но можно разглядеть на 3-м номере (номера считаются от носа лодки) тросики рулевого управления. Один из кроссовок не жёстко закреплён, а имеет поворотное крепления. К носку прицеплены два тросика и слегка поворачивая ботинок, спортсмен подстраивает курс. Есть отдельные классы (двойка рульная, четвёрка рульная и восьмёрка) в которых лодкой управляет отдельный член команды - рулевой. Он сидит или в носовой части или на корме. Помимо рулёжки он отвечает за контроль ситуации на гонке, командует ускорения и кричит в такт ритму. В парном классе лодок с рулевым нет. В одиночках руля нет ни в каком виде.

Как я уже говорил, спортсмены отходят на воду от плотиков. Но пержде всего надо вынести вёсла и баночки. 4-ка парная подготовила свой комплект.

Спортсмены сами выносят лодку к плотику. Лёгкие классы на плече, тяжёлые типа 4-ки или 8-ки перевёрнутыми над головой или положа борта на плечи. Так же и с воды снимают. Заодно упомяну про форму гребцов. Обычно спортсмены одеты в "велошорты", только без поролоновой подушки под задницей, либо в комбенизон (майка+велошорты). Ближе к холодам одевают обтягивающие штаны. Сверху либо майка, либо олимпийка. Главное требование, что бы штаны не задевали за шпангоуты лодки и не попадали в полозки.

Поставив лодку на воду, устанавливают вёсла. На этой фотографии можно увидеть крыловидные кронштейны, о которых я писал в прошлом посте.

Новичкам особенно трудно ставить вёсла с внешенй стороны, так как приходится балансировать на одной ноге. Но уже через пару занятий страх проходит. А вот когда плотик высокий, то трудно приходится всем. В Затоне с этим проблем нет.

Одиночники это отдельная каста. Гребля - командный вид спорта, а гребля в одиночке - индивиддуальный. От одиночников требуется более высокая самоорганизация.

Когда команды уходят на тренировку, то на плотиках остаётся куча кросовок. Их можно положить в лодку, но они там намокнут, да и смысл лишний груз возить.

Тренер (Алексей Колобухов). Некоторые спортсмены, завершив картеру остаются на тренерской работе и воспитывают новое покление гребцов.

Расскажу немного про сами классы. Надо отметить что есть ещё такая категория спортсменов как "легковесы", они выделяются в отдельный класс, но лодки используются теже, просто спортсмены легче)

Мифы
Многие новички боятся перевернутся. На самом деле, перевернуть академическую лодку очень трудно, в отличие от той же байдарки. Закрепленные на лодке вёсла образуют длинные выносы, котрые выполняют роль упоров. Конечно, можно перевернутся в одиночке, если по неумению опереть вёсла на воду ребром лопатки и сместить баланс на одну из сторон. Молодые одиночники так же могут кувыркнутся отталкиваясь от плотика. В распашном классе перевернуть лодку, конечно же можно, но для этого надо вынуть все вёсла и раскачать её. На скорости ни одну из лодок нельзя перевернуть. Можно только "утонуть", если транероваться в высокую волну, не задраив отверстия деки. Сам тонул пару раз. Один раз при температуре воды + 8. Приятного мало. В один момент ты понимаешь что лодка "утонула" и надо плыть к берегу таща её за собой. "Утонула" условное понятие. Она просто по борта погружается в воду. Главное уметь плавать и спасти баночку)

Одиночка
Как я уже сказал, одиночка это индивидуальный класс. Но из одиночников могут комплектоваь и 2-ки парные и 4-ки парные. Хочу обратить внимание на ход вёсел. Рукоятки в парном весле перекрывают дуруг друга и приходится одну кисть вести выше другой. Для контроля скорости в одиночке (и не только) устанвливаются специальные датчики, один под баночку, проказывает темп, а другой, ввиде маленького киля с винтом внутри, для определения скорости.

Двойка парная
В командных классах есть такое понятие как "загребной". Это спортсмен сидящий на ближнем к корме номере. Он как бы капитан команды и все сидящие за его спиной должны синхронно с ним выполнять все движения.

Четвёрка парная
Четвёрки могут тренероватся отдельной командой, а могут формироватся из одиночников и двоечников. На соревнованиях, в этом случае, спортсмены гоняются в своих классах, а потом в 4-ке. Кстати суммарный возраст этой команды ветеранов около 270 лет! На тертьем номере сидит знаменитая Анна Ивановна Ланщикова. Заслуженный тренер России (и обладатель ещё множества атитулов), воспитавший не одно поколение гребцов. Она не меняется с годами)

Двойка распашная
Рассказ про распашное весло надо, конечно, начать с двойки "без рулевого" и двойки "с рулевым". Но их в этот раз не было, и всё что я расскажу далее про четвёрки можно отнести и к ним. Едиснтвенный нюанс в двойке распашной, это то что спортсмены должны одинаково вкладыватся в гребок, иначе лодка начнёт уходить с курса и придётся её постоянно подруливать.
Двойки рульные и четвёрки рульные не являются олипийским классом, но участвуют в ЧМ. Из двоек, так же формируют команды четвёрок и восьмёрок. Надо отметить, что распашники и парники не перемешиваются между собой, за исключением особых случаев. Я тренеровался в основном в рульной четвёрке и рульной двойке на баковой стороне. Мне кажется что распашники всегда более высокие нежели парники. Я со своими 183 см был одним из низкоросликов)

Четвёрка распашная "безрулька" .
Два весла с одной сторны, два с другой. Загребной обычно сидит на "загребной" стороне (как на фото), но бывают и исключения, когда "баковый" загребает..например я). В этой команде 3-й и 4-й номера бронзовые призеры Олимпиады-1996 Павел Мельников и Николай Аксенов. На первом и воторм номере призер чемпионата СССР Андрей Богдашин и участник чемпионата мира среди молодежи Алексей Колобухов (уже знакомый нам тренер).

Четвёрка "рульная"
Мой любимый класс. Рулевой, как я уже говорил, сидит в носовой деке. Руль это палочка, котора расположена паралельно ходу лодки. Раньше были варианты, где рулевой сидеол на корме, лицом к загребному. Но я таких не встречал, кроме восьмёрок.

По сути, заднее расположение лучше, так как загребной лучше слушет рулевого. А чего его слушать? - спросите вы. А слушать нужно, так как во время гонки загребной может потерять темп (в среденем это порядка 38-42 гребка в минуту), или упустить ускорения соперников. Рулевой своими криками командует окончание каждого гребка и ускорения - А ну пошли десять! Это занчит нужно максимально быстро поднять скорость лодки за десять гребков. Чтобы его команды были слышны всем, в некоторые лодки устанвливают динамики, а рулевой говорит в микрофон. В coxbox , а именно так называется данная система, встроены вышеупомянутые датчики скорости, темпа и конечно, секундомер.

Так же на рулевого ложится хозяйственная часть, сгонять за пивом вынос баночек на плотик и тд. Хорошие рулевые на вес золота.

Восьмёрка
Восьмёрок не было, но скажу (и покажу на фото из инета) что они всегда рульные и это очень мощные лодки. На фото можно посмотреть как выглядит заднее расположение рулевого.Команды для восьмёрки часто набирают из четвёрок и двоек на одну гонку (иногда прямо за час до гонки)). Если сидеть и не грести в ней (на тренировке, когда работают только четыре или шесть номеров) то удержаться очень трудно. А во время гонки темп достигает максимума и если ты начинаешь чутка выпадать из него, то нужно срочно всё исправлять, так как движения рук и ног начинают толкать пустоту, потому что лодка перешла уже в другую фазу. Это как тянуть канат. Либо со всеми либо иди гуляй. В других классах это не так заметно.

Теперь немного о технике гребка. Точнее о том как лопатки входят и выходят из воды. Вы заметили, что они имеют два положения - перпендикулярно и паралельно воде.

Это сделано для того что бы в заносе, когда весло летит над водой, оно имело практически линейную траекторию движения рукоятки. В процессе гребка лопатка находится перепендикулярно воде и толкает воду. Когда все фазы гребка завершены и руки, держащие рукоятку, находятся у груди, одним неуловимым движением, на уровне инстинкта, рукоятка (валёк) чуть опускается вниз и одновременно подкручивается кистью. Лопатка выходит из воды и весло "развальковывается" - лопатка становится параллельно воде. Дальше идёт "подъезд" с заносом весла и очередное мимолётное движение кистей опускает лопатку перпендикулярно в воду ("захват"). И тут же согнутые ноги молниеносно распрямляются ("толчок"). Эта фаза очень важна. Именно она даёт лодке нужное ускорение. На тренировках в спортзале спортсмены выжимают ногами порядка 200 килограммов с ускорением. Но перед этим, на "подъезде", важно не остановить лодку, так как масса всех гребцов перемещается в сторону кормы.
Скорость лодки всецело зависит от баланса между скоростью на "подъезде" и мощьностью "толчка" в гребке. В случае дисбаланса, когда спортсмен "летит на подъезд", лодку придётся пинать каждым гребком.

Ну и конечно, баланс физический. Лопатки не должны касатся воды. Вообще, самый лучший звук, который я когда либо слышал - это звук воды, шуршащей о борта твоей лодки, идущей на балансе с низким темпом в утренней тиши, и синхронный грохот четырёх развалькованных вёсел, которые только что отправили лодку ещё быстрее вперёд. Трёхсекундная пауза, тишина, и лопатки вновь медленно заскользили над водой что бы быстро, но тихо погрузится в неё и сделать следующий гребок.

В заключительной части, я расскажу про то как проходят соревнования.

Этот вид гребли представлен в Олимпийской программе и является наиболее престижным.

Гребля бывает распашной и парной. В распашной гребле у каждого из гребцов одно весло, в парной два весла, но меньшего размера.

Лодки подразделяются на следующие классы по колличеству гребцов: одиночка, двойка, четвёрка и восьмёрка. Двойки и четвёрки бывают как распашными так и парными. Одиночки только парными, а восьмёрки только распашными. В последних всегда имеется рулевой.

В соревновательной программе так же выделяются в отдельную категорию гребцы лёгкого веса (до 70 кг у мужчин и до 57 кг у женщин)

В России официальные соревнования проводятся только на дистанции 2000 м. Сейчас в мире всю большую популярность приобретает спринт на 500 метров.

Принимать участие в официальных соревнованиях имеют право спортсмены с 14=летнего возраста и старше.

Базовые понятия

0 " style="background:white;border-collapse:collapse">

Типы лодок

В академической гребле много типов лодок. Они имеют различные названия и символы, обозначающие их размеры, распашные (каждый гребец гребёт одним веслом) они или парные (каждый гребец гребёт двумя вёслами) и предусматривают наличие рулевого или нет.


Каждый тип лодки имеет свой код - первая цифра говорит о том, какое количество гребцов насчитывает экипаж. Затем, если в команде есть рулевой, следует «+», а если нет то «-». Парная лодка обозначается символом «Х».

Рекреативная гребля

Для этого вида гребли используются более широкие и устойчивые лодки. Они очень популярны среди начинающих гребцов т. к. обеспечивают бОльшую стабильность и позволяют сконцентрировать внимание непосредственно на технике гребли.

Данный вид гребли так же популярен среди непрофессионалов.

Прибрежная гребля

Прибрежная гребля - гребля в прибрежной зоне морей и в устье рек.

Существует как вспомогательный, так и отдельный вид спорта. Проводятся чемпионаты различных уровней вплоть до Чемпионата мира по прибрежной гребле. В России проводится первенство среди юношей и девушек до 19 лет и чемпионат России. Спортсмены выступают в одиночке, двойке парной и четверке парной с рулевым.

В этом виде программы спортсмены гребут 6000 м и 8000 м. Дистанция извилистая, имеет несколько поворотов, поэтому для достижения высоких результатов на соревнованиях необходимо правильно тактически построить гонку, что бывает сложно, учитывая тяжелые погодные условия, наличие волн.

Прибрежные лодки специально сконструированы для гребли в сложных погодных условиях - ветер, высокие волны. Они достаточно широкие и имеют высокие борта. Спортсмены, тренирующиеся в лодке для прибрежной гребли, выполняют те же технические элементы, что и спортсмены, тренирующиеся в академической гребле.

Эта дисциплина гребного спорта еще очень молода в нашей стране. Она появилась в России в 2010 году. Усилиями ФГСР были приобретен инвентарь для занятий этим видом гребли. И уже в 2010 году сборная команда России по прибрежной гребле приняла участие в международных соревнованиях . А в 2011 и 2012 годах - и в Чемпионате мира.

Адаптивная гребля

Адаптивная гребля-это гребля для инвалидов и людей имеющих ограниченные физические возможности.

Для этих целей используются специально сконструированные и подготовленные лодки.

Гребля в помещении

Тренировки на гребном эргометре Concept2 (Концепт2) очень точно имитируют тренировки на воде в академической лодке. Можно сказать, что вы гребёте на суше. Биомеханика движений практически такая же.

При этом отсутствуют такие факторы, осложняющие греблю, как волна, ветер и т. п.

Отсюда и пошло название всего направления связанного с подготовкой и соревнованиями на гребном эргометре Concept2 - «Indoor Rowing», что означает «Гребля в помещении».
Надо при этом заметить, что в тёплую погоду можно проводить тренировки на гребном тренажёре на свежем воздухе!

Гребной эргометр оснащён электронным табло, которое информирует вас обо всех параметрах тренировки. Таких как - мощность гребка, темп, пройденное расстояние, время тренировки, расход калорий и т. п.

Подробнее: Базовые понятия

Преимущества гребли

Гребля тренирует все основные мышечные группы: ноги, руки, живот, спину и ягодицы.

Гребля тренирует мышцы за счёт более широкого диапазона движения, чем в других упражнениях. Это означает, что ваши мышцы растягиваются, и суставы более подвижны, что способствует развитию их гибкости и мобильности.

Гребля способствует развитию выносливости, и силовых кондиций.

Гребля - прекрасный сжигатель калорий! Исследования показали, что гребля сжигает калории быстрее, чем тренировка на велосипеде при таком же уровне нагрузки.

Гребля - спорт, которым можно заниматься в любом возрасте.

Греблей могут заниматься как мужчины, так и женщины

Гребля развивает плавность движений и чувство ритма.

Гребля предлагает самые разные возможности для тренировок. Можно тренироваться в зале, на улице, на воде. Целями тренировок могут быть при этом как подготовка к соревнованиям, так и поддержание спортивной формы.

Информация взята с сайта Центра гребного спорта "Энергия" с небольшой корректировкой по истории прибрежной гребли в России

робнее: Преимущества гребли

Академическая гребля

Восьмёрка распашная с рулевым

Академическая гребля - циклический вид спорта. Спортсмены находятся в лодках и гребут веслами, используя мышцы спины, рук и ног проходя дистанцию спиной вперед, в отличие от гребли на байдарках и каноэ. Наиболее распространена и популярна в странах Западной

Европы, России, США, Австралии, Новой Зеландии и Румынии.

Академическая гребля включена в программу Олимпийских игр c 1896 года (у женщин с 1976 года). Кроме Олимпийских игр ежегодно проводится Чемпионат мира, Кубок мира, Кубок Наций, Чемпионат мира среди студентов, Чемпионат мира среди юношей.

Международная федерация гребли

Международная федерация гребного спорта (ФИСА)- организует и проводит соревнования по академической гребле в программе Олимпийских игр, совершенствуют систему проведения соревнований, проводит чемпионаты мира, курирует международные соревнования и проводит работу по развитию вида спорта, расширению географии, совершенствованию правил соревнований, методики подготовки гребного инвентаря и развитию водного туризма. Эту работу выполняют соответствующие комиссии в составе ФИСА.

Основы гребли

Идеальной техники гребли не существует, каждый «академист» имеет свою собственную технику, основанную на различных чувствах и представлениях о гребле. Задачей тренера является максимальная адаптация индивидуальной техники гребли спортсмена к различным условиям.

Гребок

Есть два основных момента в технике гребка- начало (также «зацеп» или «захват») и конец гребка. Оба они влияют на баланс, скорость движения и траекторию (как горизонтальную, так и вертикальную) движения лодки. С увеличением экипажа (то есть гребцов в лодке), значение этих двух моментов возрастает, так как в «идеале» момент начала и конца гребка всех членов экипажа должен быть одинаков, на самом же деле разница между гребцами (для профессиональных гребцов) в одном экипаже на момент начала (или конца) гребка составляет несколько сотых, а иногда и десятых долей секунды.

Виды академической гребли

Соревнования по академический гребле проводятся среди мужчин и женщин. Академическая гребля делится на парную и распашную греблю. Парная гребля выполняется двумя веслами, распашная гребля- одним веслом. Состав лодки бывает из одного, двух, четырёх или восьми гребцов. В ряде классов вес спортсмена ограничен.

Соревнования по олимпийской программе проводятся в 14 классах:

    Одиночки- мужские и женские;

    Двойки парные- мужские и женские;

    Двойки распашные- мужские и женские;

    Двойки парные легкого веса- мужские и женские;

    Четверки распашные- мужские и мужские легкого веса;

    Четверки- парные мужские и женские;

    Восьмёрки- мужские и женские;

Классы лодок в академической гребле, не входящие в программу олимпийских игр, но участвующие в программе чемпионатов мира:

    Одиночки- мужские и женские легкого веса;

    Двойки- мужские распашные с рулевым; двойки мужские распашные легкого веса;

    Четверки- мужские распашные с рулевым; четверки- распашные женские, четверки- мужские и женские парные легкого веса;

    Восьмёрки- мужские легкого веса;

Вес рулевого ограничен (если он меньше нормы, то в лодку кладут балласт), а его пол не зависит от пола членов экипажа. В женском экипаже может быть рулевой-мужчина, и наоборот. Исключение- Олимпийские игры (все спортсмены в экипаже должны быть одного пола).

Изредка на коммерческих турнирах проводятся также соревнования смешанных четверок и восьмерок, наполовину состоящих из женщин и мужчин.

Различия гребцов

В академической гребле чётко различаются гребцы парного весла (одновременно гребёт двумя вёслами) и гребцы распашного весла (гребёт только одним веслом).

Гребцы распашного весла делятся на загребных (весло справа) и баковых (весло слева). Расчёты показывают: чтобы избежать вихляния лодки, загребные должны прикладывать на 5% усилий больше, чем баковые; В четвёрках и восьмёрках самых сильных загребных следует сажать ближе к носу.

Особенности академической гребли

Академическая гребля очень сильно отличается от гребли на байдарке и каноэ: как по способу движения, так и по получаемым со стороны спортсмена нагрузкам. Академическая гребля- это один из немногих видов спорта в котором спортсмен задействует около 95% мышц всего тела. Основные отличия от гребли на байдарках и каноэ таковы:

    Длина прохождения дистанции

Варьируется от 500 метров до 160 километров, в зависимости от характера гонок: У юниоров «Б» (младше 16 лет)- 500-1000 метров, у юниоров «А» (16-18 лет) от 1000 до 2000 метров, у «U-23» и старше стандарт 2000 метров. Заезд на дистанцию более 2000 метров- считается марафоном.

    Способ движения

Для «академистов» характерно движение спиной вперёд, причём коррекция движения лодки осуществляется по специальным дорожкам (буйкам)

    Инвентарь

    Скорость движения

До 20 км/ч (средне-ходовая для 8+) и до 30 км/ч (на «рывках» (старт/финиш)), об этом можно судить по показанному времени прохождения дистанции (2000 м). Самыми скоростными лодками считаются 8+

    Техника самой гребли

Оборудование

Академические суда- спортивные узкие удлиненные лёгкие лодки с вынесенными за борта уключинами (отводами) для вёсел и подвижными сиденьями (банками). Лодки различаются на учебные (любительские) и гоночные. Учебные лодки как правило шире и имеют более высокие борта.

Сначала лодки делались исключительно из дерева, откуда сложилось разделение типов лодок по способу изготовления. «Клинкер» обшивался набором продольных реек. «Скиф»- фанерой или шпоном ценных пород дерева. Позднее композиционными материалами. Сейчас, когда «клинкерная» техника и «клинкерные» лодки ушли в прошлое, «скифами» стало принято называть все гоночные лодки.

С 1980-х годов лодки производятся из углеродных материалов по технологии многослойного сэндвича, с применением в качестве связующего высококачественных эпоксидных смол. Стоимость лодки высока. Например, стоимость одиночки начинается от 120-300 тыс. руб.

Требование правил соревнований к гребному инвентарю

1. Лодки с подвижными уключинами для соревнований запрещены.

2. Конструкция подножки должна позволять гребцу в случае опрокидывания покинуть лодку без помощи рук в кратчайшее время.

3. Нос лодки должен быть оборудован белым литым резиновым шариком и держателем для флюгарки.

4. Минимальный вес лодки без весел и радиосистем должен быть:

    4+ (четвёрка рулевая)- 51 кг

    2х, 2- (двойка парная и безрульная)- 27 кг

    1х (одиночка)- 14 кг

    2+ (двойка рулевая)- 32 кг

    4- (четвёрка безрульная)- 50 кг

    4х (четвёрка парная)- 52 кг

    8+ (восьмёрка)- 96 кг

5. Толщина лопастей распашных весел в 3мм от края по всему периметру должна быть не менее 5мм, а у парных весел в 2мм от края- не менее 3мм.

Вёсла

Весла для академической гребли изготавливаются на основе эпоксидного связующего «горячего» отверждения, что обеспечивает им высокие упруго-прочностные свойства, эксплуатационную стабильность и минимальную массу. Стержень имеет овальное сечение и производится методом намотки, с последующим отверждением под давлением. Лопатка весла имеет трехслойную конструкцию и изготавливается методом «прямого» прессования.

Соревнования

    Регата на реке Чарльз (англ. Head of the Charles Regatta )- соревнование на реке Чарльз, которая разделяет Бостон и Кембридж в штате Массачусетс, США.

    Хенлейская королевская регата

    Оксфорд - Кембридж - традиционная, ежегодная лодочная регата по Темзе, проводится с целью выяснения «чей университет лучше».

Традиции гребли

На Западе академическая гребля имеет давние традиции, которые соблюдаются неукоснительно несколько веков.

    С начала XIX века на реке Темза в Лондоне проводится классическая Королевская регата между экипажами университетов Оксфорда и Кембриджа.

    Длина дистанции составляет 2 километра (за исключением нескольких классических гонок в Великобритании). Очень редко (чаще на юношеских и ветеранских гонках) дистанция составляет один или полтора километра.

    На старте не используется техника- лодки до стартового сигнала держат стюарды гонок.

Определение терминов и жаргонных выражений

    Банка - подвижное сидение (из пластика или древесины), имеет 4 колеса, движется по полозкам (рельсам).

    Подножка - обувь, объединённая металлической пластиной, используется для опоры и толчка в момент гребли. Как правило, в классах без рулевого правый ботинок у одного из гребцов связан с рулевым механизмом в дне лодки, благодаря которому может осуществляться корректировка курса лодки.

    Руль - металлический стержень с пластиковым концом (не всегда) с одной стороны (находящийся в воде) и металлической пластиной в форме буквы «Т» (тросы крепятся по бокам, центральный выступ-стрелка является ориентиром для рулевого) с другой.

одиночка

    Полозки - два рельса, предназначенных для движения банки внутри лодки. Имеют пластиковые ограничители с обоих концов.

    Отвод /кронштейн - трубки (металлические, карбонные) скреплённые в виде конуса. Крепятся по бортам лодки (слева и справа у парных, слева или справа у распашных). Используется как точка опоры для весла.

    Фальшборт - пластина (из того же материала, что и сама лодка), крепящаяся перпендикулярно вдоль бортов. Служит для защиты от брызг.

    Козырёк - крепится позади первого номера. Служит для защиты от попадания воды во время движения лодки.

    Лючок - подвижная пластиковая пластина в форме круга, с ручкой и резьбой. Служит «дверцей» между окружающей средой и внутренней полостью лодки.

    Вертлюг - пластико-металлическое изделие, крепится на конце кронштейна. Служит для подвижного крепления весла к лодке.

    Каретка - металлическая конструкция на пластиковых колесах, снабженных подшипниками, являющаяся элементом подвижного сиденья (банки). Каретки имеют два стандартных типоразмера, в зависимости от расстояния между колесами одной оси.

    Крепление упора - пластиковая планка с подвижным фиксатором для крепления и изменения месторасположения упора (подножки) в различных типах академических судов.

    Носик - резиновый наконечник в форме шарика на носу академической лодки. Элемент безопасности для предотвращения травм спортсменов и повреждения инвентаря при столкновениях.

    Барашек - пластиковый фиксатор для парного и распашного вертлюга с металлическим резьбовым вкладышем.

    Каблук - пластиковый ограничитель длины рычага весла.

    Манжета - пластиковая накладка цевья для фиксации угла атаки лопасти в рабочей фазе гребка.

Интересные факты

    Самому юному чемпиону по академической гребле было всего 10 лет. Его посадили на место заболевшего рулевого. Экипаж, в составе которого он находился, стал победителем. Это случилось в 1900 году.

    Англичанин Стив Редгрейв - самый выдающийся спортсмен в академической гребле- он побеждал на протяжении двух десятков лет во всех чемпионатах мира и Олимпиадах. Перед Играми 1992 года в Барселоне врачи обнаружили у Стива сахарный диабет, но он все равно выступил и выиграл пятое олимпийское «золото», после чего завершил карьеру.

Существует два принципиально отличающихся друг от друга типа гребли - уключенная и безуключенная. Первая - это когда весло соединяется с лодкой через уключину. Гребец, как правило, сидит спиной вперед. Примерами такой гребли является народная гребля, гребля на шлюпках, гребля на ялах и яликах. В гребле на ялах проводятся соревнования, особенно они популярны в военно-морском флоте России и других странах. Наиболее крупные соревнования проводятся в Финляндии, так называемая "кирха бот" или церковная лодка, где участвуют свыше 600 команд и дистанция 60 км. Ну и конечно же олимпийский вид - это академическая гребля.

Народная гребля

Это обычные прогулочные лодки, их еще иногда называют "гички" или "ялики". Такие лодки довольно широкие и устойчивые - освоить их не составит труда. Каждая имеет руль и одну или две пары весел, которые зафиксированы в уключинах. Гребцы сидят на скамейках - банках и упираются ногами в специальные упоры. Народная гребля была очень популярна в СССР.

Академическая гребля

Спортсмены приводят лодку в движение веслами, сидя спиной вперед. Такая гребля разделяется на два вида: парную и распашную. В первом случае гребут двумя веслами, во втором, соответственно, одним. Лодки бывают одиночки, двойки, четверки и восьмерки. На восьмерке всегда имеется рулевой, двойки и четверки могут быть как без рулевого - так и с ним, одиночкой же всегда управляет гребец веслами.

Дистанции бывают от 500м до 160км. На финише скорость лодки 8-ки может достигать 30 км/ч. В академической гребле следует отметить относительно высокую стоимость лодок по сравнению с другими видами. К примеру цена профессиональной лодки-одиночки начинается от 1 000 000 руб.

Гребля на байдарках и каноэ

Здесь имеет место так называемая безуключенная гребля - это когда весло не соединяется с лодкой, а находится в руках у гребца. При движении на этих лодках, байдарочники и каноисты находятся лицом вперед. Новичкам очень сложно удержать равновесие. Все лодки делятся на одиночки, двойки и четверки. Гребля на байдарке и на каноэ несколько различается:


Драгонбот

Лодка «дракон» D-10, D-20 - это десяти- или двадцатиместное каноэ. Появилась она в Китае более двух тысяч лет назад. Лодка имеет голову и хвост дракона. Поэтому название у нее не просто метафорическое. Драгонбот был признан отдельным видом спорта в 2007 году. Он очень популярен в Азии и постепенно набирает популярность у нас.

Двадцать человек гребут, вслушиваясь в ритм барабана который находится на носу лодки. "Рулевой" же (на корме) управляет большим рулевым веслом. Этот вид, по сравнению с другими, доступен практически каждому, потому что для начала занятий драгонботом никаких навыков не нужно. Чтобы начать грести в «драконе» - достаточно 5 минут инструктажа на берегу и 5 минут в лодке под присмотром тренера. В дальнейшем остается лишь совершенствовать свою технику.

Аутриггер

Аутриггер - это небольшое одноместное каноэ к которому сбоку прикрепляется поплавок. Такая лодка может преодолевать довольно крупные волны, поэтому гонки на них часто устраивают в прибрежных морских зонах.

Техника гребка здесь схожа с греблей на драконе. Разница лишь в том что спортсмен может попеременно грести то с левой, то с правой стороны. Весло также Т-образное, но имеет более широкую лопасть по сравнению с драгонботом. Аутриггер имеет управление педалями как на байдарке.

В этой статье были рассмотрены основные виды гребли на гладкой воде . Также существует немало способов гребли на белой (или бурной) воде. Это всевозможные экстремальные виды гребли - рафтинг, каякинг, водный туризм, гребля на катамаране и другие. Они принципиально отличаются от рассмотренных выше и требуют особую защитную экипировку, а также нужны соответствующие водоемы или специальные технические сооружения, которые могут создавать потоки бурной воды.



error: