Эффективные методики развития памяти. Долговременное развитие Базовые свойства памяти

В психологии под долговременной памятью понимают один из главных познавательных психических процессов.

Благодаря долговременной памяти мы способны обращаться к своему прошлому, отыскивать в нём информацию, которая необходима для понимания настоящего. В долговременной памяти содержатся знания, придающие смысл нашему опыту, нашей жизни. Долговременная память соединяет прошлое и настоящее и собирает информацию для будущего. От развития этого вида памяти зависит процесс обучения, накопление профессионального опыта, становление профессионального мастерства.

Согласно концепции Р. Аткинсона, предлагающей наиболее разработанную модель структуры памяти, последняя представляет собой три согласованно работающих блока: сенсорных регистров (с хранением информации около 1 секунды), кратковременного хранилища (с небольшим объемом и длительностью хранения около 30 секунд) и блоком долговременного хранения (с неограниченным объёмом и временем сохранения информации). Долговременная память как раз и является третьей частью этой трёхкомпонентной модели памяти.

Долговременную память отличают устойчивость, емкость, богатство и разнообразие абстрактных форм, структур, кодов. Исследователи нейрокогнитологии давно задаются вопросом, где память локализована и как мозг осуществляет хранение информации в долговременной памяти. В конце XX века были сделаны важнейшие открытия, позволяющие приблизиться к пониманию этих процессов. Так, выяснилось, что память локализована и в специальных областях, и по всему мозгу. Сложность исследований заключается в том, что сенсорные переживания в мозге сложны и многообразны.

Особенности хранения информации в долговременной памяти

В процессе запоминания задействовано множество разных структур анализаторов и центральной нервной системы. Таламус занят отфильтровыванием лишнего, в сенсорной коре структурируется поступающая информация и формируется кратковременная память. В ассоциативной коре путём анализа оперативных задач организма и его биологической программы определяется, какие данные будут важны в течение суток и какая информация должна быть переведена в долговременную память.

Процесс длительного сохранения информации в долговременной памяти происходит при участии нуклеиновых кислот и специфических белков памяти. Учёные предполагают, что функционирование механизма запоминания информации, хранящейся в долговременной памяти, связано с изменением структуры нервных клеток и связей между ними.

В процессах памяти важная роль отводится гиппокампу: благодаря ему избирательно улучшается фиксирование отдельных событий, имеющих особо важное биологическое значение.

Что влияет на эффективность запоминания?

Эффективность запоминания зависит как от объективных, так и от субъективных факторов. Объективные отражают особенности материала, который Вы хотите запомнить:

Наглядность информации;

Её количество и структурированность;

Осмысленность;

Степень известности.

Субъективные особенности отражают специфические особенности самого человека, запоминающего информацию. Они включают:

Ведущий тип памяти (используя его, Вы добьётесь наибольшей эффективности);

Установки;

Мотивированность;

Активность;

Функциональное состояние;

Степень знакомства с материалом.

Что важно для прочности запоминания информации, подлежащей сохранению в долговременной памяти?

В ходе исследований учёные выяснили, что два фактора оказывают наиболее сильное влияние на прочность запоминания: это его активность и осмысленность.

Показатели активности:

— Наличие осознанной цели и достаточной мотивации.

— Связь запоминания материала с эмоциями.

— Включение запоминания в процесс деятельности.

Показатели осмысленности:

— Структурирование запоминаемой информации.

— Установление логических связей между частями материала.

— Самоконтроль в процессе запоминания.

— Неоднократное повторение.

Осмысление информации – важный момент, от которого зависит прочность запоминания. Алгоритм осмысления может быть таким:

1.Понимание цели запоминания и прикрепление новых знаний к актуальным потребностям.

2.Понимание смысла изучаемого материала.

3.Анализ информации.

4.Поиск главного, выделение наиболее важных мыслей.

5.Обобщение.

6.Запоминание обобщенного материала.

Как развить долговременную память?

Память, как одна из когнитивных функций мозга, благодаря его свойству пластичности, развивается и тренируется. Существует немало рекомендаций, подсказывающих, как развить долговременную память, и ниже мы рассмотрим некоторые из них:

— Учитывайте, что лучше всего запоминаются начало и конец материала («эффект края», выявленный Эббингаузом).

— Повторяйте материал правильно: сначала – через несколько часов после запоминания, а потом – ещё раз, через несколько дней. Это даёт наилучший результат.

— Объёмную информацию делите на части, блоки. Структурируйте её. Это заметно расширит ёмкость памяти.

— Используйте при запоминании мнемонические приёмы.

— Если есть возможность, не оставайтесь сторонним наблюдателем: активное участие при работе с информацией даёт возможность лучше понять и запомнить материал, подключив, к тому же, эмоциональную составляющую.

— Тренируйте когнитивные функции мозга на .

Память обладает свойствами, которые делают из человека индивидуальную личность. Ею обладают не только люди, но и животные. Человеческая память настолько совершенна, что её развитие не стоит на месте. У каждого человека объём хранения информации разный. Связано это с определённой степенью развития памяти. Но не стоит расстраиваться тем, у кого с этим проблемы. Существуют различные упражнения по улучшению своих способностей.

Мой товарищ Роман не всегда отличался хорошей памятью. Чтобы выучить школьное стихотворение, у него уходило много времени. Даже если он целый вечер сидел за учебниками, это не всегда приносило положительных результатов в запоминании информации.

После школы мы поступили в один университет. Через некоторое время я стала замечать, что Роман стал более внимателен и восприимчив к учёбе. Через пару месяцев его было не узнать. Он с лёгкостью запоминал сложные определения и формулы, изучаемые на парах.

Мне стало интересно, как он смог так быстро добиться ошеломляющих результатов. Роман рассказал о методике развития собственной памяти. В его комплекс входили упражнения, периодический отдых и частые прогулки на свежем воздухе.

Попробовав данную технологию на себе, я тоже стала замечать улучшения в работе мозга. Подробнее о том, как улучшить долговременную память расскажет данная статья.

Чем помогает человеку в жизни развитая долговременная память

В наше время развитая память – залог успешной карьеры. Но, к сожалению, человек любого возраста может начать испытывать сбои, которые влияют на другие способности человека.

Все привыкли думать, что запоминать большую информацию нет необходимости. Телефонный номера хранятся в мобильнике, адрес – в справочнике, важную информацию можно просто записать в ежедневник. Решение проблемы о плохом запоминании решились сами собой. Люди полагают, что развитие памяти приведёт к превращению головы в диктофон. Однако это ошибочное мнение.

Хорошо развитая память – это комплексная работа воображения, мышления, внимания и многого другого.

Развивая свои способности, человек улучшает такие качества, как:

  1. Мышление. Данная способность необходима для связывания воспринимаемых образов в логические цепочки для простоты запоминания. Таким образом, одновременно идёт развитие ассоциативного мышления. Ассоциации способствуют быстрому сохранению информации в отделах головного мозга. Тем самым человек, производя мыслительную деятельность, не тратит много времени и энергии на решение какой-либо проблемы.
  2. Внимание. За счёт улучшения внимания человек способен быть более сосредоточенным, собранным. Ему становится проще сконцентрироваться на определённой задаче. Также в жизни появляется организованность.
  3. Воображение и творческая деятельность. За счет креативных способностей человеку легче придумывать ассоциации и находить нестандартные решения сложных проблем. Так трудные задачи получают простые ответы.
  4. Защита мозга от возрастных изменений. Каждый знает, что если вести малоподвижный образ жизни, тело станет вялым, дряблым. Появятся проблемы со здоровьем. То же самое происходит и с мозгом. Если не заниматься мыслительной деятельностью, отдельные части мозга начинают отмирать за ненадобностью. У человека появляется забывчивость, проблемы с мышлением и т.д. Если занимать мозг различными задачами, то этого можно избежать. Хорошим примером будут математические задачи, кроссворды, ребусы. Также поддерживать мозговую деятельность помогут специальные упражнения по развитию памяти.

Из всего вышесказанного следует отметить, что способность воспринимать и сохранять материал связывает все важные способности человека.


Что плохого в неразвитой способности запоминать

Уже далеко не секрет, что если не развиваться умственно, то человек столкнётся с массой проблем:

  • провалы в памяти;
  • плохая восприимчивость происходящего;
  • забывчивость;
  • рассеянность;
  • повышенная утомляемость;
  • нервозность;
  • головные боли;
  • неспособность чётко излагать свои мысли и т.д.

Помимо нежелания самого человека развивать свои способности, причиной данных проблем может быть заболевание или полученные травмы головы. Поэтому перед тем, как развивать долговременную память у взрослого или ребёнка не лишней будет консультация у врача.

Как самостоятельно развить долговременную память

Для улучшения своих способностей есть ряд упражнений. Выполняя их, результат не заставит себя ждать. Как развить долговременную память Вам расскажут следующие пункты:


Для развития долговременной памяти не требуется каких-то усилий. Главное ежедневно выполнять эти простые упражнения и Вам больше не придётся в нужный момент стоять и мучительно вспоминать важную информацию.

ВЛИЯНИЕ ПОДАВЛЕНИЯ СИНТЕЗА БЕЛКА НА ФОРМИРОВАНИЕ ДОЛГОВРЕМЕННОЙ ПАМЯТИ: КЛЕТОЧНАЯ ГИБЕЛЬ КАК ОДИН ИЗ ВОЗМОЖНЫХ МЕХАНИЗМОВ НАРУШЕНИЯ ПАМЯТИ ПРИ

ДЕЙСТВИИ ЦИКЛОГЕКСИМИДА

И.В. Щеглов

Институт теор етической и экспериментальной биофизики РАН, Пущино-на-Оке, Россия

Формирование долговременной памяти – это переход информации из лабильной кратковременной памяти в стабильную долговременную, длящуюся дни, месяцы, годы, а иногда всю жизнь [ McGaugh , 2000; Anokhin et al ., 2002]. Общепринятая теор ия молекулярных механизмов формирования долговременной памяти предполагает, что ключевую роль в этом процессе играет специфическая активация экспрессии генов и синтез белков de novo , участвующих в модификации существующих и/или образовании новых синаптических связей [ Milner et al ., 1998; Clayton , 2000].

Ингибиторы синтеза белка являются одними из наиболее широко применяемых амнестических агентов для изучения механизмов формирования различных видов долговременной памяти. Постулируется, что для нарушения этого процесса необходимо вводить ингибиторы в дозах, вызывающих подавление синтеза белка в мозге как минимум на 80-90% в течение небольшого периода времени после научения. Кроме того, на некоторых экспериментальных моделях показано существование второго периода чувствительности к действию ингибиторов синтеза белка – через 4-6 ч или даже 13-14 ч после научения [ Bourtchouladze et al ., 1998; Davis , Squire , 1984].

В нашей работе мы исследовали действие максимально высоких доз (200 мкг/полушарие) циклогексимида, ингибитора трансляци и, на формирование долговременной памяти в тесте выученного выпрыгивания из воды [Подольский, 1996, 1997] и в водном лабиринте Морриса при двусторонних введениях в боковые желудочки мозга. Подавление синтеза белка на 96% во всех отделах ЦНС в течение 1 ч после научения грубо нарушало формирование долговременной памяти при научении в лабиринте Морриса, но не влияло на долговременную двигательную память в тесте выученного выпрыгивания из воды. Исходя из возможности существования второго периода чувствительности формирования долговременной памяти к ингибиторам, мы использовали двукратное введение циклогексимида, что значительно продлевало подавление синтеза белка в ЦНС (более 95% в течение первого часа и не менее 75% в течение последующих 9 ч после научения). Тем не менее, даже такая крайне жесткая процедура не вызывала нарушений сохранения долговременной двигательной памяти в тесте выученного выпрыгивания из воды при проверке через 48 ч или 14 суток после научения [Щеглов и соавт., 2001; Подольский, Щеглов, 2003].

Ранее в ряде работ было показано, что формирование некоторых видов долговременной памяти у позвоночных не нарушается глубоким подавлением синтеза белка [ Laudein et al ., 1986; Shoel , Agranoff , 1972; Staubli et al ., 1985]. К сожалению, этим фактам уделяется мало внимания. Результаты наших систематических исследований показали, что механизмы формирования различных видов долговременной памяти могут существенно различаться. Существуют такие формы долговременной памяти, формирование которых в течение многих часов не зависит от активации трансляци онного аппарата нейрон ов.

Недавно нами начата проверка предположения о том, что введение ингибиторов синтеза белка в высоких дозах, применяемых для нарушения формирования долговременной памяти, может приводить к сильному нейротоксическиму эффекту. Следует отметить, что в небольших дозах ингибиторы синтеза белка широко применяются в качестве препаратов, предотвращающих процесс гибели клеток. Тем не менее, появляется все больше работ, в которых показано, что в бóльших дозах ингибиторы синтеза белка могут вызывать апоптоз и/или некроз в различных типах тканей in vivo и in vitro [ Higami et al ., 2000; Squier et al ., 1999]. Однако вопрос о роли нейротоксичности ингибиторов синтеза белка в механизмах нарушения формирование памяти до сих пор не исследован.

Гибель клеток головного мозга определяли по деградации хромосомной ДНК методом электрофореза ДНК в агарозе. Было показано, что двустороннее введение циклогексимида в боковые желудочки мозга в дозе 200 мкг/полушарие, вызывавшей в наших предыдущих экспериментах нарушение формирования долговременной памяти в водном лабиринте Морриса, через 4 ч после инъекции приводит к гибели клеток мозжечка. Предварительные данные позволяют предположить, что аналогичные эффекты ингибитора наблюдаются также в гиппокампе и неокортексе.

Эти данные показывают, что эффекты высоких доз ингибиторов синтеза белка могут быть в определенной степени связаны с гибелью нейрон ов и глии в структурах мозга, принимающих участие в записи информации. Возможно, именно поэтому большинство авторов вынуждены применять максимальные дозы ингибиторов синтеза белка.

Результаты работы позволяют предположить, что общепринятая концепция ключевой роли синтеза белков de novo в молекулярных механизмах формирования памяти не является универсальной.

Изучение механизмов, обеспечивающих передачу импульса через уже эффективную (наученную) синаптическую щель показывают, что они основаны именно на белковых молекулах-передатчиках (< a href =" memory / mem 5. htm " target ="_ blanck "> >). Это значит, что такие молекулы - передатчики должны образовываться тем или иным образом при долговременном научени. Об этом же говорят и положительные результаты опытов автора при научении в лабиринте Морриса. Предположение о том, что повышенные концентрации ингибитора могут препятствовать научению из-за органических поражений противоречат результатам по научению в тесте выученного выпрыгивания из воды. Т.о. автору следовало бы сопоставить эти данные, говорящие о большой вероятности некорректности опытов в попытках ингибировать синтез белков.

16.04.2013

В заголовок я вынес буквальный перевод расшифровки английской аббревиатуры LTE (Long Term Evolution). Это название того самого стандарта передачи данных, который потихоньку заменяет у нас уже ставший привычным 3G. Международный союз электросвязи на конференции в Женеве, состоявшейся в 2012 г., присвоил технологии LTE Advanced официальный статус сетей четвертого поколения.

В заголовок я вынес буквальный перевод расшифровки английской аббревиатуры LTE (Long Term Evolution). Это название того самого стандарта передачи данных, который потихоньку заменяет у нас уже ставший привычным 3G.

Если подходить только формально, то LTE - это все же не 4G. Не дотягивает по скоростям. Однако Международный союз электросвязи на конференции в Женеве, состоявшейся в 2012 г., признал-таки официально (вместе с WiMAX 2) как 4G более совершенный LTE-вариант - LTE Advanced, который, собственно, у нас потихоньку и вводится, и присвоил технологии официальный статус сетей четвертого поколения.

Максимально LTE Advanced может выдавать скорость около100 Мбит/с (и даже чуть выше) в мобильном (в движении) варианте и до 1 Гбит/с в стационарном. Реально же я довольно устойчиво получал (и получаю) в Москве скорость между 20 и 30 Мбит/с, а на удачных пятачках - так и до 50 Мбит/с! Она вполне сравнима с «кабельной», составляющей, скажем, у меня дома всего 30 Мбит/с, и должен заметить, что на мои нужды ее вполне хватает.

По заявлениям наших мобильных операторов, сейчас LTE работает не менее чем в 80 городах России (среди которых, кроме Москвы и Санкт-Петербурга, есть Казань, Хабаровск и, кстати, Балабаново), но с каким покрытием и с какой реально скоростью, мне, увы, неизвестно: не ездил, не тестировал. Поэтому все мои наблюдения над LTE распространяются только на Москву и, пожалуй, на недалекое Подмосковье.

Кроме того, практически все мои LTE-упражнения и LTE-впечатления я получил через оператора «МегаФон» (и только одно - через Yota). Однако на самом деле практически вся московская LTE-сеть (за крохотными исключениями, точнее, дополнениями или даже дублированиями) принадлежит как раз «Скартелу» с его торговой маркой Yota. «МегаФон» же просто арендует у него эти самые частоты (а МТС, кроме Казани, где также арендует, использует свои) и совсем понемногу строит собственные станции.

До самого последнего времени в Москве можно было пользоваться LTE-сетями с помощью сначала исключительно специальных модемов, что сильно их применение ограничивало. Ведь надо же было либо брать с собой ноутбук, либо сидеть дома за стационарным компьютером, а еще был необходим мобильный маршрутизатор. Он уже сильно развязывал LTE руки, так что я и по сей день, выезжая из дома, кладу в набрюшную сумку такой роутер, которым и пользуюсь там, куда приезжаю. Он поддерживает до пяти устройств, но у меня обычно с собой бывают только два коммуникатора и коммуникатор-фотоаппарат Galaxy Camera.

В подобных случаях требуются модемы «МегаФон E392» () и «МегаФон M100-1» ( . Они вставляются в USB-гнездо, где и обживаются с помощью встроенного ПО. Разница между ними крайне невелика. Просто второй из них чуть поменьше, и кроме того, что для меня главное, снабжен откладывающейся USB-пластинкой, благодаря чему после установки в ноутбук его можно немного повращать, чтобы поймать сигнал получше. Кстати, стоят они также одинаково - по 1990 руб.

Увы, с планшетами и коммуникаторами, имеющими USB-хост, они у меня не совместились, зато хорошо работали с некоторыми роутерами, например с ZyXEL Keenetic. Когда я поставил на него «правильную» прошивку, то получил возможность переключаться на получение LTE-модемного Интернета, если основной, проводной, вдруг неожиданно отказывал. Я проверял это и выяснил, что у меня дома LTE-покрытие сильное, уверенное, так что при подобном переключении я даже не замечал, что у меня «другой» Интернет. Все происходит достаточно быстро, и скорость остается практически та же.

Мобильный маршрутизатор «МегаФон MR100-1» ( совершеннее и, понятно, стоит уже подороже - 4900 руб. Он замечательно ловит сеть, раздает никак не хуже двух упомянутых выше и имеет, в сущности, еще один недостаток наряду с довольно высокой ценой: довольно слабую батарею. Так что нужно не забывать его своевременно то и дело отключать, иначе он не проработает даже 3 ч кряду. Поэтому, садясь в автомобиль, я едва ли не первым делом подсоединяю к нему зарядку от прикуривателя. В остальном же…

Но еще до появления в Москве такого маршрутизатора, я протестировал LTE-планшет компании Samsung’а: Galaxy Tab 8.9 P7320 (). Он также прекрасно - через Wi-Fi - раздавал LTE-интернет и заметно дольше работал от батареи. Однако его приходилось возить с собой, и если он работал исключительно в качестве LTE-роутера, то это получалось слишком уж громоздко. Впрочем, сам по себе этот планшет мне очень понравился, я не нашел, к чему придраться, разве что экран у него не на базе технологии AMOLED. Полагаю, что если кто-то тогда искал для себя новый планшет, то этот был в то время весьма недурным выбором. Хотя и…дороговатым.


Сейчас - другое дело. Появившийся на нашем рынке где-то с год назад Galaxy Tab 8.9 P7320 был едва ли не единственным универсальным устройством, поддерживающим LTE. В наши дни только ленивый не встраивает поддержку LTE в свои планшеты и коммуникаторы, в частности в тот же iPhone. Однако тут есть одна загвоздка: у LTE имеется несколько стандартов и частот, на которых он реализуется, и потому сам факт поддержки LTE отнюдь не означает (вот, например, с тем же iPone!), что он будет и у нас работать с LTE. Впрочем, устройств, способных работать и с нашими LTE-сетями, становится все больше, вследствие чего проблем «через что» делается все меньше.

Например, я уже почти месяц тестирую (с наслаждением) Sony Xperia Z, который умеет поддерживать. Однако поначалу подключиться с его помощью к Интернету через LTE у меня никак не получалось - не соединялось. Я уже и весь «МегаФон» измучил, и наше представительство Sony - а никак. Однако ларчик довольно просто открывался.

Вы, наверное, уже забыли ранние времена мобильной передачи данных. И я тоже. А для нее непременно надо записывать адрес так называемой «точки доступа». Но мобильный Интернет стал так распространен и доступен по умолчанию, что сотовые операторы заложили скрипт записывания этой самой точки чуть ли не в SIM-карты. Поэтому, когда вы вставляете их в аппараты, все, что нужно, записывается автоматоматически, без вашего участия. И только, например, катаясь в Крым в отпуск и приобретая там SIM-карту для Интернета, мне приходилось вспоминать о необходимости таких «записей». В Москве же до тех пор, пока «МегаФон» не раскрутил услугу LTE (кстати, и SIM-карта у меня тестовая) на полную, адрес точки приходилось записывать вручную. После чего все сразу же залетало.

Приближаясь к финалу, хочу познакомить вас с одной маленькой (но важной, на мой взгляд,) тонкостью. Yota также выпускает (и продает) под LTE и модемы, и роутеры. Но между модемами компании Yota и оператора «МегаФон» есть разница. Модели, предоставляемые Yota, ловят только LTE, и если сигнал вдруг где-то пропадает (а связь необходима в поездках), вы от Интернета отрубаетесь напрочь. «МегаФон» же в своих устройствах (или, точнее, предлагаемых под своей маркой) и на своих SIM-картах дает возможность при пропадании сигнала LTE автоматом переключаться вниз - на 3G или EDGE. В результате скорость соединения будет падать, причем порой резко, а порой почти незаметно (ну, например, при чтении Twitter или получении почты вы на это и внимания не обратите), но в Интернете вы остаетесь беспрерывно, естественно, с легким прерыванием. Но при первой же возможности она перескакивает назад, наверх.

И последнее - про область покрытия. Где она есть, там она есть. Где ее нет, там она со временем либо появится, либо ее так никогда и не будет. Так вот, упомянутый выше ZyXEL выпустил совершенно замечательный (правда, громоздкий и дорогой - ценой около 400 долл.) модем LTE6100 (http://zyxel.ru/lte6100). В нем установлены специальные антенны, благодаря чему он способен ловить ничем другим не обнаруживаемый LTE-сигнал в довольно «глухих» (в этом смысле) местах - тот самый единственный случай общения с Yota. Потом его можно будет передать на точку доступа (в версии LTE6101 она уже встроена) или по Ethernet-кабелю. Конечно, чудеса свершаются не всегда, даже с помощью ZyXEL, поэтому, экспериментируя, я «провел» Интернет только в одно из двух известных мне «глухих» мест. Но там он получился устойчивый и достаточно мощный: 20 Мбит/с к себе и 10 Мбит/с от себя.

Вообще-то, и у Yota, и у «МегаФона» на соответствующих сайтах лежат карты покрытия, которые, по моему опыту, довольно близки к реальности. Но главное, что радует, - их площадь постоянно расширяется.

Сейчас бы только дождаться заметного снижения цен на LTE-услуги. Поскольку покуда они, на мой взгляд, несколько высоковаты.



error: